План работы педагога-психолога в общеобразовательной школе-интернате

4
2
Материал опубликован 12 December 2016

ПЛАН РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

на 2016-2017 учебный год

 

Составила: педагог-психолог высшей категории Бадыкова А. Г.

 

Пояснительная записка

В современном обществе происходят серьезные преобразования. Нестабильность социально-экономической ситуации в стране за последние десятилетия привела к резкому падению уровня жизни населения и к кризису важнейшего социального института - семьи. Закономерным результатом этих процессов стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня на всех уровнях государственной власти активно обсуждаются и реализуются различные методы профилактики социального сиротства. Тем временем очень остро стоит вопрос о воспитании и подготовке к самостоятельной жизни тех детей, которые уже находятся в детских домах и учреждениях интернатного типа.

Главная проблема заключается в том, что в большинстве случаев это дети из крайне неблагополучных семей. Чаще всего это физически ослабленные, социально и педагогически запущенные дети, уровень развития которых не соответствует возрастным нормам.

Исходя из этого «особые образовательные потребности» воспитанников Сосновской школы-интерната состоят в коррекции и компенсации тех последствий, которые возникли в результате влияния на них социально неблагополучной среды.

Решению этой задачи в Сосновской школе-интернате способствует система психологического сопровождения воспитанников.

Цель программы: сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей в условиях учреждения интернатного типа необходимого для их полноценного функционирования и развития.

Задачи психологического сопровождения:

1. Определение уровня психологического здоровья детей, воспитывающихся в интернате:

- диагностика уровня актуального развития школьников;

- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении;

- выбор средств психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;

- отслеживание динамики психологического здоровья детей, воспитывающихся в интернате.

2. Создание групп и проведение занятий психопрофилактической и коррекционно-развивающей направленности с целью повышения уровня психологического здоровья детей:

- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

- оказание учащимся помощи в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

- формирование способностей к самоопределению и саморазвитию.

3. Создание психолого-педагогических условий для формирования и поддержания психологического здоровья детей:

- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;

- содействие педагогическим работникам в воспитании и обучении детей;

- психологическое просвещение детей и педагогического коллектива.

4. Создание методической базы для осуществления психологического сопровождения:

- проведение эмпирических и экспериментальных психологических исследований на базе школы, с целью создания практических рекомендаций по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- разработка коррекционно-развивающих программ, адаптированных к условиям интернатного учреждения;

- обобщение и распространение опыта психологической работы с детьми-сиротами.

В соответствии с задачами выделяются 6 направлений деятельности психолога: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование и просвещение, деятельность в рамках ШПМПК, социально-диспетчерская и методическая работа. В основу годового плана работы психолога закладывается содержание именно этих направлений (см. табл. 1-6).

С учетом результатов анализа психологической работы прошлых лет в 2016-2017 учебном году, помимо основных направлений работы (коррекционно-развивающей и экспертной деятельности в рамках ШПМПК) необходимо уделить особое внимание:

1) пропаганде психологических знаний не только среди воспитанников школы, но и среди педагогического коллектива;

2) работе по профилактике суицидального поведения и жестокого обращения среди детей и подростков;

3) методической работе, направленной на внедрение современных психологических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения интернатного типа.

Для реализации выделенных направлений работы необходимо:

1) разработать программу работы с педагогами и воспитателями Сосновской школы-интерната, позволяющую повышать уровень их психологической культуры и профессиональной компетентности в вопросах обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (организовать системную работу в рамках педсоветов, методических объединений, семинаров, тематических консультаций);

2) апробировать различные формы и методы работы с детьми и подростками (тренинг, коллективное творческое дело, большая психологическая игра, психологическая акция и др.), для выявления наиболее эффективных;

3) проанализировать опыт работы различных моделей школьных служб примирения, направленных на развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов среди школьников и педагогов, и разработать проект создания подобной службы в Сосновской школе-интернате;

4) обновить содержание методической базы психологической службы школы-интерната (привести имеющиеся программы в соответствие с современными требованиями по ФГОСам).

 

Таблица 1

Диагностическая деятельность

Направления работы

Сроки выполнения

Предполагаемые результаты

1.

Определение уровня готовности 1 класса к школьному обучению

сентябрь

- выявление детей с низким уровнем готовности к обучению

2.

Диагностика уровня актуального развития детей младшего школьного возраста

сентябрь

- выявление детей с низким уровнем развития познавательной сферы и «поведенческими» проблемами;

- формирование групп для коррекционно-развивающих и профилактических занятий

3.

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

сентябрь

- разработка индивидуальной траектории развития детей, имеющих способности к интеллектуальной, творческой деятельности

4.

Диагностика уровня актуального развития детей, находящихся на психологическом сопровождении

декабрь, май

- отслеживание динамики развития корректируемых показателей и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы психолога

5.

Определение уровня адаптации к школьному обучению (1,5 классы)

октябрь

- выявление дезадаптированных детей; составление рекомендаций для педагогов и воспитателей

6.

Диагностика уровня актуального развития и эмоционально-волевой сферы вновь прибывших детей

в течение года

- определение направлений воспитательной и психологической работы по адаптации к учреждению; выявление детей с трудностями в обучении и поведенческими проблемами

7.

Определение уровня тревожности по школе

(1-11 классы)

октябрь, январь, март

- отслеживание уровня психологического здоровья детей по школе; оценка эффективности проводимой воспитательной и психологической работы с тревожными детьми

8.

Проф. диагностика учащихся 9-11 классов

в течение года

- сбор материала для оказания консультативной помощи старшеклассникам при выборе профессии

9.

Определение уровня приспособленности учеников 9-11 классов

апрель-май

- оценка результативности воспитательной работы с выпускниками

10.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста

май

- оценка уровня готовности детей к обучению в школе

11.

Диагностика в рамках ШПМПК

в течение года

- представления на ШПМПК; отслеживание динамики, оценка результативности работы ШПМПК

12

Диагностические срезы по запросу администрации, воспитателей, учителей

в течение года

- заключения, отчеты, рекомендации

Таблица 2

Коррекционно-развивающая деятельность

Направления работы

Используемые программы, формы, методы

Классы

Сроки выполнения

Предполагаемый результат

1.

Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе

Формы работы

– групповые занятия

Используемые программы:

● Программа адаптации первоклассников к школе «Я-первоклассник» (на основе программы

Цукермана Г.А. «Введение в школьную жизнь» и цикл коррекционных сказок для младших школьников «Лесная школа» М. Панфиловой).

1 класс

в течение года

- выработка общей стратегии по сохранению психологического здоровья первоклассников разными специалистами школы;

- адаптация первоклассников к школе, успешное решение возрастных задач обучения и развития

2.

Работа с детьми с трудностями в обучении, состоящими на психологическом сопровождении и учете ШПМПК

(1-4 классы)

Форма работы – групповые занятия и индивидуальное сопровождение. Индивидуальные маршруты сопровождения, составляются на основе имеющихся у ребенка «трудностей» и включают в себя различные блоки развивающих программ.

Используемые программы:

● Рабочая программа по формированию пространственных представлений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (на основе программы «Формирование пространственных представлений Семаго Н. Я., Семаго М. М.).

●Программа развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста (на основе курса Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников»).

● Программам развития познавательных способностей младших школьников «Умники и умницы» (составлена на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам»)

-1 класс;

-2 класс;

- 3 класс;

- 4 класс

сентябрь-апрель

- реализация индивидуальных маршрутов сопровождения;

- положительная динамика развития корректируемых показателей;

- снятие с учета ШПМПК или психологического сопровождения;

- рекомендации для учителей и воспитателей по работе с детьми с трудностями в обучении

3.

Работа с детьми с поведенческими проблемами

Формы работы: индивидуальная, групповая, беседы с детьми, воспитателями и учителями, привлечение социального педагога и других специалистов.

Используемые программы:

● «Я учусь владеть собой» (подростковый возраст)

(на основе программ Хухлаевой О.В «Хочу быть успешным», Слободяник Н. «Я учусь владеть собой», Смирновой Е.Е. «Я познаю себя и учусь управлять собой);

● программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я»

● цикл коррекционных сказок для младших школьников «Лесная школа» М. Панфиловой.

Рабочие тетради:

● Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя: Рабочая тетрадь. – 2 класс - Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т. А;

● Все цвета, кроме черного. Учусь понимать других: Рабочая тетрадь. 3 класс - Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т. А;

● Обучение жизненно важным навыкам. Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов - Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.

Материалы для бесед:

● Пособие для педагогов – «Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников»;

● Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей - Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.

● Как не попасть в трудную ситуацию. Страшные, но полезные истории для девочек и мальчиков. - Прихожан А.М., Толстых Н.Н.

1-8 классы

сентябрь-май

- стабилизация эмоционально-волевой сферы (снижение уровня тревожности, агрессивности);

- развитие навыков самоконтроля;

- положительные изменения в поведении ребенка (снижение количества жалоб и замечаний в адрес «проблемного ребенка»);

- рекомендации для учителей и воспитателей по работе с детьми с поведенческими проблемами

4.

Адаптация вновь прибывших детей к учреждению

- беседы, консультации, рекомендации для воспитателей и учителей (по запросу)

1-11 классы

сентябрь-

май

- снижение уровня тревожности;

- участие ребенка в жизни класса, школы;

- усвоение новых требований

5.

Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене

● Цикл занятий по адаптации учащихся 5 класса к обучению в среднем звене («Тропинка к своему Я»).

● Консультации и рекомендации для воспитателей и педагогов

5 класс

сентябрь-январь

- снижение уровня тревожности;

- интерес и желание учиться;

- усвоение новых социальных требований

- активное участие в жизни класса, школы;

- рекомендации для учителей и воспитателей

6.

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников

● Программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (экспертиза КИПК и ПРО от 16.03.09): 1) курс «Школа развития» (1-4 классы);

2. «Школа общения» (5-6 классы);

3) курс «Школа самопознания» (7-9 классы);

1-9 классы

в течение года

- формирование представлений о проф. деятельности;

- развитие проф. самосознания;

- формирование внутренней готовности учащихся к выбору учебного заведения, проф. деятельности

7.

Профилактическая работа (профилактика жестокого обращения и злоупотребления психоактивными веществами)

●Программа «Тропинка к своему Я» (на основе программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе и средней школе)

●Программа профилактических занятий для учащихся начальной и средней школы «Все цвета, кроме черного» (на основе авторского проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» под руководством академика РАО М. М. Безруких)

1-5 классы

в течение года

- развитие навыков конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтов;

- формирование сплоченности в детском коллективе

8.

Проектная деятельность с одаренными детьми и с детьми, состоящими на внутришкольном учете

   

- привлечение детей к общественно-полезной деятельности, создание ощущения успеха, развитие способностей

 

Проведение профилактических и развивающих мероприятий по запросу педагогов и администрации

1-11 классы

в течение года

-

Таблица 3

Консультативная деятельность

Направления работы

Сроки выполнения

Предполагаемый результат

1.

Подбор литературы и консультирование педагогического коллектива:

- по вопросам разработки воспитательных программ и мероприятий;

- по вопросам оценки результатов воспитательной работы;

- по поводу проблем обучения, поведения, взаимодействия с конкретными учащимися

в течение года

- решение заявленных проблем;

- повышение уровня психологической культуры педагогического коллектива

2.

Консультирование учащихся (в том числе профконсультации)

в течение года

- обучение детей навыкам самопознания, саморегуляции, конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми

Таблица 4

Просветительская деятельность

Направления работы

Сроки выполнения

Предполагаемый результат

Работа с педагогами в рамках педагогических советов и методических объединений

1.

«Особенности индивидуального сопровождения воспитанников школы-интерната»

сентябрь

Повешение уровня психологической культуры и компетентности педагогов в вопросах, связанных с организацией обучения и воспитания детей в условиях учреждения интернатного типа.

2.

Подготовка для воспитателей «Календаря знаменательных дат» (списка международных и российских праздников, к которым можно приурочить классные часы и различные мероприятия профилактической направленности)

сентябрь

3.

«Особенности адаптации учащихся 1 и 5 класса к обучению в школе»

октябрь

4.

«Психологические особенности младшего школьного возраста. Результаты диагностики, рекомендации по работе с детьми с трудностями в обучении и поведенческими проблемами»

октябрь

5.

«Понятие адаптации. Особенности работы с вновь прибывшими детьми»

октябрь

6.

Психологический комфорт в школе как важнейший фактор эффективности обучения, воспитания и личностного развития ребенка.

ноябрь

7.

«Жестокое обращение с детьми: юридический и психологический аспекты»

ноябрь

8.

«Суицид в детской и подростковой среде: меры профилактики и предупреждения»

декабрь

9.

Психологические особенности детей младшего и старшего подросткового возраста. Результаты диагностики мотивационной сферы, рекомендации для педагогов».

январь

10.

«Профессиональное выгорание педагога. Способы профилактики»

февраль

11.

«Психологические особенности детей раннего юношеского возраста. Результаты диагностики»

март

12.

«Школьные службы примирения: опыт и перспективы»

апрель

13.

«Информационные стенды как средство повышения эффективности просветительской работы психолога в школе»

май

Работа с воспитанниками через психологические акции, оформление информационных стендов и групповые занятия

1.

Профилактика жестокого обращения в детской среде (создание благоприятного психологического климата в коллективе)

1.1.

Занятие для младших школьников и учащихся среднего звена (1-6 классы) «От улыбки хмурый день светлей» (приурочено к 7 октября – Международному дню улыбки)

октябрь

Развитие навыков конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми

1.2.

- Информационный стенд «10 декабря – Международный день прав человека»

декабрь

1.3.

- Психологическая акция «День благодарения», тема: «Спасибо вам учителя…» (приурочена к международному дню «Спасибо»)

январь

1.4.

- Психологическая акция «Сундучок добрых слов», приуроченная к 17 февраля – Международному дню спонтанного проявления доброты

февраль

1.5.

- Психологическая акция «Прощенное воскресенье» (подготовка информационного стенда «Учись прощащь»)

март

2.

Профилактика суицидального поведения в детской и подростковой среде

2.1.

- Конкурс оптимистичных жизнеутверждающих цитат для детей «Жизнь хороша и жить хорошо»

сентябрь

Развитие позитивного мироощущения и самоотношения, повышения уровня психологической культуры детей и подростков в вопросах саморегуляции, способах релаксации и снятия напряжения

2.2.

- Информационный стенд «Жизнь прекрасна»

сентябрь

2.3.

- Конкурс для детей «Лучший смайлик», посвященный международному дню улыбки

октябрь

2.4.

Оформление информационного стенда «7 октября – Международный день улыбки»

октябрь

2.5.

- Занятия для учащихся 1-7 классов «Если тебе сложно, попроси о помощи!» (приурочено к 17 мая - Международному дню детского телефона доверия»

май

3. Приобщение к семейным ценностям

3.1.

- Информационный стенд «15 мая – Международный день семьи»

май

Формирование адекватных социально одобряемых формах семейных взаимоотношений

3.2.

- занятие для учащихся среднего звена, посвященное международному дню семьи

май

4. Профилактика злоупотребления ПАВ

4.1.

- Информационный стенд «18 марта – Всемирный день сна»

март

Формирование ценностного отношения к своему здоровью, формирование навыков безопасного поведения

4.2.

- Информационный стенд «7 апреля – всемирный день здоровья»

апрель

5. Развитие навыков толерантного взаимодействия

5.1.

Занятие для учащихся среднего звена (7-9 класс) «Из чего же сделаны наши девчонки?»

(приуроченное к 11 октября -Международному дню девочек)

октябрь

Воспитание терпимости и уважения к окружающим людям, расширение знаний о способах конструктивного взаимодействия.

5.2.

Занятие для учащихся среднего звена (7-9 класс) «Из чего же сделаны наши мальчишки?» (приуроченное к 5ноября-Международному дню мужчин)

ноябрь

5.3.

- Информационный стенд «17 ноября – Международный день толерантности»

ноябрь

Таблица 5

Экспертная деятельность в рамках ШПМПК

Направления

работы

Сроки

Предполагаемый результат

1.

Участие в заседании школьного ПМПк с целью обсуждения результатов диагностики

уровня актуального развития воспитанников школы-интерната

и составления индивидуальных планов их развития

сентябрь

- постановка на учет ШПМПК детей с трудностями в обучении;

- составление индивидиуальных психолого-медико-педагогических маршрутов сопровождения

2.

Участие в заседании школьного ПМПк для обсуждения результатов реализации и корректировки индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников школы-интерната

январь

- уточнение и корректировка индивидуальных маршрутов сопровождения

3.

Участие в заседании школьного ПМПк для подведения итогов работы специалистов консилиума за год

май

- снятие с учета ШПМПк детей со стабильной положительной динамикой развития;

- определение направлений работы на следующий учебный год

4.

Комплексная психолого-педагогическая диагностика вновь прибывших детей

в течение учебного года

- составление индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника

Таблица 6

Социально-диспетчерская деятельность

Направления, виды и формы работы

Сроки выполнения

Предполагаемый результат

1.

Организация взаимодействия различных специалистов для решения проблем ребенка, как на школьном, так и на межведомственном уровнях

в течение года

- комплексное решение проблем ребенка;

2.

Подготовка сопроводительной документации, необходимой для «переадресации» проблемы ребенка другим специалистам

в течение года

-

Таблица 7

Методическая деятельность

Направления, виды и формы работы

Сроки

Предполагаемый результат

1.

Разработка шаблонов для составления индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников школы-интерната

 

- индивидуальные маршруты воспитательного и социально-психологического сопровождения

2.

Выступления на школьных педсоветах и МО: (по запросу администрации и пед. коллектива)

в течение года

- повышение уровня психологической культуры педагогического коллектива

3.

Участие в районных и областных конференциях, форумах, конкурсах

- распространение опыта работы;

- разработка авторских программ и методик работы;

- повышение уровня профессионального мастерства

4.

Разработка методической темы

«Ресурсы и возможности школьной службы примирения в условиях учреждения интернатного типа»

- выступления на школьных и районных МО

5.

Адаптация и разработка коррекционно-развивающих и профилактических программ (обновление методической базы психологической службы школы)

- расширение диапазона используемых в работе программ;

- пополнение методической базы кабинета психолога

6.

Разработка дидактического материала для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий

- обновление и пополнение методического оснащения кабинета психолога

7.

Разработка буклетов и стендов, отражающих содержание и специфику работы психолога в школе-интернате

- обновление и пополнение методического оснащения кабинета;

- систематизация накопленного опыта работы

8.

Подведение итогов проделанной за год работы

- оценка эффективности проведенной за год работы и определение направлений дальнейшей работы;

- отчет по результатам деятельности

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА НЕДЕЛЮ

Дни

недели

Вид и форма работы

Время проведения

ПОНЕДЕЛЬНИК

- планирование работы на неделю (по запросам администрации и пед. коллектива);

- подготовка к проведению групповых занятий

8.30-12.00

- индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа

12.00-16.00

- заполнение отчетной документации

16.00-16.30

ВТОРНИК

- методическая работа

9.30-12.00

индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа

12.00 – 14.00

- консультирование воспитанников и учителей и воспитателей

14.00-16.00

- заполнение отчетной документации

16.00-16.30

СРЕДА

- анализ результатов диагностики, написание заключений

- подготовка к проведению индивидуальных занятий

9.30-12.00

- индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа

- консультирование детей, педагогов и воспитателей;

12.00-14.00

- педсовет

14.00-16.00

- заполнение отчетной документации

16.00-16.30

ЧЕТВЕРГ

- анализ результатов диагностики, написание заключений;

- подготовка к проведению индивидуальных занятий

9.30–12.00

- индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа

12.00-16.00

- заполнение отчетной документации

16.00-16.30

ПЯТНИЦА

- методическая работа

- подведение итогов недели

9.00-12.00

- индивидуальная коррекционно-развивающая работа

- диагностическая работа

12.00-16.00

- подведение итогов недели, оформление документации

16.00-16.30

* Расписание составляется на 36 рабочих часов: из них 18 часов затрачиваются на непосредственную работу с детьми, а остальные 18 – на подготовку к занятиям, методическую работу, самообразование и т.п.

http://sov.opredelim.com/docs/167300/index-1421-18.html

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень содержательны,интересный,профессионально подготовленный план.С большим интересом ознакомился с ним.

22 January 2017

Спасибо, Виктор.Всегда приятно, когда твою работу положительно оценивают

22 January 2017