Рабочая программа по литературе для 9 класса по УМК В.Я. Коровиной
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тоболовская средняя общеобразовательная школа-
Ершовская основная школа
с. Ершово, Ишимский район, Тюменская область.
Утверждено:
Директор МАОУ Тоболовская СОШ
_______________ Н.Ф. Жидкова
Приказ № 134 от 31 августа 2016 г _____
Согласовано
Старший методист: ______________ Сироткина И.В
Согласовано
Заместитель
директора по УВР:
________Н. И .Плесовских
31.08.2016 г.
Рабочая программа
по литературе для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Иванова Елена Юрьевна
Пояснительная записка:
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования по литературе (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089) с учетом примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2005.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования.
На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям.
Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально- эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям.
Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической.
Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 5, 6, 7, 8 классах по 70 часов, в 9 классе – 105 часов для обязательного изучения литературы на ступени среднего общего образования. Согласно учебному плану МАОУ Тоболовская СОШ на изучение литературы в 9 классе отводится 3 ч в неделю (102 часа за год).
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;
овладение теоретико-литературными понятиями;
формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Учебно-методический комплект:
Программа под редакцией В. Я Коровиной. Авторы программы - В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, В.П. Полухина и др..
Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина, И.С. Збарский, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2003.
Поурочные разработки по литературе в 9 классе. Авторы И.В.Золотарёва, Т.А.Крысова. Москва «Вако» 2005г.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать
характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка
2. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
3. поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина, И.С. Збарский, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2003.
Словари и справочники:
-
Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. – М: Просвещение, 2006.
5. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
9. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.
Тематическое планирование и содержание тем учебного курса
№ раздела |
Тема раздела |
Содержание раздела |
1 |
Введение 1 час |
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений). |
2 |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 4 часа 1 (р/р) |
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы. |
3 |
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА 11 часов |
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии. Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты) Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). |
4 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 51 час 7ч(р/р) 1ч (к/р) |
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Понятие о романтизме. Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчёту, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа. Теория литературы. Жанровые особенности рассказа (развитие). Из поэзии XIX века Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и обучающихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. |
5 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 33 часа 1ч (р/р) 1ч (к/р) |
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Максим Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблемы любви и свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов, эмоциональность и красочность языка. Роль рассказчика. Теория литературы. Развитие понятия о романтизме. Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия). В.Г.Распутин «Деньги для Марии». Распутин – писатель, публицист, патриот российской земли. Противопоставление жизненных принципов персонажей. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль вагонных попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения Из русской поэзии XX века Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. |
6 |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2часа |
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). |
Программа по региональной литературе:
Рогачева Н.А, Данилина Г.И, Эртнер Е.Н. Литература и фольклор Тюменского края: региональный компонент на уроках литературы в 5-11 классах. Программа. – Тюмень, ИПК ПК, 1996.
Хрестоматия по региональной литературе:
«Страна без границ»: Литературная хрестоматия для 8-11 классов в 2 книгах. Составители: Н.Н.Горбачева, Н.А.Рогачева. Тюмень. 1998.
Сайт Электронная библиотека Тюменского писателя
Номер урока |
Дата проведения |
Тема |
Содержание регионального компонента |
11 |
26с |
НРК. Д.И.Лихачёв. Память культуры. Из писем о добром и прекрасном. |
|
37 |
2д |
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин – «портрет поколения». НРК. А.С.Рахвалов «Трагедия моего поколения» |
Развитие лермонтовских традиций в произведении А.С.Рахвалова. Нравственный выбор героя. Текстовая характеристика литературного героя. |
63 |
13ф |
Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. НРК. Ф.М.Достоевский в нашем крае из «Дневника писателя» 1873г |
Исторический фон произведения. |
65 |
17ф |
Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. НРК. Г.И.Успенский «Поездки к переселенцам» |
Письма А.П.Чехова из Сибири. Переселенческая тема, традиции этнографической прозы. Сибирь как предмет научного и художественного постижения в творчестве Г.И.Успенского. |
90-91 |
26а, 28а |
НРК. И.Ермаков «Богиня в шинели» |
Художественное освоение темы ВОВ в литературе Тюменского края. |
94 |
10м |
НРК. З.Тоболкин «Сказание об Анне» |
Художественное освоение темы ВОВ в литературе Тюменского края. |
Произведения для заучивания наизусть:
Отрывок произведения (поэтический 5-11 классы) должен представлять законченный смысловой текст, равный не менее 30 строк; прозаический текст – 10-15 строк (5-8 классы), 15-20 строк (9-11 классы). Тексты для заучивания наизусть из драматического произведения определяются формой монолога.
9 класс: 13поэт.+1пр.
«Слово о полку Игореве» (отрывок)
Г.Р. Державин «Памятник»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок), «К***», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Я вас любил», «К Чаадаеву»
М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Поэт», «Молитва», «Пророк», «Нет, не тебя я пылко так люблю» по стандарту (4 стихотворения по выбору)
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (отрывок)
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)
А.А. Блок «Земное сердце стынет вновь», «Осенний день», «Мы встречались с тобой на закате» (1 стих. на выбор)
С.А. Есенин «Отговорила роща золотая», «Клён ты мой опавший», «Я покинул родимый дом», «Собаке Качалова» (1 стих. на выбор)
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Устное народное творчество. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, система образов.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение художественного текста.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
Анализ и интерпретация произведения.
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Приложение к приказу от 31.08.2016 № 134
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
на 2016-2017 учебный год
Составитель Иванова Е.Ю.
№ п/п |
дата |
Тема урока |
Стандарты ЗНАТЬ/УМЕТЬ |
Кодификатор ОГЭ |
Основные понятия |
Домашнее задание |
Введение. Цель: раскрыть роль литературы в духовной жизни России. Обзорное знакомство с шедеврами родной литературы в процессе формирования читательского мастерства. |
||||||
1 |
01.09 |
Роль литературы в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы в процессе формирования читательского мастерства. Инструктаж по ТБ. |
Знать: взаимосвязь литературы с русским освободительным движением (3 этапа освободительного движения); понятие шедевры Уметь: делиться впечатлениями о прочитанном, составлять связный логический рассказ. |
1.1 |
Литература шедевры |
Приготовить презентацию «Древнерусская литература» |
Древнерусская литература. Цель: познакомить обучающихся с истоками и началом древнерусской литературы. Показать богатство жанров литературы Древней Руси (летопись, житие, слово, поучение, хождение и т.д.). Раскрыть патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. |
||||||
2. |
05.09 |
Древнерусская литература. Богатство жанров. «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. |
Знать: обзорную характеристику древнерусской литературы, богатство жанров Уметь: различать жанры древнерусской литературы |
3.1 1.7 |
Слово Жанры ДР – житие, сказание, летопись, слово, нравоучение |
С6 выполнить задание 2 |
3 |
07.09 |
«Слово о полку Игореве» - история рукописи, сюжет, главные герои, композиция. |
Знать: историю рукописи, историческую основу поэмы, сюжет и композицию «Слова..» и её героев Уметь: выразительно читать текст. |
1.7 |
Стихотворный перевод |
Выучить наизусть отрывок «Слова…» |
4 |
08.09 |
Р.Р Выразительное чтение наизусть «Золотого слова ….» и «Плача Ярославны» |
Знать: произведение целиком Уметь: пересказывать прочитанный текст, выразительно читать. |
Подготовить проект «Князь Игорь» |
||
5. |
12.09 |
Образ Игоря. Идейный смысл произведения -объединение Руси. Тест «Древнерусская литература» |
Знать: образ Игоря, самые существенные особенности идейно- образного содержания поэмы Уметь: выразительно читать наизусть отрывок из поэмы. |
1.6 |
Патриотизм патриоты |
С 30-32 подготовить пересказ |
Литература 18 века. Цель: дать характеристику русской литературы 18 века как эпохи классицизма. Показать идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения, нравственно-воспитательный пафос литературы. Раскрыть идею гражданского служения; прославление величия и могущества Российского государства. Познакомить учащихся с сентиментализмом как литературным направлением. Показать зарождение в литературе антикрепостнической направленности. |
||||||
6 |
14.09 |
Характеристика русской литературы 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве. |
Знать: направление в русском искусстве – классицизм, основоположников направления Уметь: работать с таблицей, уметь конспектировать статью учебника, лекцию учителя. |
1.5 |
классицизм |
Подготовить проект «М.В.Ломоносов» |
7 |
15.09 |
М.В.Ломоносов. Слово о поэте, учёном, реформаторе русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». |
Знать: основные жизненные вехи поэта, особенности поэзии, теорию трёх штилей Уметь: конспектировать лекцию учителя, определять штиль (стиль) произведения |
4.1 |
Штили |
Выучить наизусть отрывок оды |
8 |
19.09 |
Прославление Родины, науки, просвещения в произведениях Ломоносова. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» |
Знать: содержание оды «на день..» Уметь: определять и различать высокий, средний, низкий штили, читать наизусть отрывок из оды. |
4.1 1.7 |
ода |
Выучить наизусть отрывок оды |
9 |
21.09 |
Г.Р.Державин. Новаторство поэта. «Властителям и судиям», «Памятник», «Снигирь». Обличение несправедливости. |
Знать: биографию и творчество Державина. Уметь: формировать письменный ответ на вопрос учителя, выразительно читать стихи Державина. |
4.3 |
Категоричность изящество будничность |
Выполнить задание «В творческой лаборатории» |
10 |
22.0 |
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты) |
Знать: жизнь и творчество Радищева, краткое содержание, главных героев Уметь: составлять хронологию жизни и творчества писателя |
Творческая работа |
||
11 |
26.09 |
НРК. Д.И.Лихачёв Память культуры. Из писем о добром и прекрасном. |
Знать содержание и назначение писем Уметь вычленять главное, работать с учебным текстом, использовать в своей практике |
Подготовить проект «Жизнь Карамзина» |
||
12 |
28.09 |
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Видеоэнциклопедия. |
Знать: биографию Карамзина, особенности творчества Уметь: составлять хронологию жизни писателя по видеофильму |
4.4 |
Публицист Филолог журналист |
Творческая работа |
13. |
29.09 |
Сентиментализм. Стихотворения «Осень», «Берег». УЗ «Здоровый образ Н.М.Карамзина» |
Знать: понятие сентиментализм Уметь: различать литературные направления: классицизм и сентиментализм |
1.5 |
Сентиментальный чувственный эмоциональный сентиментализм |
Прочитать повесть «Бедная Лиза» |
14 |
03.10 |
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». |
Знать: содержание повести, сюжет и героев повести Уметь: строить устные ответы на вопросы учителя |
1.6 |
сентиментальный |
С 76 задание 1-2 выполнить |
15 |
05.10 |
Сюжет повести «Бедная Лиза». Герои Лиза и Эраст. Тест. |
Знать: содержание повести, сюжет и героев повести Уметь: строить устные ответы на вопросы учителя |
1.6 |
сентиментальный |
Составить ромашку Блума «Лиза» (1гр), «Эраст» (2гр) |
16 |
06.10 |
Творческая работа по материалам темы «Классицизм, сентиментализм». Тест. |
Знать: понятие сентиментализм, основоположников направления Уметь: логически правильно строить письменные ответы на заданные вопросы |
Работа в группах: творческий проект |
||
Шедевры русской литературы 19 века. Золотой век русской поэзии. Цель: дать представление о русской классической литературе. Показать расцвет русской поэзии, совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Познакомить учащихся с основным течением в русской литературе – романтизмом. Рассмотреть соотношения мечты и действительности в романтических произведениях, конфликт романтического героя с миром. Обсудить тему «маленького человека» и её развитие, образ «героя времени», образ русской женщины и проблема женского счастья. Реализм в русской литературе. |
||||||
17 |
10.10 |
Поэзия 19 века. В.Жуковский, К.Батюшков, А.Пушкин, Н.М.Языков. Романтизм. |
Знать: понятие «русская классическая литература», романтизм как литературное направление. Уметь: конспектировать лекцию учителя |
5.2 |
Классицизм Классик Классика Классическая литература романтизм |
Подготовить рассказ о жизни Грибоедова |
18 |
12.10 |
А.С.Грибоедов. Слово о драматурге. Обзор содержания комедии «Горе от ума». |
Знать: биографию Грибоедова, творческую историю комедии «Горе от ума» Уметь: рассказывать о жизни Грибоедова после прочтения статьи учебника и просмотра видеофильма |
5.4 |
Гениальность Оригинальность Цензурные искажения |
Дочитать 1д, подготовить вопросы по содержанию |
19 |
13.10 |
Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. |
Знать: героев комедии, отдельные действия и явления Уметь: читать по ролям текст, делать анализ списка действующих лиц |
1.6 |
Лексика Комедия Сюжет Персонажи пьесы |
Дочитать 2д, творческая работа |
20 |
17.10 |
Общечеловеческое звучание образов персонажей. Сравнительные характеристики: Чацкий и Молчалин, Чацкий и Софья. |
Знать: 1-2 действие целиком Уметь: делать анализ монологов, выразительно читать монологи главных героев наизусть. |
Опорная лексика |
Подготовить анализ 3д, заполнить таблицу |
|
21 |
19.10 |
Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии |
Знать: 3-4 действие комедии Уметь: характеризовать героев |
1.7 |
Кульминация конфликта |
Прочитать статью Гончарова «Мильон терзаний» |
22 |
20.10 |
Р.Р. Критика о комедии. Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». |
Знать: критическую статью Гончарова Уметь: составлять план прочитанной статьи, конспектировать статью. |
Подобрать материал к сочинению |
||
23 |
24.10 |
Р.Р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». |
Знать: содержание комедии Уметь: выражать своё отношение к прочитанному. |
Творческая работа |
||
24 |
26.10 |
А.С.Пушкин. Творческий путь. Одухотворённость, чистота, чувство любви. |
Знать: основные факты жизни и творческого пути Пушкина, любовную лирику Уметь: составлять хронологию жизни поэта |
5.5 |
лирика |
С 138 задание 2,3 выполнить |
25 |
27.10 |
Дуэль и гибель А.С. Пушкина. Дружба и друзья в лирике Пушкина. |
Знать: причину дуэли и гибели поэта, вольнолюбивые стихи поэта Уметь: анализировать стихи |
5.5 |
Вольнолюбивая лирика пафос идиллия |
Подготовить проект «Друзья Пушкина» |
26 |
07.11 |
Высокое предназначение поэта, раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философская лирика |
Знать: философскую лирику Уметь: выразительно читать наизусть и делать анализ стихов |
5.5 1.7 |
Сквозная тема лирическая медитация |
Выучить наизусть стихотворение Пушкина |
27 |
09.11 |
Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Композиция |
Знать: понятие реализм, обзорное содержание романа, мнение критиков, общую характеристику романа Уметь: работать с материалами учебника, сопоставлять взгляды критиков: Белинского и Писарева. |
5.7 |
Реализм «онегинская строфа» |
Дочитать 1 главу, составить харак-ку Онегина |
28 |
10.11 |
Сюжет романа. Онегин и Татьяна. Два письма (сравнительная характеристика). |
Знать: сюжет романа, систему образов Уметь: работать с опорной схемой (составлять и делать выводы), работать с текстом. |
5.7 1.6 1.7 |
Сюжет композиция лирическое отступление конфликт |
Дочитать 2 главу, составить сравнительную хар-ку Ленского, Онегина |
29 |
14.11 |
Онегин как «лишний» человек. Онегин и автор. Онегин и Ленский. |
Знать: главных героев романа Уметь: составлять характеристику главному герою Онегину, пересказывать отдельные главы. |
5.7 1.6 1.7 |
Дочитать роман «Е.Онегин», составить тест |
|
30 |
16.11 |
Татьяна – любимая героиня Пушкина. Цельность характера, глубина и искренность переживаний, чувство долга. |
Знать: письмо Татьяны к Онегину, значимость личности героини Уметь: выразительно читать наизусть письмо Татьяны Онегину, давать характеристику героине |
5.7 1.6 1.7 |
Чувство долга искренность |
Выучить низусть письмо Татьяны (девочки), письмо Онегина (мальчики) |
31 |
17.11 |
Природа на страницах романа. Реализм романа. УЗ «Три слагаемые здоровья» |
Знать: роль природы в романе, значимость её, связь с главными героями Уметь: выявлять авторскую позицию |
5.7 1.6 1.7 |
Реализм пейзаж |
Составить план статьи В.Г.Белинского |
32 |
21.11 |
Р.Р. Составление плана и конспектирование 8-9 глав статьи В.Г.Белинского «Сочинения А.С.Пушкина». |
Знать: статью Белинского Уметь: составлять план критической статьи, конспектировать отдельные главы статьи. |
Критика |
Обдумать тему сочинения, подобрать материал |
|
33 |
23.11 |
Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». |
Знать: содержание романа Уметь: составлять план сочинения, выражать своё отношение к прочитанному |
Подготовиться к внеклассному чтению |
||
34 |
24.11 |
Вн.чт А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» |
Знать содержание поэмы, ее историю создания Уметь анализировать произведение |
Подготовить проект «М.Лермонтов» |
||
35 |
28.11 |
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин). |
Знать: биографию поэта, основные периоды творчества поэта Уметь: сопоставлять стихи «Пророк» Пушкина и Лермонтова, работать самостоятельно с учебником |
5.10 1.7 |
Пафос Преемник Лирическое «я» |
Выучить наизусть стихотворение Лермонтова |
36 |
30.11 |
Темы лермонтовской лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, темы любви, поэта и поэзии. |
Знать: понятие лирический герой Уметь: работать во время лекции, участвовать в диалоге по прочитанной лирике |
5.10 1.7 |
Инверсия Лирический герой |
Прочитать главу «Бэла» |
37 |
01.12 |
Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин – «портрет поколения». НРК. А.С.Рахвалов «Трагедия моего поколения» |
Знать: обзорное содержание романа, его композицию Уметь анализировать, работать с учебным текстом, сравнивать, сопоставлять |
5.13 1.6 1.5 |
Сюжет фабула композиция |
Дочитать главу «Максим Максимыч» |
38 |
05.12 |
Век Лермонтова в романе. Автор и герой. Анализ повестей «М. Максимыч» и «Бэла». |
Знать: сюжет повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», главных героев Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным повестям, понимать чужую точку зрения и отстаивать свою, выборочный пересказ |
5.13 1.6 |
сюжет |
Подготовить анализ главы «Княжна Мери» |
39 |
07.12 |
Повесть «Княжна Мери». Противоречивость характера и одарённость Печорина. |
Знать: содержание данной повести Уметь: составлять характеристику главным героям, делать выборочный пересказ |
5.13 1.6 |
Дать хар-ку Мери (1гр), Вере (2гр), Бэле (3гр) |
|
40 |
08.12 |
Проблема смысла жизни. Женские образы в романе. |
Знать: содержание романа, женские образы в романе Уметь: строить устные и письменные высказывания по прочитанному роману |
5.13 1.6 |
Обдумать тему сочинения, подобрать материал |
|
41 |
12.12 |
Р.Р. Сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени» |
Знать: содержание романа Уметь: выявлять авторскую позицию. |
Подготовить проект «Гоголь: страницы жизни» |
||
42 |
14.12 |
Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи. Цикл «Петербургские повести» |
Знать: жизнь и судьбу писателя Уметь: составлять хронологию жизни и творчества писателя, делать письменные высказывания о жизни Гоголя. |
5.15 |
Дочитать повесть «Шинель» |
|
43 |
15.12 |
Цикл «Петербургские повести», анализ повести «Шинель» |
Знать: обзор цикла, именуемого «Петербургские повести», «Шинель» как центральная повесть цикла, знакомство с темой «маленького человека» в повести Уметь: строить монологическую речь, составлять аналитические вопросы. |
5.15 1.6 |
Подготовиться к к\р |
|
44 |
19.12 |
Контрольное тестирование за 1 полугодие |
Контроль ЗУН обучающихся |
Прочитать 1гл поэмы «Мертвые души» |
||
45 |
21.12 |
«Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики. |
Знать: историю создания поэмы, особенности сюжета и композицию поэмы Уметь: работать с опорной схемой |
5.16 1.6 1.7 |
Поэма Система образов |
Дочитать 2-3 главы, составить тест по содержанию |
46 |
22.12 |
Деталь как средство создания образов поэмы «Мёртвые души». УЗ «Гоголь – профессор кислых щей» |
Знать: образы помещиков Уметь: делать аналитический пересказ, писать мини-сочинение на заданную тему, составлять характеристику любому из помещиков |
5.16 1.6 1.7 |
Сатира Лирические отступления Художественная деталь |
Дать хар-ку Чичикову, заполнить таблицу |
47 |
26.12 |
Образ Чичикова (по главе 11). Живая Русь на страницах поэмы |
Знать: содержание 11 главы и других глав Уметь: составлять характеристику главному герою, работать с текстом, пересказывать отдельные эпизоды |
5.16 1.6 1.7 |
Пейзаж |
Обдумать тему сочинения, подобрать материал |
48 |
28.12 |
Р.Р. Сочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души». |
Знать: главных героев и сюжет поэмы Уметь: строить письменные высказывания в связи с изученным произведением. |
Подготовить презентацию «Поэзия Фета, Тютчева» |
||
49 |
29.12 |
Ф.И.Тютчев и А.А.Фет. Лирика. Основные мотивы лирики. |
Знать: биографию Тютчева, Фета, особенности поэтического языка Уметь: делать анализ стихов, выразительно читать. |
6.3 6.4 |
Лирика, жанры лирики |
Выучить наизусть стихотворение на выбор |
50 |
12.01 |
Р.Р. Выразительное чтение наизусть лирики Тютчева и Фета. |
Знать: лирику Тютчева и Фета Уметь: выразительно читать наизусть стихи поэтов |
Подготовить рассказ «Жизнь Некрасова» |
||
51 |
16.01 |
Н. А.Некрасов. Слово о поэте, гражданине. Лирика. Тема народного страдания |
Знать: жизнь поэта, своеобразие его поэзии Уметь: делать анализ стихов |
6.5 |
Народность лиризм |
Прочитать главу «Поп», ответить на вопрос |
52 |
18.01 |
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Чтение 1 части поэмы. |
Знать: содержание отдельных глав поэмы Уметь: выразительно читать наизусть отрывок из поэмы |
пролог |
Дочитать 2ч «Последыш», ответить на вопросы |
|
53 |
19.01 |
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Чтение 2 части поэмы. Тест. |
Знать: содержание отдельных глав поэмы Уметь: выразительно читать наизусть отрывок из поэмы |
пролог |
Подготовить рассказ «Жизнь Тургенева» |
|
54 |
23.01 |
И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь» |
Знать: биографию и общую характеристику творчества Уметь: участвовать в диалоге по содержанию повести |
6.2 |
повесть |
Подготовить анализ 4-10 глав повести «Первая любовь» |
55 |
25.01 |
История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм И.С.Тургенева. Образ героя-повествователя. |
Знать: содержание повести Уметь: анализировать эпизоды повести, делать аналитический пересказ. |
6.2 1.6 1.7 |
Лиризм Психологизм Герой-повествователь |
Дочитать повесть, ответить на вопросы |
56 |
26.01 |
Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева. Роль 12 главы в повести. Тест. |
Знать: роль пейзажа в художественном произведении Уметь: анализировать фрагменты текста и отдельный эпизод. |
6.2 1.6 1.7 |
Подготовить презентацию «Л.Толстой» |
|
57 |
30.01 |
Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого. |
Знать: биографию Толстого, историю создания повести «Юность» Уметь: работать с учебником, вести диалог о прочитанном в учебнике |
6.8 |
Автобиографические произведения Роман Повесть рассказ |
Прочитать отдельные главы повести «Юность» |
58 |
01.02 |
Подлинные и мнимые ценности жизни УЗ «Л.Н.Толстой о медицине» |
Знать: отдельные главы повести Уметь: составлять пересказ-анализ отдельных глав |
Диалектика души героя |
Творческое задание по главе «Я проваливаюсь» |
|
59 |
02.02 |
Особенности повествования Л.Н.Толстого. Приёмы психологического самоанализа героя. Глава «Я проваливаюсь». |
Знать: приёмы психологического самоанализа героя Уметь: писать сочинение-миниатюру |
Подготовить презентацию «Жизнь Островского» |
||
60 |
06.02 |
А.Н.Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Свои люди - сочтёмся» |
Знать: значимость драматургии Островского, обзорное содержание пьесы Уметь: участвовать в диалоге о прочитанном |
6.1 1.6 1.7 |
Драма трагедия комедия Ремарка пьеса |
Дочитать 1д, составить вопросы |
61 |
08.02 |
Основной конфликт комедии «Свои люди – сочтемся». |
Знать: содержание комедии Уметь: характеризовать героев, высказывать своё мнение о прочитанном |
6.1 1.6 1.7 |
Конфликт в драме |
Дочитать 3 д, ответить на вопросы |
62 |
09.02 |
Основной конфликт комедии «Свои люди – сочтемся». Работа с текстом драматического произведения |
Знать: содержание комедии Уметь: характеризовать героев, высказывать своё мнение о прочитанном |
6.1 1.6 1.7 |
Конфликт в драме |
Подготовить рассказ о жизни Достоевского |
63 |
13.02 |
Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. НРК. Ф.М.Достоевский в нашем крае из «Дневника писателя» 1873г |
Знать: жизненный путь писателя (обзорно) Уметь: работать с учебным текстом, извлекать, сопоставлять, сравнивать |
6.7 |
Дочитать повесть «Белые ночи» |
|
64 |
15.02 |
Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». Тема одиночества человека в странном мире ночей. |
Знать: содержание повести Уметь: ориентироваться в тексте, участвовать в диалоге о прочитанном, характеризовать, выражать своё мнение к прочитанному |
6.7 1.6 1.7 |
Пейзаж в литературе |
Подготовить презентацию «Жизнь Чехова» |
65 |
16.02 |
Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. НРК. Г.И.Успенский «Поездки к переселенцам» |
Знать: биографию писателя, охарактеризовать эпоху «безвременья», художественное мастерство рассказов Чехова Уметь: работать с опорными тезисами, пересказывать текст |
Эпоха «безвременья» подтекст |
Дочитать рассказ «Анна на шее» |
|
66 |
20.02 |
Особенности рассказа «Анна на шее». УЗ «Здоровье души» |
Знать: чеховскую деталь, способы выражения авторской позиции Уметь: анализировать сюжет, композицию рассказа, движение образов |
составить ромашку Блума «Чеховские герои» |
||
67 |
22.02 |
Анализ рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Тест. |
Знать: чеховскую деталь, способы выражения авторской позиции Уметь: анализировать сюжет, композицию рассказа, движение образов |
Творческая работа |
||
Русская литература 20 века. Цель: показать богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Познакомить учащихся с ведущими прозаиками России 20 века: Буниным, Горьким, Булгаковым и их творчеством. |
||||||
68 |
27.02 |
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. |
Знать: богатство жанров и направлений русской литературы Уметь: составлять тезисный план статьи учебника, работать со словарём литературоведческих терминов |
1.4 1.5 |
Стилистическое мастерство |
Подготовить рассказ, презентацию «Жизнь Бунина» |
69 |
01.03 |
И.А. Бунин – поэт, прозаик, переводчик. Основные темы творчества. |
Знать: жизнь и творчество Бунина как поэта, прозаика, переводчика Уметь: составлять монологический рассказ |
7.1 |
Тема идея |
Подготовить анализ рассказа из цикла «Темные аллеи» на выбор |
70 |
02.03 |
И.А.Бунин. Рассказ «Тёмные аллеи» (рассказ «Танька») |
Знать: содержание рассказа Уметь: характеризовать героев, высказывать своё отношение к прочитанному |
7.1 1.6 1.7 |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Горького» (на выбор) |
|
71 |
06.03 |
М.Горький. Слово о писателе. Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. |
Знать: жизнь и творчество писателя Уметь: анализировать ранние произведения Горького |
романтизм |
Прочитать рассказ «Макар Чудра» |
|
72 |
09.03 |
Проблема любви и свободы в рассказе «Макар Чудра». Герои рассказа. |
Знать: содержание рассказа и его художественное своеобразие: роль пейзажа и романтика портретов, эмоциональность и красочность языка. Уметь: давать характеристику героям. |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Булгакова» (на выбор) |
||
73 |
13.03 |
М.А.Булгаков. Знакомство с писателем. Повесть «Собачье сердце». Обзор содержания |
Знать: жизнь и творчество писателя, обзорное содержание повести, историю создания Уметь: составлять аналитический пересказ |
Фантастика Сатира гротеск |
Подготовить пересказ 2-3 глав повести |
|
74 |
15.03 |
Новая социальная обстановка и новая социальная психология в «Собачьем сердце» |
Знать: судьбу повести, идею повести Уметь: характеризовать героев, видеть авторскую позицию |
Новые герои повести, эпохи… Кто они? |
||
75 |
16.03 |
Художественные особенности повести «Собачье сердце». |
Знать: содержание повести и главных героев Уметь: высказывать своё мнение о прочитанном |
Художественная условность |
Дочитать повесть |
|
76 |
20.03 |
Анализ повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Тест. |
Знать: содержание повести и главных героев Уметь: высказывать своё мнение о прочитанном |
Художественная условность |
Ответить на вопрос «Шариков смешон или опасен?» |
|
Русская поэзия 20 века. Цель: дать общее представление о поэзии Серебряного века. Показать многообразие направлений, жанров. Видов лирической поэзии. |
||||||
77 |
22.03 |
«Серебряный век» русской поэзии. |
Знать: «серебряный век» - что это такое?, поэтические направления «серебряного века» Уметь: конспектировать лекцию учителя |
1.5 1.8 |
Декаданс Ренессанс Модернизм Символизм Акмеизм футуризм |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Блока» (на выбор) |
78 |
23.03 |
А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. |
Знать: биографию поэта и основные мотивы лирики, понятие символизм Уметь: читать стихи Блока, определять тему |
7.2 1.7 1.8 |
Символизм Мистика Трагизм мистик |
Закончить анализ стихотворения Блока по плану |
79 |
03.04 |
Р.Р Анализ стихотворений А. Блока. |
Знать: своеобразие лирики Блока Уметь: анализировать и читать наизусть. |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Есенина» (на выбор) |
||
80 |
05.04 |
С.А.Есенин. Знакомство с творчеством поэта. |
Знать: очерк жизни и творчества поэта, своеобразие его лирики Уметь: составление выборочного конспекта статьи. |
7.4 1.7 1.8 |
Лиризм образность |
Выучить наизусть стихот.Есенина |
81 |
06.04 |
Анализ стихотворений Есенина. Тема любви в лирике Есенина. |
Знать: любовную лирику Уметь: анализировать стихи и читать наизусть |
трагизм |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Маяковского» (на выбор) |
|
82 |
10.04 |
В.В.Маяковский. Слово о поэте. Сатирические стихи поэта. |
Знать: очерк жизни и творчества поэта, сатирические стихи Уметь: высказывать свои мысли |
7.3 1.7 1.8 |
Лиризм Агитационность Публицистичность Сатира |
Закончить анализ стихотворения «Прозаседавшиеся» |
83 |
12.04 |
«Громада – любовь» и «громада – ненависть» в лирике поэта. |
Знать: своеобразие лирики поэта Уметь: анализировать стихи поэта, читать наизусть |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Цветаевой» (на выбор) |
||
84 |
13.04 |
М.И.Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано» |
Знать: биографию поэтессы, особенности поэтики Цветаевой Уметь: анализировать и читать наизусть стихи |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Заболоцкого» (на выбор) |
||
85 |
17.04 |
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого. |
Знать: очерк жизни и творчества, личность Заболоцкого Уметь: выразительно читать стихи Заболоцкого, анализировать |
Мирозданье Философская лирика |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Ахматовой» (на выбор) |
|
86 |
19.04 |
А.А.Ахматова. Слово о поэтессе. Сборники стихов Ахматовой |
Знать: биографию и личность Ахматовой Уметь: определять тему Родины и любви в лирике поэтессы |
Выучить наизусть стихот. Ахматовой |
||
87 |
20.04 |
«Я отраженье вашего лица» . Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. |
Знать: особенности поэтики лирики поэтессы Уметь: анализировать и читать наизусть |
Слова, обозначающие оценочные качества личности |
Закончить анализ стихотворения |
|
88 |
24.04 |
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о родине |
Знать: биографию поэта, стихи о родине Уметь: выразительно читать и анализировать прочитанное |
7.6 |
Сопричастность Общественный темперамент |
Выучить наизусть стихотворение о ВОВ Твардовского |
89 |
26.04 |
Военная тема в творчестве Твардовского. Стихи о ВОВ. |
Знать: стихи о ВОВ, главы поэмы «Василий Тёркин» Уметь: читать наизусть |
Гражданская позиция Духовное покаяние |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Ермакова» (на выбор) |
|
90 |
27.04 |
НРК. И.Ермаков «Богиня в шинели» |
Знать: литературу нашего края Уметь: извлекать нужную информацию, анализировать, находить аргументы |
Дочитать, составить вопросы |
||
91 |
03.05 |
НРК. И.Ермаков «Богиня в шинели» |
Знать: литературу нашего края Уметь: извлекать нужную информацию, анализировать, находить аргументы |
Творческая работа |
||
92 |
04.05 |
М.А.Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека» - смысл названия рассказа. |
Знать: биографию писателя, особенности композиции рассказа, образы главных героев Уметь: обмениваться впечатлениями |
7.5 1.6 |
Патриотизм мужество стойкость |
Дать харак-ку А.Соколову |
93 |
08.05 |
Образ автора-рассказчика Гуманизм рассказа. |
Знать: содержание рассказа, тему судьбы человека, искалеченного войной Уметь: строить устные высказывания по прочитанному |
7.5 1.6 |
Гуманизм Реализм |
Выполнить задание в тетради |
94 |
10.05 |
НРК. З.Тоболкин «Сказание об Анне» |
Знать: литературу нашего края Уметь: извлекать нужную информацию, анализировать, находить аргументы |
Работа в группах (подбор романсов) |
||
Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков. |
||||||
95 |
11.05 |
Романс и песня. Знакомство с романсами и песнями разных авторов УЗ «Музыка, которая исцеляет» |
Знать: понятия романс и песня, различия между ними Уметь: отличать романс от песни, составлять рассказ об авторе литературного текста и композиторе, слушать романсы, песни |
7.10 |
Романс Песня |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Солженицына» (на выбор) |
Русская литература 60-90 годов 20 века. Цель: показать богатство жанров, отразивших ВОВ в художественной литературе. Раскрыть полемику писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Самостоятельное чтение произведений с последующим обсуждением. |
||||||
96 |
15.05 |
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». |
Знать: творчество Солженицына Уметь: строить устные высказывания по прочитанным рассказам |
7.8 1.6 1.7 |
притча |
Дочитать рассказ «Матренин двор» |
97 |
17.05 |
Образ праведницы в р-зе «Матрёнин двор». Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. |
Знать: содержание и героев рассказа Уметь: давать характеристику героям |
7.8 1.6 1.7 |
Закончить харак-ку Матрены |
|
98 |
18.05 |
В.Г.Распутин – писатель, публицист, патриот российской земли. |
Знать: жизнь и творчество Распутина Уметь: конспектировать лекцию учителя |
7.9 1.6 1.7 |
Публицистика публицист |
Дочитать повесть «Деньги для Марии» |
99 |
22.05 |
Повесть «Деньги для Марии», её гуманистический смысл. Тема семьи. |
Знать: содержание повести Уметь: давать характеристику героям, высказывать своё мнение |
7.9 1.6 1.7 |
Милосердие Гуманизм взаимопонимание |
Подготовиться к к\р |
100 |
24.05 |
Годовая контрольная работа. Тест. |
Проверить ЗУН обучающихся |
Подготовить рассказ, презентацию, проект «Жизнь Шекспира» (на выбор) |
||
Зарубежная литература Цель: показать многообразие проблематики и художественных исканий в зарубежной литературе. Дать характеристику гуманизму как эпохе Возрождения. Показать сложность и противоречивость человеческой личности. |
||||||
101 |
25.05 |
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. |
Знать: признаки гуманизма в драме, биографию и творчество У.Шекспира Уметь: составлять план статьи |
8.2 1.6 1.7 |
Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). |
Дочитать трагедию «Гамлет» |
102 |
29.05 |
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» |
Знать: историю создания произведения, содержание Уметь: выявлять интригу в пьесе, смысл и образы произведения. |
8.2 1.6 1.7 |
Интрига сатира |
Читать летом |
График контрольных работ и темы сочинений:
№ урока |
Дата проведения |
Тема |
22 |
20.10 |
Р.Р. Критика о комедии. Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». |
23 |
24.10 |
Р.Р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». |
32 |
21.11 |
Р.Р. Составление плана и конспектирование 8-9 глав статьи В.Г.Белинского «Сочинения А.С.Пушкина». |
33 |
23.11 |
Р.Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». |
41 |
12.12 |
Р.Р. Сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени» |
44 |
19.12 |
Контрольное тестирование за 1 полугодие |
48 |
28.12 |
Р.Р. Сочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души». |
100 |
24.05 |
Годовая контрольная работа. Тест. |