Рабочая программа по литературе (9 класс, УМК В.Я. Коровиной)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей ________РуководительШМО Протокол №______________ от «____»____________20__г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________
|
УТВЕРЖДАЮ Директор __________ Приказ №________________ от «____»____________20__г. |
Рабочая программа
по литературе
в 9 классе, 2 ступень, базовый уровень
на 2018-2019 учебный год
Количество часов в году:102
Количество часов в неделю:3
Рабочая программа составлена на основе программы
общеобразовательных учреждений:
Литература 5-11классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной
11-е издание М.: «Просвещение», 2009 г
Составитель: Харьковская Н.И., учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета литература для_9_ класса составлена с учетом следующих нормативных документов и методических материалов:
- приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577;
- приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена с учётом авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва и др., 11-е издание М.: «Просвещение», 2009 г;
линии учебников по предмету Литература 5-11классы(базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной 11-е издание М.: «Просвещение», 2010 г
Общая характеристика предмета
Цели и задачи курса
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета литература на этапе основного (среднего) общего образования в 9 классе 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 34 учебных часа.
Общая характеристика предмета:
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели обучения:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи учебной деятельности
Задачи изучения литературы в 9 классе:
- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
Место предмета в базисном учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного (среднего) общего образования в 9 классе 105 часа из расчёта 3 часа в неделю.
2.Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
3.Формы, методы и технологии обучения, используемые при работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и словами «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях при сдаче экзаменов, написания контрольных работ и т. д.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
4.Основное содержание программы
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА –
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА -
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА -
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ -
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Тематическое планирование:
№п\п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
р\р |
к\р |
вн\чт |
1. |
Введение |
1 ч |
|||
2 |
Из древнерусской литературы |
2 ч |
1 |
||
3. |
Из литературы XVIII века |
10 |
1 |
1 |
|
6. |
Из литературы XIX века |
53 |
4 |
2 |
1 |
7. |
Из литературы XX века |
28 |
4 |
1 |
2 |
8. |
Из зарубежной литературы |
6 |
2 |
2 |
|
9 |
Итоговый урок |
2 |
5.Календарно-тематическое планирование, 9 класс (102ч)
№ |
Наименование раздела, тема урока |
Кол-во часов |
дата |
Введение |
|||
|
Литература и её роль в духовной жизни человека. |
1 |
|
Из древнерусской литературы-2ч |
|||
|
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника «Слово о полку Игореве». |
1 |
|
|
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов. |
1 |
|
Из литературы XVIII века |
|||
|
Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. |
1 |
|
|
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения. |
1 |
|
|
«Ода на день восшествия…» Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова. |
1 |
|
|
Внеклассное чтение.Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего. |
1 |
|
|
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина. |
1 |
|
|
А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества. |
1 |
|
|
Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
1 |
|
|
Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень». «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. |
1 |
|
|
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей. |
1 |
|
|
Развитие речи. Классное сочинение (1)«Литература XVIII века в восприятии современного читателя». |
1 |
|
Из русской литературы XIX века. |
|||
|
Общая характеристика русской литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Проза, поэзия, драматургия. |
1 |
|
|
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. |
1 |
|
|
Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. |
1 |
|
|
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. |
1 |
|
|
«Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции. |
1 |
|
|
Фамусовская Москва в комедии. |
1 |
|
|
Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. |
1 |
|
21-22 |
Чацкий в системе образов комедии. |
2 |
|
23 |
Развитие речи. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». |
1 |
|
24 |
Развитие речи.И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к дом. сочинению по комедии «Горе от ума». |
1 |
|
25 |
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина. |
1 |
|
26 |
Петербургский период. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар». |
1 |
|
27 |
Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил». |
1 |
|
28 |
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение анализу лирического стихотворения. |
1 |
|
29 |
Контрольная работа по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина. |
1 |
|
30 |
А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. |
1 |
|
31 |
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Система образов романа. Сюжет. Онегинская строфа. |
1 |
|
32 |
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. |
1 |
|
33 |
Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. |
1 |
|
34 |
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. |
1 |
|
35 |
Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». |
1 |
|
36 |
Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Белинский, Писарев о романе. |
1 |
|
37 |
Развитие речи .Роман в зеркале критики. |
||
38 |
Внеклассное чтение. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. |
1 |
|
39 |
М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон...», «Молитва». |
||
40 |
Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». |
1 |
|
41 |
Адресаты любовной лирики Лермонтова. |
1 |
|
42 |
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие: «Родина». |
1 |
|
43 |
Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа. |
1 |
|
44 |
Печорин как представитель «портрета поколения». Анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч». |
1 |
|
45-46 |
Анализ повести «Тамань»»Княжна мери»» «Фаталист». |
2 |
|
47 |
Печорин в системе мужских образов.дружба в жизни Печорина. |
1 |
|
48 |
Печоррин в системе женских образов |
1 |
|
49 |
Споры о романтизме и реализме романа. |
1 |
|
50 |
Развитие речи. Классное сочинение (3) по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». |
1 |
|
51 |
Н.В. Гоголь: судьба писателя. Первые творческие успехи. |
1 |
|
52-53 |
«Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема жанра. |
2 |
|
54 |
Образ города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». |
1 |
|
55 |
Чичиков как новый герой и антигерой. |
1 |
|
56-57 |
Души мертвые и живые. |
2 |
|
58-59 |
Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». |
2 |
|
60 |
Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя». |
1 |
|
61 |
А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. |
1 |
|
62 |
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев комедии «Бедность не порок». |
1 |
|
63 |
Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести, его конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. |
1 |
|
64 |
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» и чеховское отношение к нему. |
1 |
|
65 |
А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. |
1 |
|
66 |
Развитие речи .Внутренний мир героев 19 века(сочинение) |
1 |
|
67 |
Внеклассное чтение. Беседа о стихах Н.Некрасова,ф.Тютчева, А.Фета. |
1 |
|
Из русской литературы ХХ века. |
|||
68 |
Многообразие жанров и направлений в литературе XX века. |
1 |
|
69-70 |
И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. |
2 |
|
71 |
М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. |
1 |
|
72 |
История создания и судьба повести. Система образов |
1 |
|
73-74 |
М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины в рассказе |
2 |
|
75-76 |
А.Солженицын «Матрёнин двор» |
2 |
|
77 |
Контрольная работа по произведениям второй пол.19-20 века |
1 |
|
78 |
Русская поэзия Серебряного века. |
1 |
|
79 |
А.Блок.Слово о поэте. |
1 |
|
80-81 |
С.Есенин. |
2 |
|
82-83 |
В.Маяковский. |
2 |
|
84 |
М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой. |
1 |
|
85 |
Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». |
1 |
|
84 |
А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. |
1 |
|
85 |
Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. |
1 |
|
86 |
Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Заболоцкого. |
1 |
|
87-88 |
А.Ахматова.. |
2 |
|
89 |
Б. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. |
1 |
|
90 |
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. |
1 |
|
91 |
Военная тема в творчестве. «Я убит подо Ржевом». |
1 |
|
92-93 |
Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 в. |
2 |
|
94 |
Урок контроля. Зачётное занятие по русской лирике20 в. |
1 |
|
Из зарубежной литературы. |
|||
95 |
Внеклассное чтение .Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. |
1 |
|
96 |
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Обзор содержания. |
1 |
|
97 |
У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. |
1 |
|
98 |
Внеклассное чтение. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. |
1 |
|
99 |
И. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Противостояние добра и зла. |
1 |
|
100 |
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. |
1 |
|
101-102 |
Выявление уровня литературного развития учащихся. Внеклассное чтение-6ч Развитие речи-10ч К\работ-5ч |
2 |
6.Учебно-методическийкомплекс:
Для учителя:
Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2009г..
Русская литература 18-19 веков: справочные материалы. / Сост. Л. В. Соколова, В. И. Федоров. – М.: Просвещение, 1995.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
7.Критерии и нормы оценивания результатов учебной деятельности учащихся основного общего и среднего образования по предмету «Литература»:
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Оценка "5"
оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов;
хорошее владение литературной, речью.
Оценка "4"
оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Оценка "3"
оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения;
умении объяснять взаимосвязь основных событий, характер и поступки главных героев, определять роль важнейших художественных средств в раскрытии идейного содержания произведения;
требуется знание основных вопросов теории, но при недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения;
при недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа.
Оценка "2"
оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
и ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка "5" ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
допускается одна - две неточности в содержании или один – два речевых недочета, или два фактических недочета.
Оценка "4" ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логическое и последовательное в раскрытии темы;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Оценка "3" ставится за сочинение, в котором:
в основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ по теме, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в логической последовательности;
Оценка "2" ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
И за сочинение:
написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки
«2» |
Ставится за сочинение: Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. |
Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
8.Лист регистрации изменений:
№п/п |
По плану |
фактически |
Тема урока |
Причина, дата, № приказа |
подпись |