12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45042
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

 

Прием «Скажи одним словом» на уроке русского языка


подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Пояснительная записка

Прием «Скажи одним словом» - это аналог всем знакомого терминологического диктанта (учитель читает определение термина, а учащиеся записывают термин), только работа ведется устно, присутствует элемент соревнования, в результате отмечаются те ребята, которые набрали наибольшее количество жетонов (по одному за каждый правильный ответ). Этот прием особенно хорош на уроках обобщения и повторения в конце года, а также как предварительная работа перед интеллектуальными играми. Прием может использоваться для «разогрева» зрителей на неделе русского языка и литературы перед большими мероприятиями, а также для того, чтобы быстро собрать выбрать команду для интеллектуальных соревнований, например, «Своя игра», «Умники и умницы» и т.д.

Представленный материал может использоваться в работе с учащимися 6 класса в конце учебного года или в 7 классе в начале учебного года.

«Скажи одним словом»

1. Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём.  (Аллитерация)

2. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. (Гипербола)

3. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. (Метонимия)

4. Слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. (Синонимы)

5. Лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. (Фразеологизм)

6. Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, – дар речи, способность мыслить и чувствовать. (Олицетворение)

7. Молодежный жаргон, особенностью которого является стремление дать общеизвестным понятиям новое экспрессивное обозначение: голова – арбуз, тыква, глобус, кастрюля, черепоки др.; понимать – волочь, рубить, врубаться, сечь; отлично – клёво, лафа, классно, прикольно; все равно – параллельно, по барабану. (Сленг)

8. Слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, сельского хозяйства и искусства. (Термины)

9. Синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух и более знаменательных (самостоятельных) слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. (Словосочетание)

10. Собрание всех букв данной системы письма, расположенных в определенном, общепринятом порядке. (Алфавит)

11. Форма глагола, указывающая, что ситуация, о которой говорится в предложении, следует после момента речи или другого момента, мысленно приравниваемого к моменту речи. (Будущее время)

12. Высказывание, имеющее целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения. (Вопрос)

13. Слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), которому адресована речь. Ими служат собственные имена людей, названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т. д.; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы. (Обращения)

14. Конкретное проявление чужой речи: дословно воспроизве­денная автором выдержка из какого-либо другого текста. (Цитата)

15. Раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. (Словообразование)

16.Расположение членов предложения  в особом порядке,  нарушающем  обычный  порядок,   с целью усилить выразительность речи. (Инверсия)

17.Грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о  структуре  слова,  формах  словоизменения, способах выражения грамматических  значений,  а также  учение  о частях  речи  и  присущих им способах словообразования.  (Морфология)

18.Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями  или  с  переводом   на другой язык. 

19. Совокупность орфоэпических норм, присущих  той или иной  разновидности  языка.  (Произношение)

20. Грамматическая категория глагола, обобщённо указывающая, «как протекает во времени или как распределяется во времени» обозначенное глаголом действие. (Вид)

Использованная литература

1. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – М. Просвещение, 2007

2. Русский язык: учеб. для 6 кл. Рекомендовано языку к учебникам 5-9 классов (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанскоий, 2007) общеобразоват. учреждений/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – М. Просвещение, 2007

3. Рыбченкова Л.М., Роговик Т.Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс.-М.: «Просвещение», 2016

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.