Предварительный просмотр презентации

«УМК «Литература» 5-9 классы под редакцией В.Я. Коровиной как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе» План: 1. «Визитная карточка» УМК; 2. Актуализация проблематики через соотнесение УМК с требованиями ФГОС 3. Структура и содержание УМК, его специфика. 4. Рассмотрение примеров использования УМК в образовательном процессе. 5. Анализ УМК под ред. Коровиной В.Я. 6. Сопоставительный анализ с другими УМК 6. Заключение. Выполнила Учитель русского языка и литературы Егорова Ирина Александровна г. Нижний Новгород

Главная концептуальная идея программы : российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК. Таким учебно-методическим комплексом УМК под ред. В.Я.Коровиной. Учебники комплекта рекомендованы Министерством образования и науки РФ Отвечают требованиям действующего Государственного стандарта основного общего образования; Обеспечивают преемственность с НОО Задачи реализации образовательной программы 1. Достижение личностных результатов учащихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию; осмысление и принятие основных базовых ценностей. 2. Достижение метапредметных результатов обучающихся: Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). 3. Достижение предметных результатов: Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Визитная карточка УМК по литературе под ред. Коровиной В.Я. Линия УМК под редакцией В.Я. Коровиной полностью соответствует требованиям ФГОС ООО 1. В основе УМК– деятельностный подход к обучению. 2. Широкий диапазон видов учебной деятельности, моделируемых системой вопросов и заданий (рубрики: «Размышляем о прочитанном», «Проверьте себя», «Обогащаем свою речь» и др.) 3. Привлечены к анализу литературного произведения актерская исполнительная интерпретации стихотворных и прозаических произведений. В учебниках для 7-9 классов появились блоки вопросов и заданий для работы с фонохрестоматиями, в которых звучат произведения классиков русской и мировой литературы. 4. Рубрика в системе заданий – «Проект», задания которой ориентируют учащихся на совместную организационную, поисковую, исследовательскую, литературно-творческую деятельность 5. Расширение перечня современной литературы. 6. Рассмотрение отечественной литературы в контексте мирового словесного искусства.

Структура и специфика УМК по литературе под ред. Коровиной В.Я.: рабочая программа; учебник; дидактические материалы; рабочие тетради; фонохрестоматия; методические советы; поурочные разработки; проверочные работы; хрестоматия художественных произведений (для 9 класса). Особенности состава УМК Дидактические материалы содержат необходимые, но не вошедшие в учебник художественные тексты, портреты писателей, другие иллюстрации, а также вопросы, задания, игры, кроссворды, викторины, материалы для внеклассного чтения, дополнительные художественные и литературоведческие материалы. Методические советы для учителя созданы с учетом наиболее интересного опыта изучения литературных произведений, включенных в школьную программу. Фонохрестоматии позволят услышать произведения русской классической литературы в исполнении известных актеров московских театров, народных артистов России. К фонохрестоматии прилагаются «Методические рекомендации», в которых дана методика работы со звучащим текстом, предложены вопросы и задания для осмысления учащимися актерской, режиссерской и музыкальной интерпретаций текста. Поурочные разработки содержат конспекты уроков. Проверочные работы по литературе для 5 – 9 классов содержат рекомендации для проведения диагностических, текущих и итоговых проверочных работ по литературе, материалы для литературных игр контрольного характера и олимпиад по литературе.

Рубрики УМК В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». «Проект» (н-р, «Литература и изобразительное искусство» Задания УМК направлены на проблемный подход в изложении содержания (рубрики «Размышляем о прочитанном», «Читаем самостоятельно») Авторы предлагают разнообразные формы организации проектной деятельности (индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах). Задания рубрики «Проект», направлены на формирование УУД, а также ученической самостоятельности В учебниках обеспечиваются условия для индивидуального развития всех обучающихся (задания рубрик «Творческое задание», «Слушаем актерское чтение», «Литература и другие виды искусства») Механизм оценивания в УМК, позволяющий отследить динамику личных достижений обучающихся, реализуется в пособии «Проверочные работы»

Ключевые проблемы УМК по литературе под ред. Коровиной В.Я. В каждом учебнике затронута одна из ведущих проблем: в 5 классе – внимание к книге; в 6 классе – художественное произведение и его автор; в 7 классе – особенности труда писателя; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – начало курса на историко-литературной основе

Рассмотрение примеров использования УМК в образовательном процессе. УМК Коровиной по литературе, например, для 5 класса дает богатый материал для развития проектно-исследовательских умений и навыков обучающихся и позволяет создавать ситуации творческой учебной деятельности, которые способствуют раскрытию и развитию творческих способностей детей. Возьмем рубрику «Литература и изобразительное искусство» , которая помогает не только расширить кругозор обучающихся, а также формировать навыки использования произведений изобразительного искусства в качестве дополнительного литературного материала; способствовать формированию художественного вкуса, интереса к изучению искусства. В отличие от писателя, который погружает читателя во все сложности сюжета, изображает жизнь в развитии, художник-живописец показывает своих героев в каком-то одном моменте действия, в замкнутых рамках картины, вызывающей у зрителей ассоциации с предыдущим состоянием изображённых героев и заставляющего искать продолжающееся действие. При изучении русской народной сказки «Царевна-лягушка» организуем работу по сравнению репродукции картины В.М.Васнецова и иллюстрации И.Я.Билибина, расположенных на страницах учебника, отвечая на основной вопрос задания (стр.25): «Какие иллюстрации вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки?»

Анализ УМК под ред. Коровиной В.Я. Плюсы Учебник соответствует государственным стандартам. Требования, предъявляемые к курсу литературы, учитывают возрастные особенности учащихся. Отличительной особенностью учебника-хрестоматии является постоянное прослеживание и демонстрация тесных связей литературы разных эпох и народов. Используется тематический и жанровый подход при построении структур курса каждого класса. Система, реализованная в учебниках, помогает проследить непрерывный процесс развития общества. Книги включают произведения от древности до наших дней. Представлены разнообразные виды заданий: от вопросов по содержанию текста - к языковому анализу произведения, сопоставление произведений художественной литературы с произведениями изобразительного искусства, то есть учебник осуществляет межпредметные связи. Хороший подбор произведений, достаточное количество красочных иллюстраций в учебнике 5 класса Учебник интересен хорошо подобранными вопросами, которые заставляют задуматься над современными нравственными проблемами. Интересно приложение "Читаем, думаем, спорим", в котором используются викторины, кроссворды и другой занимательный материал. В учебнике достаточно теоретического материала: биографии поэтов и писателей (в нужном для 5-го класса объеме), материал о стихотворении, определения литературных жанров, история создания многих произведений, позволяющая учащимся понять идейную направленность произведения Хорошее соотношение русской и зарубежной литературы, позволяющей в целом увидеть мировую литературу. Минусы УМК скудные статьи об авторах, биографические справки , которые не дают возможности познакомиться с писателями. В учебниках есть словари литературных терминов, но они помещены во второй части, что затрудняет работу учащихся на уроке. Мало иллюстративного материала в учебниках 6-9 классов. В справочнике отсутствуют примерные планы отзыва о произведении, анализа стихотворения, эпизода

Сопоставительный анализ с другими УМК