Презентация и технологическая карта урока «Русский язык как развивающееся явление»

8
2
Материал опубликован 17 August 2016

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Туголукова Елена Николаевна

Класс: 7

Предмет: русский язык

Тема урока: «Русский язык как развивающееся явление» (слайд 1)

Место урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Цель урока: ученики 7 класса на первом в учебном году уроке сформируют представление о русском языке как явлении развивающемся и совершенствующемся (слайд 2)



Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организа

ционный

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.



Приветствие учителя, настрой на работу

2.По следам домашних заданий (слайд 3)

Создание проблемной ситуации

Повторение изученного ранее учебного материала

Организация работы на развитие мыслительных процессов обучающихся (памяти и внимания)

    Чтение предложения (2 раза)

Кажд…е слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства, через которые отр…зилась в слов… пр…рода стр…ны и история народа.

К. Д.Ушинский

Организация фронтальной работы по анализу текста

Запоминание и записывание предложения по памяти, проверка его.

Выполнение заданий на повторение, записанных на доске. Высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения.

    Вставить пропущенные буквы.

    Объяснить написания.

Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание

Осознанное построение устных и письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Осуществление самоконтроля

Выделение осознание того, что уже усвоено, и того, что ещё необходимо повторить и закрепить; осуществление самоконтроля (слайд 4)

3.Интрига (слайд 5)

Создание проблемной ситуации

Организация диалога с обучающимися по анализу языкового материала

    Язык есть самая живая, самая обильная и проч…ная связь, со…д…няющая отжившие, ж…вущие и будущие поколения народа в одно в…ликое историческое целое.

Организация фронтальной работы по анализу предложения

Язык изменчив, как изменчива сама жизнь.

С.Я. Маршак

Организация фронтальной работы по анализу предложения (слайд 10)

Анализ языкового материала под руководством учителя, высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения

    Вставить пропущенные буквы.

    Объяснить написания.

    Укажите ключевые слова в этом предложении, исходя из темы урока.

    Что такое развитие? Как понимаете это понятие? (слайд 8)

    Как думаете, какой из этих процессов характерен для нашего языка? Почему? (слайд 9)

    Списать, указать частеречную принадлежность всех слов.

Осознанное построение устных и письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Исследование условий проблемной задачи, осуществление самоконтроля

(слайды 6 - 7)

Исследование условий проблемной задачи, осуществление самоконтроля

(слайды 11)

4. Движение темы

Создание ситуации повторения учебного материала

Организация фронтальной работы по анализу предложения (слайд 12)

Организация фронтальной работы (слайд 13)

    выя - ???

    шуица - ???

    ланиты - ???

    перси - ???

    ендова - ???

Организация индивидуальной работы (слайд 16)

    Замените архаизмы современными словами, если это возможно.

Организация устной фронтальной работы (слайды 17-20)

Анализ языкового материала под руководством учителя, высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения

Осознанное построение устных и письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Осуществление самоконтроля (слайд 14)

Физминутка

4.Движение темы

Организация творческой работы (слайд 21)

Создание ситуации повторения учебного материала с помощью слайдов презентации

(слады 22-26)

Работа с книгой

(слайд 27)

Словарная работа

(слайд 28)

Организация написания – миниатюры сочинения с использованием иллюстрации и опорных слов.

Организация работы с книгой

    упражнение 1 (по заданию самостоятельно с последующей

проверкой)

Организация словарной работы

восточнославянский

западнославянский

южнославянский

общеславянский

древнерусский

    объяснить орфограмму.

    составить словосочетания, используя данные слова.

Анализ языкового материала под руководством учителя, аргументация своей точки зрения

Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание.

Осуществление самоконтроля

Осуществление самоконтроля

Осуществление самоконтроля

7.Рефлексия

(слайд 31)

В изменениях языка участвует каждый из говорящих на русском, поэтому мы должны помнить, что и от нас зависит, каким будет наш родной язык. (слайд 29)

8. Запись и объяснение Д/З: выполнить синтаксический разбор высказывания С.Я.Маршака

параграф 1 (подробный пересказ)

(слайд 30)


русский язык как развивающееся явление
PPTX / 1.71 Мб



Предварительный просмотр презентации

Русский язык как развивающееся явление Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32» города Братска Туголукова Елена Николаевна

Цель: ученики 7 класса на первом в учебном году уроке сформируют представление о русском языке как явлении развивающемся и совершенствующемся

Кажд…е слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства, через которые отр…зилась в слов… пр…рода стр…ны и история народа. К. Д.Ушинский Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить написания.

Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. К. Д.Ушинский Самопроверка

Язык есть самая живая, самая обильная и проч…ная связь, со…д…няющая отжившие, ж…вущие и будущие поколения народа в одно в…ликое историческое целое. К.Д.Ушинский Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить написания. Укажите ключевые слова в этом предложении, исходя из темы урока.

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое. К.Д.Ушинский .Самопроверка

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое. К.Д.Ушинский .Самопроверка

Развитие — процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

Деградация ??? Эволюция ??? Как думаете, какой из этих процессов характерен для нашего языка? Почему?

Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. С.Я. Маршак Списать , указать частеречную принадлежность всех слов.

Язык (сущ.) изменчив (кр.прил.), как (союз) изменчива (кр. прил.) сама (мест.) жизнь (сущ.). С.Я. Маршак Соотнесите данное высказывание с темой урока.

Развитие языка Все живые языки постоянно изменяются, они имеют прошлое и настоящее, в которых зарождаются элементы будущего состояния языка. Слова, которые мы знаем, но употребляем редко, составляют наш пассивный запас (устаревшие слова). В него входят архаизмы и историзмы.

Архаизмы Архаизмы-слова, вышедшие из употребления и замененные другими словами. выя - ??? шуица - ??? ланиты - ??? перси - ??? ендова - ???

Архаизмы Архаизмы-слова, вышедшие из употребления и замененные другими словами. выя - шея шуица - левая рука ланиты - щеки перси - грудь ендова - тарелка

Замените архаизмы современными словами, если это возможно.

Замените архаизмы современными словами, если это возможно.

Историзмы Историзмы-слова, ушедшие из языка в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали. Опричнина княжна околоточный армяк

Как объяснить, почему эти слова покинули наш язык?

Развитие языка Слова, которые мы знаем и употребляем, составляют наш активный словарный запас. Словарный состав языка постоянно пополняется. Новые слова, пришедшие в язык, называют неологизмами.

Неологизмы Неологизм - слово, которое возникло как новое название существующего или вновь появившегося предмета/явления. Неологизмы могут войти с активный словарь или так и остаться неологизмами Мерчендайзинг провайдер + ваши примеры

Авторские неологизмы Если в литературном произведении автор использует изобретенное им слово, возникает авторский неологизм. Эти слова со временем могут стать привычными и войти в язык. Так слова маятник, созвездие, чертеж появились в языке благодаря работам М.В.Ломоносова. А трогательный, рассеянность - благодаря творчеству Н.М.Карамзина. Вспомните, какие авторские неологизмы знаете вы?

Славянские языки Русский язык - один из славянских языков. Совпадения в лексике, фонетике и грамматике славянских языков говорит о том, что в древности славяне составляли один народ. За многие столетия самостоятельного развития в славянских языках произошли изменения. Многие некогда общие для славян слова в разных славянских языках получили различное лексическое значение. Упражнение 1 (по заданию самостоятельно с последующей проверкой)

Словарная работа восточнославянский западнославянский южнославянский общеславянский древнерусский

В изменениях языка участвует каждый из говорящих на русском, поэтому мы должны помнить, что и от нас зависит, каким будет наш родной язык.

Домашняя работа выполнить синтаксический разбор высказывания С.Я.Маршака параграф 1 (подробный пересказ)

Рефлексия Мне всё понятно! Было интересно! Надо повторить ещё раз. Доработаю дома! Совсем ничего не понял (-а)! Очень сложно! Дорабатывать не буду! Не хочу!

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Не могу скачать файл с конспектом урока. Он отсутствует.

1 February 2017

У меня все читается (и презентация, и технологическая карта). Попробовала с 3 ноутбуков. Возможно, Вам просто необходимо сменить браузер.

2 February 2017

Ответ #13850 был удален 2 February 2017


Похожие публикации