Технологическая карта урока «Составное именное сказуемое» (Русский язык, 8 класс)

3
0
Материал опубликован 6 December 2021

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Учитель: Бичегкуева Валентина Сергеевна

Дата: 06.11.19

Класс: 8 «Д»

Предмет: русский язык.

Авторы учебника: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, М: «Просвещение», 2015 г.

Тема урока: Составное именное сказуемое

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока: 1) содержательные: актуализация знаний о сказуемом, о его функции в речи; отработка умений видеть и определять составное именное сказуемое; развитие умений сопоставлять разные виды сказуемых, углубление знаний о грамматическом и лексическом значении составных сказуемых.

2) деятельностные: создание условий для изучения и усвоения новой темы, развитие способности к новым видам деятельности, развитие мыслительных операций, нахождение оптимальных приёмов работы в группах, развитие навыков самоконтроля.

Задачи: развивать интерес к предмету, формировать правильное отношение к слову, к выразительным возможностям языка.

Технологии: ИКТ, индивидуально- личностного обучения, здоровьесбережения, технология развития критического мышления.

Планируемые результаты.

Предметные:

Образовательные: систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках по теме «Сказуемое»; анализировать предложения, находить грамматическую основу, определять виды сказуемого и отличать их друг от друга.

Развивающие: формировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, ответственности за качество своих знаний, уважительного отношения к чужому мнению.

Личностные: формировать мотивацию к самостоятельному поиску знаний, уметь отстаивать собственную позицию, уважать мнение других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать, адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.

Метапредметные :

Познавательные УУД : самостоятельно формулировать тему, сравнивать и анализировать, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД : определять цель и задачи в деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, адекватно оценивать результаты соей работы и работы других.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение, вступать в диалог, задавать вопросы, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, карточки, оценочные листы.

 

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты УУД

 

1.Организационный.

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

 

 

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: самоопределение

Метапредметные: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающихся в группах (Р)

 

2.Актуализация знаний.

5

Формирование орфографической зоркости.

Орфографический диктант с грамматическим заданием (определить части речи): сочинение написано, диковинные растения, письма отправлены, глиняная посуда, странная находка, стеклянная ваза, кожаные кресла, двери распахнуты.

Самостоятельная работа, рефлексия, контроль.

И

Диктует словарный диктант. Задаёт вопросы:

Все ли записанные пары слов являются словосочетаниями? Обоснуйте своё мнение.

Какие орфографические правила необходимо знать при написании слов с Н и НН?

Записывают слова под диктовку, анализируют, сравнивают, вспоминают изученный ранее материал.

Метапредметные: сотрудничество в поиске информации (К), контроль, коррекция, оценка.(Р)

Предметные: построение логической цепочки в развитии мысли, анализ, сравнение, выводы.

Взаимопроверка, саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

3.Постановка темы и цели урока.

6

Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока

Предложения записаны на доске:

Наступила тёплая осенняя погода. Школьники будут чаще ходить на экскурсии в парк. Деревья там прекрасны в своих разноцветные нарядах.

Наблюдение, синтаксический разбор предложений, проблемная ситуация. Работа по плану урока.

Ф

Беседа: Что вы можете сказать о главных членах предложений?

-Что вы знаете об изученных видах сказуемых?

Чем они отличаются друг от друга?

В каком предложении мы не можем определить вид сказуемого?

- Кто может предположить, какой будет тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы должны поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

Высказывают свою точку зрения, доказывают её. Вспоминают ранее изученный материал.

 

Предметные: построение логической цепочки в развитии мысли, анализ, сравнение, выводы.

Формулировка проблемы, анализ с целью выделения признаков (П)

Умение строить логическое высказывание по поставленному вопросу, доказывать свою точку зрения (К)

4.Освоение нового материала.

8

Определить место и своеобразие

составных именных сказуемых

План работы группы:

1. Найти сказуемые, указать их вид, выписать из предложений составные именные сказуемые. Из каких частей состоит составное именное сказуемое?

3. Указать, какой частью речи выражена именная часть

5. Составить связный ответ.

 

1 группа

Сад не был готов к зиме. Опавшие листья всё ещё не убраны, земля не перекопана, стволы деревьев не побелены. Только ямы для посадки роз были выкопаны.

 

2 группа Стоявший на опушке леса дуб был красив и могуч. Он стал лучшим украшением этой местности. Жители деревни считали его местной достопримечательностью.

 

3 группа

Ночь была светлая. Деревни казались рядами огромных белых шатров. В воздухе стали носиться какие-то неясные звуки

Наблюдение, работа с текстом (сравнение).

Г

- Оказывает помощь группам (по мере необходимости), наблюдает за работой групп,

слушает ответы обучающихся. Обобщает полученную информацию.

- Перечислите, какими частями речи может быть выражена именная часть? Что выражает вспомогательный глагол? Именная часть?

На основе ранее полученных знаний выполняют работу, анализируют, выясняют условия выбора составных именных сказуемых формулируют правило, которым должны руководствоваться все обучающиеся, чтобы правильно сделать выводы.

Оценивают результат.

Составное именное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательного глагола и именной части. Вспомогательный глагол выражает грамматическое значение, именная часть выражает лексическое значение.

Метапредметные: умение находить необходимую информацию (П), осуществлять отбор главного, выбирать способы решения поставленных задач (Р), выражать свои мысли (К)

Предметные: выявлять особенности составного именного сказуемого.

Личностные: воспитание интереса к самостоятельному добыванию знаний, привитие интереса к родному языку

4.1.Работа с презентацией.

8

Сравнить новые знания, открытые в процессе совместной работы с теоретическим материалом презентации.

Учебник страница 65.

Наблюдение, сравнение, вывод. (Презентация слайды 2-17)

Ф

- Задаёт вопросы, слушает ответы, оценивает уровень знаний учащихся.

-Что нового вы узнали о составном именном сказуемом? Что такое нулевой глагол-связка?

 

Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников; читают правило в учебнике, смотрят презентацию; в процессе групповой работы делают выводы.

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания, полученные на предыдущих уроках и на этом уроке (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и оценивать действия одноклассников (К)

5..Первичное закрепление нового материала.

6

Правильно выделять в предложении сказуемое, определять вид сказуемого.

Научиться выразительно читать предложения, соблюдая нормы орфоэпии и используя интонационные средства.

Работа с учебником. Выполнение упражнения №109

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока.

И

Проверить правильность выполнения задания

Задать вопросы, выслушать ответы, оценить уровень знаний обучающихся.

 

Выявляют грамматические особенности составного именного сказуемого, производят синтаксический разбор сказуемых у доски по алгоритму.

 

Предметные: находить и правильно использовать в речи составные именные сказуемые.

 

Взаимопровека, саморегуляция в ситуации затруднения (Р); умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П)

 

 

 

 

6.Рефлексия.

5

Дать оценку в решении учебных задач.

Карточка самоконтроля.

Самоанализ, самооценка.

 

П

Подвести итоги урока, поблагодарить за работу, объявить результаты.

 

 

Заполнить карточку самоконтроля.

Предметные: контроль и оценка результатов деятельности.

Личностные: самооценка на основе успешности, выделение обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

7.Домашнее задание.

1

Закрепить полученные знания.

§21, выучить правило, упр. 108, 107 (на выбор)

Самостоятельная работа.

И

Сообщить задание и прокомментировать его.

Записывают в дневники задание.

 

 

 

Личностные: внимание, самоконтроль, ответственность.

 

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации