Урок музыки в 4 классе на тему «Музыка стран Европы и мира»
Пояснительная записка к презентации
Урок музыки в 4 классе на тему «Музыка стран Европы и мира»
Кондратенко Анатолий Дмитриевич
Учитель музыки
МБОУ « Школа №21 города Донецка»
Учитель-методист, победитель конкурса грантов
«Samsung навстречу знаниям 2011» в номинации
«Развитие творческих способностей учащихся»
Сценарий урока-путешествия в 4 классе «Музыка стран Европы и мира» представляет различные формы творческого обучения на уроках музыки, имеет главную цель - развитие музыкальной культуры и творческих способностей учащихся. В процессе музыкального путешествия ученики демонстрируют различные виды музыкальной деятельности от пения, восприятия музыки к инструментальному исполнительству. Игровые, творческие задачи урока позволяют всем участникам почувствовать радость творчества и желание творить.
Урок музыки в 4 классе на тему «Музыка стран Европы и мира»
Кондратенко Анатолий Дмитриевич
Учитель музыки
МБОУ « Школа №21 города Донецка»
Тема урока. «Музыка стран Европы и мира»
музыкальное путешествие
Цель и задачи:
Расширение представлений и знаний учащихся о народном и композиторскую музыку стран Европы и мира.
Раскрыть взаимосвязь музыкальных культур разных народов.Развитие музыкально-творческих способностей учащихся.
Воспитывать интерес, любовь к музыке.Формировать потребность воспринимать и выполнять высокохудожественные музыкальные произведения.
Тип урока: музыкальное путешествие.
Действующие лица:Ведущий (учитель), машинист, пассажиры (все ученики класса)
Оборудование: портреты композиторов, фонохрестоматия. ритмические карточки, музыкальные инструменты (баян, синтезатор, ритмические инструменты), CD проигрыватель
Сценарий музыкального путешествия
Ученики заходят в класс под музыкальное сопровождение ( «Голубой вагон» В.Шаинского) и занимают свои места (в вагонах). Каждые четыре парты перевязаны цветной лентой и напоминают вагоны поезда.(Тема семестра и урока написано на доске)
Музыка не знает границ
Тема урока. Музыка стран Европы и мира
Ведущий.
Дети, вы, наверное, все любить путешествовать и сегодня у нас урок музыки, который мы проведем в виде игры под названием «Музыкальное путешествие по странам Европы и мира ». Во время его проведения вы продемонстрируете свои знания, умения и навыки, которые вы получили в течение семестра. За каждый правильный ответ вы будете получать нотки, нарисованные на бумаге. Одна нота, равна 1 баллу.
Какая команда (1-го, 2-го или 3-го вагона) соберет больше ноток - та и победила в соревновании «Музыкальное путешествие». На этом уроке мне хотелось бы совершить с вами музыкальное путешествие по Европе и странам мира.
Внимание! Уважаемые пассажиры! Наш поезд идет до станции «Исполнительская». На пути нас ожидает шесть остановок. Первая остановка - станция «Мелодичная», вторая станция «Ритмическая», третья станция - «Музыкальных загадок», четвертая - станция «Композиторская», пятая - «Слушательская» и последняя - станция «Исполнительская». Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - станция «Мелодичная». Машинист дает гудок (свисток) и поезд отправляется в путь. Звучит «Попутная песня» М.И. Глинки. Пассажиры имитируют движение колес поезда согнутыми в локтях руками в ритме музыки.
Станция «Мелодичная»
На этой станции вы должны узнать мелодию песни по её фрагменту и назвать страну, в которую мы приехали. Мелодию нужно спеть до конца куплета со словами. Тот, кто не справляется с этой задачей, отстает от поезда.На доске записаны фрагменты мелодий белорусской народной песни «Бульба», польской народной песни «Кукушка», чешской народной «Польки». Учитель показывает фрагмент мелодии, а один пассажир или несколько определяют, какая мелодия записана (прозвучала) и называют страну, в которую они приехали - Белоруссию, Польшу, Чехию, Грецию или Италию.Песни можно выполнять по одному куплету или целиком - по желанию учителя и учеников. Далее отправляются те пассажиры, которые знали слова песен и правильно спели мелодию.
За каждый правильный ответ учащиеся получают нотки-баллы.
Уважаемые пассажиры! Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - станция «Ритмическая».Машинист дает гудок. Поезд отправляется в путь до следующей станции.Звучит «Попутная песня» М.И. Глинки. Пассажиры имитируют движение колес поезда согнутыми в локтях руками в ритме музыки.
Станция «Ритмическая»
На этой станции вы должны угадать произведение по ритму, а затем стать участником оркестра. Учитель изображает ритмический рисунок «молдовеняски», пассажиры называют танец и страну в которую они приехали. Затем они становятся и играют молдавский народный танец «Молдовеняска» в ансамбле с учителем(выполняют ритмичное остинато на ударных инструментах).
Ученики за правильный ответ и участники оркестра получают нотки-баллы.
Уважаемые пассажиры! Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - станция «Музыкальных загадок». Машинист дает гудок. Поезд отправляется в путь до следующей станции.Звучит «Попутная песня» М.И. Глинки. Пассажиры имитируют движение колес поезда согнутыми в локтях руками в ритме музыки.
Станция «Музыкальных загадок»
На этой станции вы отгадываете названия жанров народных песен и танцев. Для этого нужно переставить склады в горизонтальных рядах так, чтобы прочитать название жанра и назвать страну, в которой он впервые появился.
КА | ПОЛЬ | | |
ЛИНГ | ХАЛ | | |
ЗУР | КА | МА | |
НЕЗ | ПО | ЛО | |
СИР | КИ | ТА | |
РО | БАР | КА | ЛА |
ТЕ | РАН | ТА | ЛЛА |
Пассажиры называют жанр танца или песни и страну его происхождения:
Полька - Чехия, Халлинг - Норвегия, мазурка и полонез - Польша, сиртаки - Греция, баркарола - Италия, тарантелла - Италия.
Ученики за правильные ответы получают нотки-баллы.
Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - станция «Композиторская».Машинист дает гудок. Поезд отправляется в путь до следующей станции.Звучит «Попутная песня» М.И. Глинки. Пассажиры имитируют движение колес поезда согнутыми в локтях руками в ритме музыки.
Станция «Композиторская»
По портретам вам нужно узнать композиторов, которые в своем творчестве использовали народные песни и танцы, и назвать их произведения. Пассажиры называют композиторов и вспоминают музыкальные произведения, которые слушали в течение четверти: В.А. Моцарт - Симфония №40, И. Брамс - Венгерский танец, П. Чайковский - Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром, Э. Григ «В пещере горного короля», М. Глинка «Венецианская ночь», «Ходит ветер воет в поле» .
Ученики за правильные ответы получают нотки-баллы.
Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка - станция «Слушательская».Машинист даёт гудок. Поезд отправляется в путь до следующей станции.Звучит «Попутная песня» М.И. Глинки. Пассажиры имитируют движение колес поезда согнутыми в локтях руками в ритме музыки.
Станция «Слушательская.
По музыкальному фрагменту вам нужно угадать произведение композитора, назвать страну, в которой он жил. Ответы запишите в таблицу.
Композитор | Название произведения | Страна |
М.Глинка | Веницианская ночь | Россия |
Э.Григ | В пещере горного короля | Норвегия |
В.А.Моцарт | Симфония №40 | Австрия |
Й.Брамс | Венгерский танец | Венгрия |
П.Чайковский | Концерт №1 для фортепиано с оркестром | Россия |
А.Хачатурян | Гопак из балета «Гаянэ» | Армения |
Н.Лысенко | Элегия | Украина |
Ученики за правильные ответы получают нотки-баллы
Осторожно, двери закрываются. Последняя остановка - станция «Исполнительская».Машинист дает гудок. Поезд отправляется в путь до следующей станции.Звучит «Попутная песня» М.И. Глинки. Пассажиры имитируют движение колес поезда согнутыми в локтях руками в ритме музыки.
Станция «Исполнительская»
Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Мы завершаем его исполнением песни «Большой хоровод» Б. Савельева.
Исполняется песня «Большой хоровод» Б.Савельева с ритмическим аккомпанементом. С каждой команды выбираются солисты, которые должны выполнить куплет песни, а все вместе команды поют припев песни. Лучшее исполнение соло - 2 нотки
Итог урока-путешествия
Подведение итогов игры - «Музыкальное путешествие». Каждая команда считает нотки-баллы, которые получили во время музыкального путешествия по Европе и странам мира.
Объявление результатов игры и награждение победителей.
Заключительное слово ведущего (учителя):
Я хотел бы поблагодарить всех участников нашего музыкального путешествия по странам Европы и мира, пожелать успехов в творческой деятельности и новых интересных встреча с музыкой.
Ученики выходят из класса под музыкальное сопровождение ( «Большой хоровод» Б.Савельева)
ЛИТЕРАТУРА
1. О.Я.Ростовский, Л.Хлебникова, Р.Марченко. Музыка.1-4 класс. Начальная школа, 2006.
2. Ю.Е.Юцевич.Музыка.Словарь-справочник.-Тернополь: Учебная книга-Богдан, 2003
Кондратенко А.Д