Презентация программы «Колорит» (Обучение детей видам декоративно-прикладного искусства)
Презентация программы «Колорит».
Автор: ПДО Фирсова Д.В.
Давно известно: чем искуснее руки человека, который еще растет, тем умнее становится он сам. Ручной труд направлен на развитие мелкой моторики ребенка, что в свою очередь стимулирует развитие речевых и мыслительных центров.
В начальной школе, особенно в первом классе ребенок осваивает новые для себя виды деятельности, требующие внимания, точности движений, соблюдения последовательности действий, усидчивости и в тоже время проявления творчества и самостоятельности. Развитию этих новых качеств личности способствуют занятия в объединении «Колорит».
Основная цель работы объединения: Обучение детей различным видам декоративно-прикладного искусства, создание условий для самореализации ребенка через достижение им личного успеха в освоении различных видов творческой деятельности.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
- создавать условия для раскрытия и реализации творческого потенциала ребенка;
- развивать у детей мелкую моторику через освоение различных видов ручного труда;
- воспитывать в детях усидчивость, внимательность и целеустремленность;
- обучать детей приемам выполнения изделий в технике оригами, изонить, мягкая игрушка, бумагопластика;
-способствовать самопознанию ребенка, формированию представлений о своих способностях и возможностях;
- формировать и отрабатывать навыки коллективного взаимодействия со сверстниками и педагогом.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения и является среднесрочной.
Занятия проводятся с постоянным составом обучающихся группами по 15 человек, в специально оборудованном классе общеобразовательной школы. В группах занимаются как мальчики, так и девочки, учащиеся 1-4 классов. Специальной подготовки для освоения программы не требуется.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей данной группы детей, а именно:
- ведущая деятельность меняется с игровой на учебную;
- ограниченное время концентрации внимания, потребность постоянной смены деятельности;
- слабый самоконтроль и т.д.
Подбор материала продиктован в первую очередь необходимостью развития у младших школьников мелкой моторики и тренировки гибкости пальцев рук и координации движений для успешного усвоения школьной программы. Все, чему научатся дети на занятиях в объединении, поможет им на занятиях ИЗО, технологии, окружающего мира, геометрии.
Занятия начинаются со знакомства с искусством оригами. Эти занятия на начальном этапе требуют от детей минимальных навыков работы руками. Но именно они приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания и четкому соблюдению последовательности движений. Постепенное усложнение заданий способствует закреплению полученных навыков и постоянному и совершенствованию.
Далее идут разделы: «Работа с бросовым материалом», «Изонить», «Мягкая игрушка» и т.д. Включение в занятия новых материалов способствует поддержанию интереса к занятиям и раскрепощению воображения. Позволяет на практике изучить их свойства и особенности работы, что в дальнейшем ребенок будет использовать как средство художественной выразительности.
Изучение материала во всех разделах построена на принципе от простого к сложному. Начинается изучение с основных приемов и выполнения изделий по образцу. В конце изучения раздела от ученика требуется проявление творческих способностей, умение применять полученные навыки для создания собственного творческого продукта.
Также соблюдены следующие принципы обучения:
- наглядность;
- системность и последовательность;
- доступность материала;
- связь теории и практики.
При реализации программы используются следующие методы работы:
- словесные методы (рассказ, объяснение, разъяснение, инструктаж);
- наглядные методы (метод иллюстрации и демонстрации);
- практические методы (упражнения и демонстрации).
Для реализации целей, поставленных программой, предусмотрены следующие формы организации занятий:
- фронтальная, т.к. дает возможность объяснения материала и его практического освоения всем составом группы одновременно;
- по подгруппам для формирования навыков коллективного взаимодействия;
- индивидуальная форма необходима для раскрытия творческой индивидуальности каждого ребенка.
Для отслеживания приобретенных детьми знаний, умений и навыков программа предусматривает различные способы, такие как педагогическое наблюдение, проведение контрольных срезов в виде опросов, дидактических игр, бесед, викторин. А так же проведение итоговых смотров работ, выставок, конкурсов. Разработаны КИМ на каждый год обучения, где прописан объем ЗУН для каждого уровня (низкого, среднего, высокого) и критерии их оценки.
Современные требования к проведению занятий таковы, что применение компьютерных технологий просто необходимо. Это вносит разнообразие в учебный процесс и расширяет возможности педагога. При обучении детей по данной программе используется интерактивная доска для показа демонстрационного материала по темам, схем и образцов готовых изделий. Для сбора практического материала необходимого для написания программы широко использовались интернет ресурсы.