Презентация и технологическая карта урока «Русский язык как развивающееся явление»
Русский язык как развивающееся явление Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №32» города Братска Туголукова Елена Николаевна
Цель: ученики 7 класса на первом в учебном году уроке сформируют представление о русском языке как явлении развивающемся и совершенствующемся
Кажд…е слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства, через которые отр…зилась в слов… пр…рода стр…ны и история народа. К. Д.Ушинский Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить написания.
Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. К. Д.Ушинский Самопроверка
Язык есть самая живая, самая обильная и проч…ная связь, со…д…няющая отжившие, ж…вущие и будущие поколения народа в одно в…ликое историческое целое. К.Д.Ушинский Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить написания. Укажите ключевые слова в этом предложении, исходя из темы урока.
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое. К.Д.Ушинский .Самопроверка
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое. К.Д.Ушинский .Самопроверка
Развитие — процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное.
Деградация ??? Эволюция ??? Как думаете, какой из этих процессов характерен для нашего языка? Почему?
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. С.Я. Маршак Списать , указать частеречную принадлежность всех слов.
Язык (сущ.) изменчив (кр.прил.), как (союз) изменчива (кр. прил.) сама (мест.) жизнь (сущ.). С.Я. Маршак Соотнесите данное высказывание с темой урока.
Развитие языка Все живые языки постоянно изменяются, они имеют прошлое и настоящее, в которых зарождаются элементы будущего состояния языка. Слова, которые мы знаем, но употребляем редко, составляют наш пассивный запас (устаревшие слова). В него входят архаизмы и историзмы.
Архаизмы Архаизмы-слова, вышедшие из употребления и замененные другими словами. выя - ??? шуица - ??? ланиты - ??? перси - ??? ендова - ???
Архаизмы Архаизмы-слова, вышедшие из употребления и замененные другими словами. выя - шея шуица - левая рука ланиты - щеки перси - грудь ендова - тарелка
Замените архаизмы современными словами, если это возможно.
Замените архаизмы современными словами, если это возможно.
Историзмы Историзмы-слова, ушедшие из языка в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали. Опричнина княжна околоточный армяк
Как объяснить, почему эти слова покинули наш язык?
Развитие языка Слова, которые мы знаем и употребляем, составляют наш активный словарный запас. Словарный состав языка постоянно пополняется. Новые слова, пришедшие в язык, называют неологизмами.
Неологизмы Неологизм - слово, которое возникло как новое название существующего или вновь появившегося предмета/явления. Неологизмы могут войти с активный словарь или так и остаться неологизмами Мерчендайзинг провайдер + ваши примеры
Авторские неологизмы Если в литературном произведении автор использует изобретенное им слово, возникает авторский неологизм. Эти слова со временем могут стать привычными и войти в язык. Так слова маятник, созвездие, чертеж появились в языке благодаря работам М.В.Ломоносова. А трогательный, рассеянность - благодаря творчеству Н.М.Карамзина. Вспомните, какие авторские неологизмы знаете вы?
Славянские языки Русский язык - один из славянских языков. Совпадения в лексике, фонетике и грамматике славянских языков говорит о том, что в древности славяне составляли один народ. За многие столетия самостоятельного развития в славянских языках произошли изменения. Многие некогда общие для славян слова в разных славянских языках получили различное лексическое значение. Упражнение 1 (по заданию самостоятельно с последующей проверкой)
Словарная работа восточнославянский западнославянский южнославянский общеславянский древнерусский
В изменениях языка участвует каждый из говорящих на русском, поэтому мы должны помнить, что и от нас зависит, каким будет наш родной язык.
Домашняя работа выполнить синтаксический разбор высказывания С.Я.Маршака параграф 1 (подробный пересказ)
Рефлексия Мне всё понятно! Было интересно! Надо повторить ещё раз. Доработаю дома! Совсем ничего не понял (-а)! Очень сложно! Дорабатывать не буду! Не хочу!
Хорева Елена Алексеевна
Туголукова Елена Николаевна