План работы педагога-психолога в общеобразовательной школе-интернате
ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
на 2016-2017 учебный год
Составила: педагог-психолог высшей категории Бадыкова А. Г.
Пояснительная записка
В современном обществе происходят серьезные преобразования. Нестабильность социально-экономической ситуации в стране за последние десятилетия привела к резкому падению уровня жизни населения и к кризису важнейшего социального института - семьи. Закономерным результатом этих процессов стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сегодня на всех уровнях государственной власти активно обсуждаются и реализуются различные методы профилактики социального сиротства. Тем временем очень остро стоит вопрос о воспитании и подготовке к самостоятельной жизни тех детей, которые уже находятся в детских домах и учреждениях интернатного типа.
Главная проблема заключается в том, что в большинстве случаев это дети из крайне неблагополучных семей. Чаще всего это физически ослабленные, социально и педагогически запущенные дети, уровень развития которых не соответствует возрастным нормам.
Исходя из этого «особые образовательные потребности» воспитанников Сосновской школы-интерната состоят в коррекции и компенсации тех последствий, которые возникли в результате влияния на них социально неблагополучной среды.
Решению этой задачи в Сосновской школе-интернате способствует система психологического сопровождения воспитанников.
Цель программы: сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей в условиях учреждения интернатного типа необходимого для их полноценного функционирования и развития.
Задачи психологического сопровождения:
1. Определение уровня психологического здоровья детей, воспитывающихся в интернате:
- диагностика уровня актуального развития школьников;
- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении;
- выбор средств психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;
- отслеживание динамики психологического здоровья детей, воспитывающихся в интернате.
2. Создание групп и проведение занятий психопрофилактической и коррекционно-развивающей направленности с целью повышения уровня психологического здоровья детей:
- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- оказание учащимся помощи в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- формирование способностей к самоопределению и саморазвитию.
3. Создание психолого-педагогических условий для формирования и поддержания психологического здоровья детей:
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
- содействие педагогическим работникам в воспитании и обучении детей;
- психологическое просвещение детей и педагогического коллектива.
4. Создание методической базы для осуществления психологического сопровождения:
- проведение эмпирических и экспериментальных психологических исследований на базе школы, с целью создания практических рекомендаций по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- разработка коррекционно-развивающих программ, адаптированных к условиям интернатного учреждения;
- обобщение и распространение опыта психологической работы с детьми-сиротами.
В соответствии с задачами выделяются 6 направлений деятельности психолога: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование и просвещение, деятельность в рамках ШПМПК, социально-диспетчерская и методическая работа. В основу годового плана работы психолога закладывается содержание именно этих направлений (см. табл. 1-6).
С учетом результатов анализа психологической работы прошлых лет в 2016-2017 учебном году, помимо основных направлений работы (коррекционно-развивающей и экспертной деятельности в рамках ШПМПК) необходимо уделить особое внимание:
1) пропаганде психологических знаний не только среди воспитанников школы, но и среди педагогического коллектива;
2) работе по профилактике суицидального поведения и жестокого обращения среди детей и подростков;
3) методической работе, направленной на внедрение современных психологических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения интернатного типа.
Для реализации выделенных направлений работы необходимо:
1) разработать программу работы с педагогами и воспитателями Сосновской школы-интерната, позволяющую повышать уровень их психологической культуры и профессиональной компетентности в вопросах обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (организовать системную работу в рамках педсоветов, методических объединений, семинаров, тематических консультаций);
2) апробировать различные формы и методы работы с детьми и подростками (тренинг, коллективное творческое дело, большая психологическая игра, психологическая акция и др.), для выявления наиболее эффективных;
3) проанализировать опыт работы различных моделей школьных служб примирения, направленных на развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов среди школьников и педагогов, и разработать проект создания подобной службы в Сосновской школе-интернате;
4) обновить содержание методической базы психологической службы школы-интерната (привести имеющиеся программы в соответствие с современными требованиями по ФГОСам).
Таблица 1
Диагностическая деятельность
№ |
Направления работы |
Сроки выполнения |
Предполагаемые результаты |
1. |
Определение уровня готовности 1 класса к школьному обучению |
сентябрь |
- выявление детей с низким уровнем готовности к обучению |
2. |
Диагностика уровня актуального развития детей младшего школьного возраста |
сентябрь |
- выявление детей с низким уровнем развития познавательной сферы и «поведенческими» проблемами; - формирование групп для коррекционно-развивающих и профилактических занятий |
3. |
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности |
сентябрь |
- разработка индивидуальной траектории развития детей, имеющих способности к интеллектуальной, творческой деятельности |
4. |
Диагностика уровня актуального развития детей, находящихся на психологическом сопровождении |
декабрь, май |
- отслеживание динамики развития корректируемых показателей и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы психолога |
5. |
Определение уровня адаптации к школьному обучению (1,5 классы) |
октябрь |
- выявление дезадаптированных детей; составление рекомендаций для педагогов и воспитателей |
6. |
Диагностика уровня актуального развития и эмоционально-волевой сферы вновь прибывших детей |
в течение года |
- определение направлений воспитательной и психологической работы по адаптации к учреждению; выявление детей с трудностями в обучении и поведенческими проблемами |
7. |
Определение уровня тревожности по школе (1-11 классы) |
октябрь, январь, март |
- отслеживание уровня психологического здоровья детей по школе; оценка эффективности проводимой воспитательной и психологической работы с тревожными детьми |
8. |
Проф. диагностика учащихся 9-11 классов |
в течение года |
- сбор материала для оказания консультативной помощи старшеклассникам при выборе профессии |
9. |
Определение уровня приспособленности учеников 9-11 классов |
апрель-май |
- оценка результативности воспитательной работы с выпускниками |
10. |
Диагностика детей старшего дошкольного возраста |
май |
- оценка уровня готовности детей к обучению в школе |
11. |
Диагностика в рамках ШПМПК |
в течение года |
- представления на ШПМПК; отслеживание динамики, оценка результативности работы ШПМПК |
12 |
Диагностические срезы по запросу администрации, воспитателей, учителей |
в течение года |
- заключения, отчеты, рекомендации |
Таблица 2
Коррекционно-развивающая деятельность
№ |
Направления работы |
Используемые программы, формы, методы |
Классы |
Сроки выполнения |
Предполагаемый результат |
1. |
Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе |
Формы работы – групповые занятия Используемые программы: ● Программа адаптации первоклассников к школе «Я-первоклассник» (на основе программы Цукермана Г.А. «Введение в школьную жизнь» и цикл коррекционных сказок для младших школьников «Лесная школа» М. Панфиловой). |
1 класс |
в течение года |
- выработка общей стратегии по сохранению психологического здоровья первоклассников разными специалистами школы; - адаптация первоклассников к школе, успешное решение возрастных задач обучения и развития |
2. |
Работа с детьми с трудностями в обучении, состоящими на психологическом сопровождении и учете ШПМПК (1-4 классы) |
Форма работы – групповые занятия и индивидуальное сопровождение. Индивидуальные маршруты сопровождения, составляются на основе имеющихся у ребенка «трудностей» и включают в себя различные блоки развивающих программ. Используемые программы: ● Рабочая программа по формированию пространственных представлений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (на основе программы «Формирование пространственных представлений Семаго Н. Я., Семаго М. М.). ●Программа развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста (на основе курса Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников»). ● Программам развития познавательных способностей младших школьников «Умники и умницы» (составлена на основе программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам») |
-1 класс; -2 класс; - 3 класс; - 4 класс |
сентябрь-апрель |
- реализация индивидуальных маршрутов сопровождения; - положительная динамика развития корректируемых показателей; - снятие с учета ШПМПК или психологического сопровождения; - рекомендации для учителей и воспитателей по работе с детьми с трудностями в обучении |
3. |
Работа с детьми с поведенческими проблемами |
Формы работы: индивидуальная, групповая, беседы с детьми, воспитателями и учителями, привлечение социального педагога и других специалистов. Используемые программы: ● «Я учусь владеть собой» (подростковый возраст) (на основе программ Хухлаевой О.В «Хочу быть успешным», Слободяник Н. «Я учусь владеть собой», Смирновой Е.Е. «Я познаю себя и учусь управлять собой); ● программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» ● цикл коррекционных сказок для младших школьников «Лесная школа» М. Панфиловой. Рабочие тетради: ● Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя: Рабочая тетрадь. – 2 класс - Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т. А; ● Все цвета, кроме черного. Учусь понимать других: Рабочая тетрадь. 3 класс - Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т. А; ● Обучение жизненно важным навыкам. Рабочая тетрадь для учащихся 5-7 классов - Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Материалы для бесед: ● Пособие для педагогов – «Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников»; ● Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей - Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. ● Как не попасть в трудную ситуацию. Страшные, но полезные истории для девочек и мальчиков. - Прихожан А.М., Толстых Н.Н. |
1-8 классы |
сентябрь-май |
- стабилизация эмоционально-волевой сферы (снижение уровня тревожности, агрессивности); - развитие навыков самоконтроля; - положительные изменения в поведении ребенка (снижение количества жалоб и замечаний в адрес «проблемного ребенка»); - рекомендации для учителей и воспитателей по работе с детьми с поведенческими проблемами |
4. |
Адаптация вновь прибывших детей к учреждению |
- беседы, консультации, рекомендации для воспитателей и учителей (по запросу) |
1-11 классы |
сентябрь- май |
- снижение уровня тревожности; - участие ребенка в жизни класса, школы; - усвоение новых требований |
5. |
Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене |
● Цикл занятий по адаптации учащихся 5 класса к обучению в среднем звене («Тропинка к своему Я»). ● Консультации и рекомендации для воспитателей и педагогов |
5 класс |
сентябрь-январь |
- снижение уровня тревожности; - интерес и желание учиться; - усвоение новых социальных требований - активное участие в жизни класса, школы; - рекомендации для учителей и воспитателей |
6. |
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников |
● Программа «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (экспертиза КИПК и ПРО от 16.03.09): 1) курс «Школа развития» (1-4 классы);
2. «Школа общения» (5-6 классы); 3) курс «Школа самопознания» (7-9 классы); |
1-9 классы |
в течение года |
- формирование представлений о проф. деятельности; - развитие проф. самосознания; - формирование внутренней готовности учащихся к выбору учебного заведения, проф. деятельности |
7. |
Профилактическая работа (профилактика жестокого обращения и злоупотребления психоактивными веществами) |
●Программа «Тропинка к своему Я» (на основе программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе и средней школе) ●Программа профилактических занятий для учащихся начальной и средней школы «Все цвета, кроме черного» (на основе авторского проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» под руководством академика РАО М. М. Безруких) |
1-5 классы |
в течение года |
- развитие навыков конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтов; - формирование сплоченности в детском коллективе |
8. |
Проектная деятельность с одаренными детьми и с детьми, состоящими на внутришкольном учете |
- привлечение детей к общественно-полезной деятельности, создание ощущения успеха, развитие способностей |
|||
Проведение профилактических и развивающих мероприятий по запросу педагогов и администрации |
1-11 классы |
в течение года |
- |
Таблица 3
Консультативная деятельность
№ |
Направления работы |
Сроки выполнения |
Предполагаемый результат |
1. |
Подбор литературы и консультирование педагогического коллектива: - по вопросам разработки воспитательных программ и мероприятий; - по вопросам оценки результатов воспитательной работы; - по поводу проблем обучения, поведения, взаимодействия с конкретными учащимися |
в течение года |
- решение заявленных проблем; - повышение уровня психологической культуры педагогического коллектива |
2. |
Консультирование учащихся (в том числе профконсультации) |
в течение года |
- обучение детей навыкам самопознания, саморегуляции, конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми |
Таблица 4
Просветительская деятельность
№ |
Направления работы |
Сроки выполнения |
Предполагаемый результат |
Работа с педагогами в рамках педагогических советов и методических объединений |
|||
1. |
«Особенности индивидуального сопровождения воспитанников школы-интерната» |
сентябрь |
Повешение уровня психологической культуры и компетентности педагогов в вопросах, связанных с организацией обучения и воспитания детей в условиях учреждения интернатного типа. |
2. |
Подготовка для воспитателей «Календаря знаменательных дат» (списка международных и российских праздников, к которым можно приурочить классные часы и различные мероприятия профилактической направленности) |
сентябрь |
|
3. |
«Особенности адаптации учащихся 1 и 5 класса к обучению в школе» |
октябрь |
|
4. |
«Психологические особенности младшего школьного возраста. Результаты диагностики, рекомендации по работе с детьми с трудностями в обучении и поведенческими проблемами» |
октябрь |
|
5. |
«Понятие адаптации. Особенности работы с вновь прибывшими детьми» |
октябрь |
|
6. |
Психологический комфорт в школе как важнейший фактор эффективности обучения, воспитания и личностного развития ребенка. |
ноябрь |
|
7. |
«Жестокое обращение с детьми: юридический и психологический аспекты» |
ноябрь |
|
8. |
«Суицид в детской и подростковой среде: меры профилактики и предупреждения» |
декабрь |
|
9. |
Психологические особенности детей младшего и старшего подросткового возраста. Результаты диагностики мотивационной сферы, рекомендации для педагогов». |
январь |
|
10. |
«Профессиональное выгорание педагога. Способы профилактики» |
февраль |
|
11. |
«Психологические особенности детей раннего юношеского возраста. Результаты диагностики» |
март |
|
12. |
«Школьные службы примирения: опыт и перспективы» |
апрель |
|
13. |
«Информационные стенды как средство повышения эффективности просветительской работы психолога в школе» |
май |
|
Работа с воспитанниками через психологические акции, оформление информационных стендов и групповые занятия |
|||
1. |
Профилактика жестокого обращения в детской среде (создание благоприятного психологического климата в коллективе) |
||
1.1. |
Занятие для младших школьников и учащихся среднего звена (1-6 классы) «От улыбки хмурый день светлей» (приурочено к 7 октября – Международному дню улыбки) |
октябрь |
Развитие навыков конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми |
1.2. |
- Информационный стенд «10 декабря – Международный день прав человека» |
декабрь |
|
1.3. |
- Психологическая акция «День благодарения», тема: «Спасибо вам учителя…» (приурочена к международному дню «Спасибо») |
январь |
|
1.4. |
- Психологическая акция «Сундучок добрых слов», приуроченная к 17 февраля – Международному дню спонтанного проявления доброты |
февраль |
|
1.5. |
- Психологическая акция «Прощенное воскресенье» (подготовка информационного стенда «Учись прощащь») |
март |
|
2. |
Профилактика суицидального поведения в детской и подростковой среде |
||
2.1. |
- Конкурс оптимистичных жизнеутверждающих цитат для детей «Жизнь хороша и жить хорошо» |
сентябрь |
Развитие позитивного мироощущения и самоотношения, повышения уровня психологической культуры детей и подростков в вопросах саморегуляции, способах релаксации и снятия напряжения |
2.2. |
- Информационный стенд «Жизнь прекрасна» |
сентябрь |
|
2.3. |
- Конкурс для детей «Лучший смайлик», посвященный международному дню улыбки |
октябрь |
|
2.4. |
Оформление информационного стенда «7 октября – Международный день улыбки» |
октябрь |
|
2.5. |
- Занятия для учащихся 1-7 классов «Если тебе сложно, попроси о помощи!» (приурочено к 17 мая - Международному дню детского телефона доверия» |
май |
|
3. Приобщение к семейным ценностям |
|||
3.1. |
- Информационный стенд «15 мая – Международный день семьи» |
май |
Формирование адекватных социально одобряемых формах семейных взаимоотношений |
3.2. |
- занятие для учащихся среднего звена, посвященное международному дню семьи |
май |
|
4. Профилактика злоупотребления ПАВ |
|||
4.1. |
- Информационный стенд «18 марта – Всемирный день сна» |
март |
Формирование ценностного отношения к своему здоровью, формирование навыков безопасного поведения |
4.2. |
- Информационный стенд «7 апреля – всемирный день здоровья» |
апрель |
|
5. Развитие навыков толерантного взаимодействия |
|||
5.1. |
Занятие для учащихся среднего звена (7-9 класс) «Из чего же сделаны наши девчонки?» (приуроченное к 11 октября -Международному дню девочек) |
октябрь |
Воспитание терпимости и уважения к окружающим людям, расширение знаний о способах конструктивного взаимодействия. |
5.2. |
Занятие для учащихся среднего звена (7-9 класс) «Из чего же сделаны наши мальчишки?» (приуроченное к 5ноября-Международному дню мужчин) |
ноябрь |
|
5.3. |
- Информационный стенд «17 ноября – Международный день толерантности» |
ноябрь |
Таблица 5
Экспертная деятельность в рамках ШПМПК
№ |
Направления работы |
Сроки |
Предполагаемый результат |
1. |
Участие в заседании школьного ПМПк с целью обсуждения результатов диагностики уровня актуального развития воспитанников школы-интерната и составления индивидуальных планов их развития |
сентябрь |
- постановка на учет ШПМПК детей с трудностями в обучении; - составление индивидиуальных психолого-медико-педагогических маршрутов сопровождения |
2. |
Участие в заседании школьного ПМПк для обсуждения результатов реализации и корректировки индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников школы-интерната |
январь |
- уточнение и корректировка индивидуальных маршрутов сопровождения |
3. |
Участие в заседании школьного ПМПк для подведения итогов работы специалистов консилиума за год |
май |
- снятие с учета ШПМПк детей со стабильной положительной динамикой развития; - определение направлений работы на следующий учебный год |
4. |
Комплексная психолого-педагогическая диагностика вновь прибывших детей |
в течение учебного года |
- составление индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника |
Таблица 6
Социально-диспетчерская деятельность
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки выполнения |
Предполагаемый результат |
1. |
Организация взаимодействия различных специалистов для решения проблем ребенка, как на школьном, так и на межведомственном уровнях |
в течение года |
- комплексное решение проблем ребенка; |
2. |
Подготовка сопроводительной документации, необходимой для «переадресации» проблемы ребенка другим специалистам |
в течение года |
- |
Таблица 7
Методическая деятельность
№ |
Направления, виды и формы работы |
Сроки |
Предполагаемый результат |
1. |
Разработка шаблонов для составления индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников школы-интерната |
- индивидуальные маршруты воспитательного и социально-психологического сопровождения |
|
2. |
Выступления на школьных педсоветах и МО: (по запросу администрации и пед. коллектива) |
в течение года |
- повышение уровня психологической культуры педагогического коллектива |
3. |
Участие в районных и областных конференциях, форумах, конкурсах |
- распространение опыта работы; - разработка авторских программ и методик работы; - повышение уровня профессионального мастерства |
|
4. |
Разработка методической темы «Ресурсы и возможности школьной службы примирения в условиях учреждения интернатного типа» |
- выступления на школьных и районных МО |
|
5. |
Адаптация и разработка коррекционно-развивающих и профилактических программ (обновление методической базы психологической службы школы) |
- расширение диапазона используемых в работе программ; - пополнение методической базы кабинета психолога |
|
6. |
Разработка дидактического материала для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий |
- обновление и пополнение методического оснащения кабинета психолога |
|
7. |
Разработка буклетов и стендов, отражающих содержание и специфику работы психолога в школе-интернате |
- обновление и пополнение методического оснащения кабинета; - систематизация накопленного опыта работы |
|
8. |
Подведение итогов проделанной за год работы |
- оценка эффективности проведенной за год работы и определение направлений дальнейшей работы; - отчет по результатам деятельности |
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА НЕДЕЛЮ
Дни недели |
Вид и форма работы |
Время проведения |
ПОНЕДЕЛЬНИК |
- планирование работы на неделю (по запросам администрации и пед. коллектива); - подготовка к проведению групповых занятий |
8.30-12.00 |
- индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа |
12.00-16.00 |
|
- заполнение отчетной документации |
16.00-16.30 |
|
ВТОРНИК |
- методическая работа |
9.30-12.00 |
индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа |
12.00 – 14.00 |
|
- консультирование воспитанников и учителей и воспитателей |
14.00-16.00 |
|
- заполнение отчетной документации |
16.00-16.30 |
|
СРЕДА |
- анализ результатов диагностики, написание заключений - подготовка к проведению индивидуальных занятий |
9.30-12.00 |
- индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа - консультирование детей, педагогов и воспитателей; |
12.00-14.00 |
|
- педсовет |
14.00-16.00 |
|
- заполнение отчетной документации |
16.00-16.30 |
|
ЧЕТВЕРГ |
- анализ результатов диагностики, написание заключений; - подготовка к проведению индивидуальных занятий |
9.30–12.00 |
- индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа |
12.00-16.00 |
|
- заполнение отчетной документации |
16.00-16.30 |
|
ПЯТНИЦА |
- методическая работа - подведение итогов недели |
9.00-12.00 |
- индивидуальная коррекционно-развивающая работа - диагностическая работа |
12.00-16.00 |
|
- подведение итогов недели, оформление документации |
16.00-16.30 |
* Расписание составляется на 36 рабочих часов: из них 18 часов затрачиваются на непосредственную работу с детьми, а остальные 18 – на подготовку к занятиям, методическую работу, самообразование и т.п.
http://sov.opredelim.com/docs/167300/index-1421-18.html
Виктор Мишустин
Бадыкова Алсу Гилемхановна