Инновационные технологии в деятельности педагога-организатора коррекционной школы
Инновационные технологии
в деятельности педагога-организатора коррекционной школы.
Инновационные технологии применяются сегодня практически во всех областях человеческой деятельности – без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования.
В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.
Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей.
Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптация к окружающей и социальной среде.
Для достижения наилучшего результата, в работе с такими детьми я использую такие технологии как:
• Объяснительно-иллюстративные технологии;
• Индивидуальный и дифференцированный подход;
• Игровые технологии;
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Здоровьесберегающие технологии.
Объяснительно-иллюстративные технологии.
Показ картинок, а не чисто словесный рассказ более интересный и запоминающийся для наших обучающихся. Например, к каждому мероприятию я делаю презентацию, которая состоит из картинок, фотографий, в которых отражается смысл того, о чём я хочу сказать. Наглядное изображении лучше запоминается, нежели словесное.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход реализуется на мероприятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач.
Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Дети очень любят музыку, поэтому на всех мероприятиях я стараюсь использовать музыкальное сопровождение. Обязательно нужно помнить, что фоновое музыкальное сопровождение должно быть дозированным. Необходимо учитывать психоэмоциональное настроение обучающихся.
Информационно-коммуникационные технологии.
Использование этих технологий в воспитательном процессе помогает не только детям в процессе обучения, но также принципиально меняет деятельность самого педагога. Видеофильмы, анимации, слайды, музыка, непроизвольно стимулируют внимание обучающихся благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Использование мультимедийных технологий в ходе действия делает само мероприятие ярче и насыщеннее, увеличивает качество и результативность мероприятий различной направленности.
Приоритетная задача современного коррекционного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ. Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, знаний, умений, навыков необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.
Этот вид технологий предполагает проведение во время мероприятий физминуток, разнообразных игр с залом.
Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление, развивает детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.
Когда ребята выступают, играют, трудятся, мы снимаем их на видео или просто фото и потом все вместе смотрим и обсуждаем. Все с удовольствием рассматривают, вспоминают, обсуждают. Такой метод помогает детям увидеть себя со стороны, услышать мнение других о себе. Помогает увидеть, как положительные моменты, так и недочёты. Совместные просмотры, обсуждения дают детям множество положительных эмоций и служат мотивацией для стремления к ещё большей активности, раскрытию их талантов, участию в праздниках и конкурсах.
Важно заметить, что инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать подачу материала, строить структуру занятий с учётом новых технологий, возможностей и психологических особенностей детей.
Занятия с применением инновационных технологий вносят в привычную структуру школьной жизни новизну и оригинальность, имеют определённые преимущества:
• формируют познавательный интерес;
• развивают речь, внимание;
• закрепляют практические навыки и умения;
• обладают большей информационной ёмкостью;
• учат обучающихся использовать полученные знания в различных видах деятельности, жизненных ситуациях.
Всё это позволяет педагогам и детям лучше понять друг друга, сблизиться и находить правильные пути для достижения задач и поставленных целей воспитания, дающих положительный результат.
Инновационные технологии в воспитательной и досуговой сфере всегда предполагают тесную взаимосвязь и взаимодействие традиций и новаторства, позволяют делать процесс обучения и воспитания наиболее интересней, разнообразней, информационно-насыщенней и соответствующей времени, и новым технологиям, запросам общества и личности.