Презентация «Защита на высшую категорию педагога-психолога ДОУ»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» г. Балахна Технология психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи Выполнил: педагог-психолог Орлова Оксана Владимировна Квалификационная категория: первая Заявленная категория: высшая Стаж работы педагогом-психологом: 17 лет
Актуальность Психологические особенности социально-эмоциональной сферы дошкольников с ОНР: особенности поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения); особенности эмоциональной сферы; снижение потребности в общении Проблема социально-эмоционального развития рассматривается как составная часть проблемы социализации ребёнка-дошкольника Рекомендации территориальной ПМПК ФГОС ДО (ФГОС ДО, п.1.3; п.1.4;п.1.6)
Методологическое обоснование Основные концептуальные положения в отечественной детской и социальной психологии ( Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев) Многоаспектные исследования различных форм речевой патологии у дошкольников, проведённых Р.Е. Левиной, Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой Методологические принципы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР И.Ю.Левченко Гуманистические идеи Карла Роджерса Понятие о психологическом сопровождении Р.В.Овчаровой
Цель и задачи технологии Цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного социально-эмоционального развития старших дошкольников с ОНР с учётом возрастных , индивидуальных , психологических особенностей, социальной адаптации. Задачи: проанализировать социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме; ознакомиться с рекомендациями по психолого-педагогическому сопровождению детей районной ПМПК; изучить особенности социально-эмоциональной сферы дошкольников и динамику её развития в ходе психолого-педагогического сопровождения; определить участие и содержание деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения; совершенствовать и реализовать программы психолого-педагогического сопровождения детей; повышать уровень психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей
Структура технологии психолого-педагогического сопровождения Направления психолого-педагогического сопровождения диагностическое коррекционно- развивающее профилактическое и просветительское аналитическое этап психолого-педагогического сопровождения дети с ОНР (5-6 лет) дети с ОНР (6-7 лет) Система психолого-педагогического сопровождения работа с детьми работа с педагогами работа с родителями
Диагностическое направление Цель: выявить индивидуальные особенности развития социально- эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР дети с ОНР (5-6 лет) дети с ОНР (6-7 лет) Методика Игра «Секрет» Т.А. Репина Коммуникативные особенности: -методика диагностики форм общения со взрослыми М. И. Лисина; -методика кооперативно-соревновательного общения со сверстниками Е. Е. Кравцова Особенности эмоциональной сферы ( В. М. Минаева) Методика рисуночный тест «Моя семья» Методика «Лесенка» В. Г. Щур
Организация психолого-педагогического сопровождения специалистами ДОУ Рекомендации ПМПК по психолого- педагогическому сопровождению Специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физо, музыкальный рук Воспитанники с общим недоразвитием речи +
Содержание психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОНР в условиях групп компенсирующей направленности Участники образовательного пространства Социально-эмоциональное благополучие ребёнка с ОНР Родители (активные участники психолого-педагогического сопровождения) Воспитатели (развитие культуры поведения и общения; одобрение социально восприимчивое поведение детей) Музыкальный руководитель (досуговая деятельность в форме кружковой работы «Театрализованная деятельность») Инструктор по физо (технология двигательно- экспрессивного развития Е. В. Вербовская) Учитель-логопед (коррекционные программы по развитию и коррекции речи; обогащает словарный запас для умения выражать словами эмоциональное состояние Педагог-психолог (коррекционно-развивающие программы)
Коррекционно-развивающее направление Цель: социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности дети с ОНР (5-6 лет) дети с ОНР (6-7 лет) Программа занятий «Я-Ты-Мы» О. Л. Князева Программа занятий «Приключения будущих первоклассников» Н.Ю. Куражева принципы коррекционно- развивающей работы структура занятий тематическое планирование методы и приёмы формы деятельности Методические рекомендации «Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи». Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова
Тематическое планирование занятий с детьми (5-6 лет) 1 Раздел «Уверенность в себе» -Изобрази себя (мой портрет) Узнай по голосу Ты и твоё имя Что ты любишь поесть? Я+Ты = Мы Что ты хочешь носить? Мои любимые игры и игрушки Мой любимый питомец Что ты умеешь делать? Моё любимое время года Какой ты, что тебе нравиться? Красивое - безобразное Робость На что похожа застенчивость? - Смелость 2 Раздел «Чувства, желания, взгляды» Грусть, радость, спокойствие Мимические признаки эмоций Удивление Злость Страх Твои поступки и чувства Стыд Спорящие лица Настроение 3 Раздел «Социальные навыки» -Я считаю тебя хорошим С кем я дружу Одиночество Портрет друга Сора Дразнить, обижать Вместе с друзьями Дружба Как помириться? Что такое хорошо и что такое плохо? Моя семья Мой любимый детский сад ВСЕГО: 36 занятий
Методы и приёмы Игры и игровые упражнения: блок игр, направленный на развитие позитивных, доброжелательных отношений между детьми блок игр, направленный на развитие коммуникативных умений (умений сотрудничать, кооперироваться, договариваться между собой, предлагать помощь) игровые упражнения , направленные на развитие эмоциональной отзывчивости у детей Чтение художественных текстов (рассказы, сказки) Беседы, дискуссии Этюды Метод продуктивной деятельности - тематическое рисование (Альбом «Эта книжка про меня») Релаксация Принципы коррекционно-развивающего направления: -системность - интеграция - принцип оптимистического подхода - принцип активного привлечения ближайшего социального окружения - индивидуализация как принцип педагогической деятельности Формы деятельности: - групповая - работа в парах, микрогруппах
Просветительское и профилактическое направление работы с родителями Традиционные формы взаимодействия: родительские собрания стендовая информация индивидуальные консультации день открытых дверей практикумы буклеты Нетрадиционные формы взаимодействия: проект «Солнце семейных традиций» альбом «Семейный календарь» организация библиотечки книг (для чтения родителями детям) Совместные формы участия (родители, дети, педагоги, специалисты) акции: «Ёлочка желаний», «Письмо маме», «Письмо Деду Морозу», «Весеннее пробуждение» альбом «Эта книжка про меня» игры-квесты детско-родительские встречи Цель: формирование партнёрских отношений с целью активного вовлечения родите- лей в коррекционно-развивающую работу; повышение психолого- педагогической компетенции; укрепление детско - родительских отношений; сплочение семьи.
Совместное участие в коллективных творческих конкурсах (дети, родители, специалисты, воспитатели)
Просветительское и профилактическое направление работы с педагогами Цель: повышение психолого - педагогической компетентности по эффективному взаимодействию с детьми и родителями. Формы взаимодействия: педагогические советы практикумы семинары круглый стол буклеты памятки картотека игр, направленных на сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя; установление межличностного доверия психологические речевые настройки для создания атмосферы доброжелательности и защищённости
Аналитическое направление Цель: осмысление проводимой психологической работы, деятельности по социально-эмоциональному развитию старших дошкольников с ОНР, оценка эффективности работы. Ожидаемый результат: -ребёнок осознанно воспринимает свои эмоции, чувства и переживания, а также понимает эмоциональное состояние других людей. Владеет языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, интонация голоса, умеет пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других. активно взаимодействует со сверстниками (умеет устанавливать контакт и поддерживать контакт; кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций, учитывать интересы и чувства других. - ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. строит своё поведение в общении со сверстниками и взрослыми, используя полученные знания.
Изучение взаимоотношений детей в группе Методика Экспериментальная игра «Секрет» Т.А.Репина 2014-2015гг (5-6 лет) 2015-2016гг (6-7 лет) 2015-2016гг (5-6 лет) 2016-2017гг (6-7 лет) % % 12 25 12 37 37 19 37 19 25 31 37 50 19 19 19 0 % % 6 19 19 31 31 25 44 25 19 19 31 62 31 19 0 начало года конец года 19
Методика кооперативно-соревновательного общения со сверстниками. Е.Е.Кравцова достаточный недостаточный затруднения достаточный недостаточный затруднения 25 37 31 50 44 12 37 87 50 12 12 0 достаточный недостаточный затруднения 37 44 50 37 12 19 % % % 37 75 50 25 12 0 % достаточный недостаточный затруднения 2014-2015гг (5-6 лет) 2015-2016гг (6-7 лет) 2015-2016 (5-6 лет) 2016-2017гг (6-7 лет) Уровни развития коммуникативных способностей - начало года - конец года
Методика диагностики форм общения М.И. Лисина ситуативно- внеситуативно- внеситуативно- деловая познавательная личностная ситуативно- внеситуативно- внеситуативно- деловая познавательная личностная ситуативно- внеситуативно- внеситуативно- деловая познавательная личностная ситуативно- внеситуативно- внеситуативно- деловая познавательная личностная % % % % 2014-2015гг (5-6 лет) 2015-2016гг (6-7 лет) 2015-2016гг (5-6 лет) 2016-2017гг (6-7 лет) - начало года - конец года 0 0 0 0 50 50 87 12 80 31 19 69 56 0 44 81 0 19 0 0 75 19 25 81
Особенности эмоциональной сферы детей. В.М.Минаева м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п м п % выразительность речи Использование мимики и пантомимики 2014-2015гг (5-6 лет) 2015-2016гг(6-7 лет) % % 2014-2015гг (5-6 лет) 2015-2016гг (6-7 лет) -начало года - конец года радость грусть страх гнев удивление радость грусть страх гнев удивление радость грусть страх гнев удивление % радость грусть страх гнев удивление 62 44 100 62 37 100 12 0 62 44 32 0 62 00 31 31 100 100 62 44 81 100 44 31 100 62 62 100 62 100 6 37 19 37 6 44 100 100 37 87 37 87 44 87
Особенности эмоциональной сферы детей. В.М.Минаева Восприятия детьми графического изображения эмоций 2014-2015гг (5-6 лет) 2015-2016 гг (6-7 лет) % % радость грусть страх гнев удивление радость грусть страх гнев удивление % % 2014-2015гг (5-6 лет) 2015-2016 гг (6-7 лет) Понимания детьми эмоциональных состояний людей в ситуациях понимание недостаточное затрудняются понимание понимание недостаточное затрудняются понимание начало года - конец года 31 50 31 62 0 44 50 69 62 100 44 75 0 56 62 44 37 0 62 81 37 19 0 0
Рисуночный тест «Моя семья» эмоциональное благополучие ребёнка в семье % 2014-2015гг 2015-2016гг 31 50 50 69 эмоциональное благополучие ребёнка в семье 25 44 44 62 % 2015-2016гг 2016-2017гг высокая адекватная низкая положительная оценка детей со стороны семьи 50 50 0 31 50 19 25 44 2015-2016гг ( 5-6 лет) высокая адекватная низкая положительная оценка детей со стороны семьи % 2016-2017гг (6-7 лет) Методика «Лесенка» В.Г.Щур начало года конец года % 56 31 31 69 12 0 44 75
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
Трансляция опыта Трансляция опыта в профессиональном сообществе: Сетевое взаимодействие. Участие в семинарах в рамках методической работы опорных образовательных учреждений по направлениям: « Организация работы с детьми с ОВЗ» (МБДОУ « Детский сад № 21»), « Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» (МБДОУ «Детский сад № 20») Участие в районных методических объединениях педагогов - психологов Трансляция опыта в сети Интернет: -на сайте МБДОУ - на сайте управления образования администрации Балахнинского района www.balakhna.nn.ru
Похожие публикации