Рабочая программа по литературе в 9 классе по УМК В.Я. Коровиной

5
0
Материал опубликован 18 August 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №3»

ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


 РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № 01


от 26 августа 2019г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

Подпись__________


29 августа 2019 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 30 августа 2019 № 387

Директор

_____________________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Класс: 9-А, 9-Б

Количество часов в неделю – 3ч.

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год



БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ






Разработчик программы:

Поважнюк Светлана Анатольевна

учитель русского языка и

литературы

Категория: высшая





Армянск

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адресность программы

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9-ых классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской Программы по литературе для 5–9 классов (авторы В.Я.Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева) – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014.

В соответствии с учебным планом «Литература» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения в основной школе. Предмет относится к области «Филология», реализуется за счет инвариантной части учебного плана.

Данная программа рассчитана на изучение литературы в 9 классе — 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

УМК (учебно-методический комплект)

1. Учебник: Литература. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электр. носителе. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский/; под ред. В.Я. Коровиной.- М.:«Просвещение», 2014.- 416 с.

2. CD-диск «Фонохрестоматия 9 класс» к учебнику Коровина В.Я. Литература: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (1, 2 часть) М.: Просвещение, 2014.

3. Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 9 класс Москва, «ВАКО», 2016

4. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое

пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016.  — 446с.

Цели и задачи учебного предмета.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию

личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к

обучению.

Основные цели изучения предмета литературы в 9 классе.

Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы в единстве формы и содержания.

Формирование у учащихся читательской культуры, культуры ведения диалога, развитие критического мышления и эстетического вкуса школьников.

Овладение умениями: формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, в т.ч. Интернет и др.

Задачи курса литературы 9 класса.

Расширить круг чтения.

Повысить качество чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Развить устойчивый интерес к чтению.

Совершенствовать навыки выразительного чтения; овладеть способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений.

Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры обучающихся.

Научить видам устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному); свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений.

Научить развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; свободному владению письменной речью.

Расширить кругозор обучающихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Научить читать и анализировать художественные произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Учебный предмет литература в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.


































1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные результаты обучения:

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

формирование целостного мировоззрения;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты обучения:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки;

смысловое чтение;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты обучения:

Ученик научится:

определять понятия «литература как искусство слова» (углубление представлений), «ода», «сентиментализм» (начальные представления), «элегия», «баллада» (развитие представлений), «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «автор» (развитие представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений), «композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм, «пафос» и его виды, «жанр», (развитие представлений), «лейтмотив», «онегинская строфа», «рассказ» (развитие представлений), «роман» (развитие представлений), «романтический герой», «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя; «художественная условность», «фантастика» - развитие представлений, гипербола», «гротеск» (развитие представлений), «реализм», «реалистическая типизация» - углубление понятий; «притча» (углубление понятия), «силлабо-тоническая» и «тоническая система стихосложения» (углубление представлений), «трагедия как жанр драмы» (углубление понятия), «драматическая поэма» (углубление понятия);

определять художественные особенности древнерусской литературы;

определять художественные особенности литературы XVIII века;

определять художественные особенности литературы XIX века;

определять художественные особенности литературы XX века;

определять основные черты античной лирики;

определять особенности эпохи Возрождения;

определять особенности эпохи Просвещения;

давать основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов;

определять образную природу словесного искусства;

анализировать содержание изученных произведений;

составлять композицию сочинения;

писать эссе;

определять особенности художественных текстов разных жанров;

определять жанры текста;

находить художественные средства.

Ученик получит возможность научиться:

определять и понимать изученные литературоведческие понятия;

понимать ключевые проблемы изученных художественных произведений;

понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

определять художественные особенности древнерусской литературы;

определять художественные особенности литературы XVIII века;

определять принадлежность текста к литературному направлению;

определять принадлежность текста к тому или иному жанру;

характеризовать образы героев;

интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико - литературные понятия;

выделять тему, идею, нравственную проблематику текста;

понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;

пересказывать разными способами, выделяя сюжетные линии;

определять художественные средства в текстах;

выразительно читать;

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

сопоставлять тексты, образы героев, природы;

находить в статье учебника основные теоретико-литературные понятия, необходимые сведения;

использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения проектов;

различать типы героев, художественные средства, стихотворные размеры;

формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

применять полученные знания на практике.

















2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ВВЕДЕНИЕ (2 часа.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Внеклассное чтение №1.

Признаки истинной поэзии.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов.)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Развитие речи №1,2

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9 часов.)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Квинт Гораций Флакк. Слово о поэте. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»). Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (49 часов)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Развитие речи №3

Развитие речи №4

Контрольное классное сочинение №1

Александр Сергеевич Пушкин.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Развитие речи № 5,6

Домашнее контрольное сочинение №1

Внеклассное чтение №2

А.С.Пушкин. Романтическая поэма «Цыганы».

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Развитие речи №7

Классное контрольное сочинение №2

Николай Васильевич Гоголь.

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Внеклассное чтение №3. И.Тургенев «Ася».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 часов.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.


Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Романсы на стихи поэтов 19 века. Ф.Тютчев «Я встретил Вас…», А.Толстой «Средь шумного бала…», А.Фет «Я тебе ничего не скажу».

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Внеклассное чтение №4

Б.Васильев «А зори здесь тихие».

Внеклассное чтение №5

В.Кондратьев «Сашка».

Развитие речи №8

Домашнее классное сочинение №2

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.


Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Итоговая контрольная работа № 1за курс 9 класса.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа)

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (4 часа)



ФОРМЫ И ТЕМЫ КОНТРОЛЯ


Обязательные

виды работ

Количество работ

Тема контроля

Вид контроля

Классное сочинение

2

Классное контрольное сочинение №1 по комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума» («Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Классное контрольное сочинение №2 «Образ лишнего человека в романе М.Ю.Лермонтова».

Текущий контроль


Домашнее

сочинение

2

«Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Нравственный выбор человека на войне» (по произведениям М.Шолохова и Б.Васильева)

Текущий контроль


Контрольная работа

1

Итоговая контрольная работа № 1 за курс 9 класса

Текущий контроль

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов

Всего часов

Контр.

работы

Кл.

сочинения

Дом.

сочинение

Вн. чтение

Развитие речи

1

Введение.

2

-

-

-

1

-

2

Из древнерусской литературы.

6

-

-

-

-

2

3

Из русской литературы XVIII века.

9

-

-

-

-

-

4

Из русской литературы XIX века.

49

-

2

1

2

5

5

Из русской литературы XX века.

28

-

-

1

2

1

6

Зарубежная литература

4

-

-

-

-

-

7

Проектная деятельность

4

1

-

-

-

-


ИТОГО

102

1

2

2

5

8



































4.КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

9-А

Дата

9-Б

Кол

час

Тема урока.

Основное содержание.

по плану

по факту

по плану

по факту


1






1

Введение (2 часа).

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

2





1

Вн.чт. 1 Признаки истинной поэзии.

Из древнерусской литературы (6 часов).

3





1

Общая характеристика древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы.

4





1

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

5





1

Система образов «Слова…». Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

6





1

Поэтическое искусство автора в «Слове…». Особенности языка и жанра произведения

7





1

Р.р № 1. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны». Образ русской женщины в древнерусской литературе.

8





1

Р.р № 2. Письменный ответ на вопрос: «Чем привлекательны образы русских князей в

«Слове…»?»

Из русской литературы ХVIII века (9 часов)

9





1

Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века.

10





1

М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор. «Вечернее размышление о божием величестве…»

11





1

М.В. Ломоносов. Жанр оды. Ода «На день восшествия…»: лейтмотивы.

12





1

Г. Р. Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

13





1

Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. (Стихотворение «Памятник»).

14





1

Квинт Гораций Флакк. Слово о поэте.

«К Мельпомене» («Я воздвиг памятник...»).

15





1

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

16





1

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

17





1

Н.М.Карамзин «Осень» и другие произведения писателя.

Из русской литературы половины ХIХ века (49ч.)

18





1

Золотой век русской литературы. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия XIX века.

19





1

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве.

20





1

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

21





1

А.С.Грибоедов. Жизнь и судьба. Грибоедов – дипломат. Комедия «Горе от ума» – замысел, сюжет, жанр.

22





1

А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.

23





1

А.С.Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого.

24





1

А.С.Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения.

25





1

А.С.Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики.

26





1

Р.р № 3. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой.

27





1

Р.р № 4. Подготовка к написанию классного сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

28





1

Классное контрольное сочинение №1 по комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума» («Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

29





1

А.С.Пушкин: жизнь,творчество и судьба. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

30





1

А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине.

31





1

Анализ контрольных сочинений.

А.С.Пушкин. Темы свободы и власти в творчестве. Стихотворение «К морю» и «Анчар».

32





1

Любовная лирика А.С.Пушкина.

Стихотворение «На холмах Грузии», «Я Вас любил».

33






1

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии

«Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу стихотворения)

34





1

А.С.Пушкин.

Маленькие трагедии «Моцарт и Сальери»- проблема «гения и злодейства»

35





1

Вн. чт. № 2. А.С. Пушкин. Романтическая поэма "Цыганы". Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный».

36





1

Р.р № 5. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А. С. Пушкина.

37





1

А.С.Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. Замысел и композиция романа, сюжет, жанр. Онегинская строфа.

38





1

А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Онегин и столичное дворянское общество.

39





1

А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Онегин и поместное дворянское общество

40





1

А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

41





1

А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина.

42





1

А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений. Анализ двух писем.

43





1

А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

44





1

Р.р № 6 Подготовка к домашнему контрольному сочинению №1 по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор.).

45






1

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

46





1

Анализ контрольных домашних сочинений

М.Ю.Лермонтов. Образ поэта – пророка в творчестве.

47





1

М.Ю.Лермонтов. Адресаты любовной лирики и послания к ним.

48





1

М.Ю.Лермонтов Эпоха безвременья и тема Родины в лирике поэта.

49





1

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

50





1

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Глава «Бела».

51





1

М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». Печорин в системе образов романа. Глава «Максим Максимыч», «Тамань».

52





1

М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». Печорин в системе образов романа. Глава «Княжна Мэри»

53





1

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение.

54





1

Р.р № 7 Подготовка к классному сочинению №2 по роману М.Лермонтова «Герой нашего времени».

55





1

Классное контрольное сочинение №2

«Образ лишнего человека в романе М.Ю.Лермонтова».

56






1

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции.

57






1

Анализ контрольных сочинений.

Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Смысл названия. Галерея помещиков в поэме.

58





1

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа.

59





1

Образ народа в поэме «Мёртвые души».

60





1

«Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. Лирические отступления в поэме «Мёртвые души».

61





1

Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики.

62





1

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя».

63





1

Роль истории Настеньки в романе

Ф.М. Достоевского.

64





1

А.П.Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в

многолюдном городе.

65





1

А.П. Чехов «Смерть

чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей.

66





1

Вн. чт.№3 И.А.Тургенев Повесть «Ася».

Из русской литературы XX века (28 часов)

67





1

Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы.

68





1

И.А. Бунин: слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи», лиризм повествования.

69





1

Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии.

70





1

А.А.Блок. Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...»Высокие идеалы и предчувствие перемен.

71





1

А.А.Блок. Своеобразие лирических интонаций.

«О весна, без конца и без края», «О доблестях, о подвигах, о славе...».

72





1

С. А. Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя

родная…», «Край ты мой, заброшенный…».

73





1

С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема любви в лирике Есенина. «Письмо к женщине», Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

74





1

В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство лирики. «А вы могли бы?», «Послушайте».

75





1

М.А. Булгаков: слово о писателе. Повесть «Собачье сердце», история создания.

76





1

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Система образов произведения.

77





1

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Проблематика и приём гротеска в повести.

78





1

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

79





1

М.И.Цветаева Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

80





1

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

81





1

А.А.Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

82





1

Н. А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе:

«Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание».

83





1

Н. А. Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта.

84





1

Романсы на стихи поэтов 19 века. Ф.Тютчев «Я встретил Вас…», А.Толстой «Средь шумного бала…», А.Фет «Я тебе ничего не скажу».

85





1

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя.

86





1

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

87





1

Вн. чт. №4 Б.Васильев «А зори здесь тихие».

88





1

Вн. чт. №5 В.Кондратьев «Сашка».

89





1

Р.р № 8. Подготовка к домашнему контрольному сочинению №2 по теме «Нравственный выбор человека на войне» (по произведениям М.Шолохова и Б.Васильева).

90





1

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Лирика о природе и любви.

91





1

Анализ домашнего контрольного сочинения.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи поэта-воина. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины». Стихи о родине, о природе.

92





1

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика.

93





1

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор», трагизм судьбы героини.

94





1

Итоговая контрольная работа № 1за курс 9 класса.

Из зарубежной литературы (4 часа).

95





1

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм, общечеловеческое значение героев. Трагизм любви.

96





1

У.Шекспир. «Гамлет». Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

97





1

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

98





1

Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Проектная деятельность (4 часа).

99





1

Создание проектных работ «Строки, опалённые войной».

100





1

Требования к выполнению и оформлению творческих проектов. Подготовительная работа.

101





1

Защита проектных работ «Строки, опалённые войной».

102





1

Защита проектных работ «Строки, опалённые войной».




































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.