Презентация к уроку русского языка по теме «Неполные предложения» (8 класс)

6
0
Материал опубликован 1 May в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №26 Урок русского языка в 8 классе по теме «Неполные предложения» Автор-составитель: Жукова Ю.В., учитель русского языка и литературы

План урока: 1. Понятие о неполном предложении. 2. Отличия неполного двусоставного предложения от односоставного. 3. Употребление неполных предложений.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ по теме «Односоставное предложение» № ПРЕДЛОЖЕНИЕ опр.-личное неопр.-личное безличн. обобщ.-личное назывн. 1. Поговорим об этом при встрече.           2. Какой чудесный маленький мальчик!           3. На деньги ума не купишь.           4. Темнеет.           5. Стало прохладнее.           6. Позвоните мне, пожалуйста!           7. Контрольную ещё не проверили.           8. На улице моросило.           9. Вот так встреча!           10. Не пером пишут, а умом.           Внимательно прочитайте предложения, определите вид каждого из них и поставьте + в соответствующей клеточке.

№ ПРЕДЛОЖЕНИЕ определённо-личное неопределённо-личное безличное обобщенно-личное назывное 1. Поговорим об этом при встрече.  +         2. Какой чудесный маленький мальчик!          + 3. На деньги ума не купишь.        +   4. Темнеет.      +     5. Стало прохладнее.      +     6. Позвоните мне, пожалуйста!  +         7. Контрольную ещё не проверили.    +       8. На улице моросило.      +     9. Вот так встреча!          + 10. Не пером пишут, а умом.        +   ВЗАИМОПРОВЕРКА! КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «5» - 10-9 баллов; «4» - 8-7 баллов; «3» - 6-5 баллов; «2» - 4-… баллов.

Прочитайте предложения-реплики одного из участников диалога. Понятно ли, о чём в них идёт речь, если их употреблять как отдельные речевые отрезки? Антон Егор Предположите, о чём может говорить (спрашивать) второй участник диалога.

Простые предложения (по структуре): ПОЛНЫЕ Имеются все члены предложения, необходимые для понимания его смысла. НЕПОЛНЫЕ Предложение, в котором отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные, и их легко восстановить из контекста или ситуации общения. Несколько человек внимательно рассматривали картину. Воздух пронизан весенней свежестью. Вчера туристы прошли пять километров, сегодня – восемь.

Вчера туристы прошли пять километров, сегодня – восемь. Сложное предложение Вчера туристы прошли пять километров, Двусоставное полное предложение сегодня – восемь. Двусоставное неполное предложение туристы прошли

Пропущенный член предложения Пример 1. Если он хочет со мной поговорить, то пусть подождет. 2. Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты. 3. Все получали письма, а я не получал. он Подлежащее. исчезли Сказуемое. - - - - - письма - - - - - Дополнение.

Несколько членов предложения может быть пропущено в репликах-ответах при диалоге. Как прошли твои выступления? Хорошо. Двусоставное полное предложение Двусоставное неполное предложение Мои выступления прошли хорошо.

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения. Выиграет ли от этого текст?

Следует отличать! Неполное двусоставное предложение: Односоставное предложение: пропущенный член предложения легко восстанавливается. только один главный член, второй в них не пропущен, а невозможен. При этом односоставные предложения могут быть и неполными, если в них пропущен один из членов, на что указывает контекст.

Ребятам не спалось, мне тоже. Односоставное, безличное, полное Односоставное, безличное, неполное. не спалось

Употребление неполных предложений. Распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова. В художественном стиле неполные предложения играют особую роль: они придают речи живость, естественность, непринужденность, позволяют сосредоточить внимание собеседника на главном, важном в сообщении, помогают избежать неоправданного повторения одинаковых слов в одном предложении.

Эллиптические предложения Эллипсис (эллипс)  — «выпадение, опущение».  Пропущено сказуемое, но сохранено слово, которое от него зависит. На столе лежали письма. Одно из них – из Африки. пришло ПРАВИЛО: на месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире.

Юность богата надеждами, а старость - опытом. Зимой темнеет рано, а летом – поздно. Река узнаётся в плавании, а человек – в беде. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. Набирайся ума в учении, храбрости – в сражении. Игра «Продолжи пословицу»

Буквой «П» отметьте полные предложения, буквой «Н» - неполные. Свой выбор объясните. . . Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой П Таня перешла в восьмой класс. П Ира – в пятый. Н О чем ты мечтаешь? П Я мечтаю о каникулах. П Возле окна. Н На столе – стопка книг и тетрадей. Н А волна за волной блещет в разгульном стремленье. П Осень. П Повеяло прохладой. П

Работа с текстом (устно). Вставьте  в текст  пропущенные слова, подобрав их из справок и ответьте на вопросы: С какой целью используются в речи неполные предложения? - Какова сфера употребления неполных предложений? Неполные предложения делают речь…, экономнее без ущерба для смысла. Сфера употребления неполных предложений – …речь. Они частые гости в …, в непринуждённых художественных …  .  Среди …, …  также можно встретить … односоставные предложения.   Они позволяют глубокое содержание «упаковать»  в сжатую, компактную форму. Для справок: лаконичный, разговорный, диалог, описание, поговорка, пословица, неполное. Итог урока.

Домашнее задание Выучить записи в тетради. Найти в любом произведении диалог (не менее 10 предложений), в котором есть неполные предложения. Диалог записать в тетрадь, в скобках восстановить пропущенные члены предложения.

Тест по теме «Неполные предложения» 1. Что такое неполные предложения? в них нет второстепенных членов; в них нет определений; в них пропущен один или несколько членов предложения; таких предложений в русском языке нет.

2. Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера (или номер) неполных предложений (1)У нас появился щенок. (2)Маленький, рыжий. (3)Мы стали думать, как назвать щенка. (4)Джеком или Шариком? 1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 4

3. Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера (или номер) неполных предложений (1) — Приходите к нам завтра обедать, — сказала мама. (2) — Во сколько? (3) — Ну… в три. (4) — Спасибо, обязательно буду. 1) 1 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 4

4. Укажите неполное предложение (1)Я выиграл две партии в шахматы. (2)А проиграл только одну. (3)Все остались довольны. (4)Мне даже да­ли почетную грамоту. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

5. Укажите неполное предложение (1)Я очень быстро ответил на первый вопрос. (2)Потом задумался. (3)В результате оценка оказалась не такой высокой. (4)Я расстроился. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

6. Укажите полное предложение (1) — В каком классе учишься? (2) — В восьмом. (3) — А ты? (4) — В девятом. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

7. Укажите полное предложение (1)Забота скрепляет отношения между людьми. (2)Скрепляет семью. (3)Скрепляет дружбу. (4)Скреп­ляет односельчан, жителей одного города, одной страны. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

8. Укажите номер(-а) неполного(-ых) предложения(-ий). (1) — Я завтра уезжаю. (2) Она взглянула испуганно. (3) — Куда? (4) — В Смоленск. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 2 4) 4

9. Укажите верное объяснение постановки тире в предло­жении Весна красна цветами, а осень — плодами. 1) тире ставится между подлежащим и сказуемым, вы­раженными существительными 2) тире ставится на месте пропуска члена предложения в неполном предложении 3) тире ставится после однородных членов перед обоб­щающим словом 4) это авторский знак

10. Укажите вариант ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых нужно поставить тире в неполном предложении Налево (1) шумела забытая ель, направо (2) плакучая ива. Предстояло много хлопот, а главное (3) ремонт квартиры. Писателю необходима (4) смелость в обращении со словами, скульптору (5) с глиной и мрамором, художни­ку (6) с красками и линиями. Мир освещается солнцем, а человек (7) знанием. 1) 1, 2, 4, 5, 6 2) 4, 5, 6, 7 3) 2, 3 4) 2, 3, 5, 6, 7

КЛЮЧ: – 3; - 4; - 2; - 2; - 2; - 1; - 1; - 2; - 2; - 4. Критерии отметки 10 - 9 баллов 8 - 7 баллов 6 – 5 баллов 4 - …баллов «5» «4» «3» «2»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.