Технологическая карта урока литературы в 5 классе (УМК В.Я. Коровиной)

4
1
Материал опубликован 20 September 2019

Технологическая карта урока

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

Особенности сюжета сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

урока

10

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

Расширить представления учащихся о русских народных сказках, раскрыть особенности сюжета сказки, Познакомить с народной оценкой героев сказки.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки;

уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое, характеризовать его

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

этапа

Этап урока

УУД

Деятельность


учителя

учащихся


1

Мотивация

Цель : включение учащихся в деятельность

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого


высказывания



Вступит. слово:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.


2

Актуализация субъективного опыта

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции


Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: поиск информации, установление формулирование идеи, построение речевого высказывания.


Задаёт вопросы:

-К какому виду сказок относится прочитанная сказка?

-Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чудо-юде?

В это же время выбирает эксперта для работы с «Толковым словарём».

Задание: Найти значения слова герой.

Спрашивает детей:_Как вы понимаете значение слова «герой»? Сколько значений имеет это слово?

Далее предлагает выступить эксперту и соотнести высказывания ребят с мнением специалиста.

Спрашивает у детей: -Почему сказку «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической?

- Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?

Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников, мнение эксперта, соотносят свои версии с материалом «Толкового словаря».


3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Цель:

-развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся;

Физминутка

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение,

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.





Организует беседу по вопросам учебника-хрестоматии, предлагает просмотр презентации

-Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об это говорится в сказке?

Предлагает прочитать эпизод.

-Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что их убедило в том, что они не напрасно покинули родной дом?

Отвечают на вопросы, оценивают ответы одноклассников, сопоставляют эпизоды со слайдами презентации, выразительно читают эпизод


4

Первичная проверка понимания

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.



Организует работу по составлению кластера «Образ Ивана».

Организует групповую работу, предлагает найти в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности их положения. Даёт задание: прочитать, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти головах, о двенадцати головах.

-Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

- Как ведёт себя Иван при каждой встрече с чудом-юдом?

-А как ведут себя братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

Обобщает высказывания детей, говорит о том, что с помощью противопоставления Ивана и братьев достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Характеризует врага.

Работают в группе, выразительно читают эпизоды, отвечают на вопросы, сопоставляют поведение Ивана и братьев, делают выводы, слушают учителя, оценивают ответы друг друга.


5

Первичное закрепление

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи




Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.



Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.







Проводит работу по композиции сказки

-Есть ли в сказке зачин? Концовка?

-Соблюдается ли тройственное повторение действия?

-Какие словосочетания замедляют действие?

-Приведите примеры постоянных эпитетов.

-Как можно сформулировать мораль сказки?

Вспомните пословицы о родной стороне.

Отвечают на вопросы, делают выводы, слушают учителя, оценивают ответы друг друга.


6

Рефлексия

Цель:

оценить

результаты

собственной

деятельности


Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


Спрашивает: -Какие трудности появились в ходе работы над сказкой? Как вы их преодолевали? Понравился ли вам урок? Дайте оценку своему настроению. Поднимите карточки со смайликами.

Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. (описать устно или нарисовать один из боёв Ивана)


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, записывают домашнее задание










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за урок, коллега!

21 November 2019