Презентация «Soft skills - навыки будущего»
SOFT SKILLS – НАВЫКИ БУДУЩЕГО SOFT SKILLS
Что такое hard и soft skills? Сейчас о soft skills говорят очень много. Притом эти навыки не изобрели вчера или даже сто лет назад, раньше не использовалось само понятие soft skills, но только в прошлом веке с быстрым развитием науки и промышленности начали их исследовать и изучать. В настоящее время успех человека во многом зависит от его коммуникативных способностей, поэтому эти навыки получили отражение в стандартах ФГОС.
Современному работодателю необходим сотрудник, не только обладающий профессиональными компетенциями в своей области, но и способный , при необходимости, совмещать смежные профессии, обладающий гибкостью мышления, адаптивностью к меняющимся условиям, способностью учится и переучиваться всю жизнь, формировать новые необходимые компетенции, развивать мышление, ориентированное на решение проблем. В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и трудового опыта, нужно еще нечто большее.
«Сегодняшнее образование становится совершенно другим, как и технологии. Во-первых, совершенно очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления, когда человек вырабатывает для себя целый маршрут по жизни приобретения новых и новых знаний». В.В. Путин
Навыки ТВЕРДЫЕ (hard skills) МЯГКИЕ (soft skills)
Твердые навыки HARD SKILLS легко наблюдать; легко измерить; легко продемонстрировать; необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. умение ездить на велосипеде Примеры: умение решать математические задачи умение читать владение иностранным языком
Мягкие навыки SOFT SKILLS социальные навыки; неочевидно измеряемые; эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки; необходимы в любом виде деятельности. Примеры: не отдельные или разрозненные навыки; единый комплекс навыков, необходимых для плодотворного общения и решения совместных задач. умение общаться умение работать в команде умение убеждать умение решать проблемы умение принимать решения умение управлять своим временем, мотивировать себя и других
Результаты исследования Гарвардского Университета и Стенфордского исследовательского института Вклад навыков в профессиональную успешность сотрудника: soft skills –– 85% hard skills ––15% Результаты исследования генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500», проведенного Стенфордским исследовательским институтом совместно с фондом Карнеги Мелона Долговременный и стабильный успех руководителей компаний в работе на 75% определяется soft skills и только на 25% – hard skills.
Soft skills, которые считаются наиболее ценными в сотрудниках: 1) способность работать в команде; 2) способность принимать решения и решать проблемы; 3) способность общаться с людьми в организации и вне её; 4) способность планировать, организовывать и выделять приоритеты; 5) способность искать и обрабатывать информацию. Результаты исследования, проведенного Американской Национальной Ассоциацией колледжей и работодателей
Около 90% руководителей испытывают нехватку мотивированных работников с развитыми навыками адаптивности, кооперативной работы и критического мышления. Результаты исследований Wall Street Journal
SOFT SKILLS Навыки эффективного мышления: Креативное мышление Критическое мышление Проектное мышление Поиск и анализ информации Навыки управления собой: эмоциональный интеллект стрессоустойчивость планирование и целеполагание тайм-менеджмент рефлексия коммуникативные навыки: Командная работа Networking- построение деловых полезных отношений самопрезентация,презентация, публичное выступление ведение переговоров Управленческие навыки: лидерство наставничество ответственность
Наша педагогическая система, которая складывалась веками, не должна разрушаться, а должна эволюционировать, должны смещаться педагогические акценты. От обучающихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.
Навыки SOFT SKILLS Умение работать в команде умение слушать; способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями; готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации; умение убеждать и находить компромисс.
Навыки SOFT SKILLS ГРУППА: может состоять из любого числа людей; люди взаимодействуют друг с другом; люди психологически сознают присутствие других членов группы; люди рассматривают себя как группу. КОМАНДА: люди оказывают влияние друг на друга ради достижения общей цели; наблюдается эффект синергии: 1+1=3; суммарное усилие команды намного превышает сумму усилий ее отдельных игроков. Умение работать в команде
Ситуации эффективнойработы в команде когда для принятия решения необходим консенсус; когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения; когда необходимо решить сложную задачу или проблему; когда необходима высокая самоотдача и ответственность каждого члена команды; когда для решения задачи требуется широкий диапазон компетентности; возможность реализации целей всех членов команды; когда работа предполагает разработку стратегии; когда необходим разносторонний подход.
педагог учит обучающихся делать что-то вместе; педагог помогает решать учебные вопросы; педагог добивается, чтобы и отдельный обучающийся, и вся команда добилась цели; проведение командных мероприятий: деловые игры; волонтерские программы. организация совместных проектов. Развитие умений работать в команде
Навыки SOFT SKILLS Задача педагога: развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить обучающимся задачи, которые соответствуют их способностям и характеру; научить добиваться выполнения задач; развивать лидерские качества; воодушевить обучающихся и повести их за собой. Способы развития умения: организация работы различных клубов; проведение занятий по интересам; развитие кураторства, наставничества. Развитие умений принимать решения и решать проблемы
БЫТЬ ЛИДЕРОМ – значит быть человеком, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения за всю команду.
Группы лидерских качеств (Уорен Беннис) управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательно для последователей; управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей. управление значением или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями; управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчинённых;
Работа педагога направлена на развитие умений: доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить с группой сверстников и с другими взрослыми; выступать перед аудиторией. Способы развития коммуникабельности: поощрение на занятиях активного участия учащихся в дискуссии; внедрение в практику дискуссионных форм работы; внедрение форм работы, где ученики совместно реализуют проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам; развитие навыков составления резюме, самопрезентации и прохождения интервью. Навыки SOFT SKILLS Развитие умений общаться с людьми
Обучающиеся должны научиться организовать свое время так, чтобы успевать делать все запланированные дела: учиться; принимать участие в мероприятиях; заниматься в кружках и секциях; уметь собрать команду; принимать быстрые решения, когда что-то идет не так, как задумано. Способы развития организаторских способностей: развитие навыков тайм-менеджмента; наличие расписания дня по часам – время для учебы, спорта, хобби, домашних заданий, время для отдыха; участие в многочисленных мероприятиях. ОРГАНИЗАТОРСКАЯ СПОСОБНОСТЬ – способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – важные качества организатора. Навыки SOFT SKILLS Развитие умений планировать, организовывать и выделять приоритеты
Педагог учит: быть самостоятельными; добывать правильно нужную информацию, используя разные источники; учиться обобщать; сопереживать; анализировать; делать определённые выводы. Навыки SOFT SKILLS Развитие умений работать с информацией