Приемы работы с информацией как средство формирования познавательных УУД у младших школьников
Приемы работы с информацией как средство формирования познавательных УУД у младших школьников
Конышкина Ю. О.
Студентка ГАПОУ СО «НТПК №1»
Ключевые слова: приемы работы с информацией, кластер, познавательные УУД, работа с информацией, ментальная карта, таблица.
Аннотация: в статье раскрывается понятие познавательных универсальных учебных действий, описываются приемы, способствующие формированию умений работать с информацией, раскрывается важность развития познавательных УУД младших школьников. Данная статья может быть интересна учителям начальных классов, которые хотят грамотно и эффективно развивать познавательные УУД у своих учеников.
В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. ФГОС НОО в качестве цели и основного результата образования выдвигает «развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий». Одними из главных УУД, которые способствуют развитию умения учиться, являются познавательные.
Познавательные УУД – это совокупность различных способов познания окружающего нас мира, а также самостоятельное построение процесса исследования, поиска, и совокупность операций по систематизации, обобщению, обработке и использованию полученной информации[1].
В основе познавательной деятельности лежит система предметных и мыслительных действий. Действие - целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей деятельности. В образовательном процессе совокупность учебных действий, объединенных общей целью и выполняющих познавательную функцию и составляют основу познавательной деятельности. Именно эти универсальные учебные действия обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи [4].
Анализ литературы показал, что познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические и знаково-символические.
- Логические познавательные УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические дейс
- Общеучебные познавательные УУД предполагают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
- Знаково-символические познавательные УУД представляют собой конкретные способы преобразования учебного материала, а именно действия моделирования, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний.
Информатизация современного общества способствует постепенному увеличению объема знаний, информации, которой должен владеть каждый человек, в том числе и школьник. Именно поэтому уже в начальной школе учитель должен формировать у учащихся умения работы с информацией, которые позволят ему жить и развиваться в современном информационном мире. Умения работать с информацией составляют основу познавательных УУД и их формирование должно начинаться уже в период обучения ребенка в 1-4-х классах. От становления познавательных УУД зависит результативность всего последующего образования человека. Познавательные универсальные учебные действия готовят школьника к решению любой проблемы-задачи [3].
Умения работать с информацией составляют основу познавательных УУД и их формирование является важнейшей частью образовательного процесса в начальной школе. Овладение обучающимся комплексом УУД полностью ведет к развитию у него способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентности. Однако для их формирования необходима не стихийная, а целенаправленная планомерная работа учителя начальных классов. Так для формирования познавательных УУД учитель может использовать такие приемы работы с информацией, как таблицы, ментальные карты и кластеры.
1) Кластер - графический прием, позволяющий представить большой объем информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. В центре кластера, в главном овале, - основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня - классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня - дальнейшая детализация и т.д. Кластер содержит ключевые слова с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность. Кластер является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком. Учитель может применять кластер на любом этапе урока.
2) Ментальные карты - это удобный инструмент для структурирования информации в визуальной форме. Техника позволяет наглядно увидеть полную картину всех стихийно возникших мыслей, помогает понять, что за чем следует и дополнить задумку конкретными задачами, прописать подзадачи. Информация на современных ментальных картах действительно воспринимается проще и лучше запоминается за счет разного дизайна блоков, контраста цветов, размеров и применения визуальных образов. Ментальная карта строится на основе ключевых слов и фраз, расположенных в центре карты и на ветвях. По мере удаления от центра происходит все большая конкретизация проблемы. Ментальные карты учитель в начальной школе может использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и при проверке изученного на уроке.
3) Таблицы вопросов («тонкие» и «толстые» вопросы). Большое значение в образовательном процессе отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. «Толстые и тонкие вопросы» - это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации [2].
Каждое из умений работы с информацией должно быть хорошо проработано. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные приемы для формирования умений работы с информацией. Также эти умения пригодятся учащимся в современном обществе, так как 21 век-это век информационных технологий, в котором люди должны уметь работать с информацией.
Мной была проведена диагностика в 1 классе по выявлению уровня сформированности информационных умений в одной из школ Нижнего Тагила. Это такие умения, как работа с информацией, представленной в графической и текстовой форме, заполнение таблицы, умение делать выводы на основе полученной информации, логически выстраивать последовательность действий при решении, сравнивать несколько объектов, анализировать их, выделять существенные признаки и выстраивать логические действия, то есть строить логическую цепочку действий. Опираясь на результаты проведенной диагностики, можно сделать вывод, что в начальной школе у младших школьников недостаточно хорошо сформированы умения работы с информацией. Поэтому одной из главных задач учителя начальных классов является формирование и дальнейшее развитие у обучающихся познавательных УУД.
Библиографический список:
1.Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. Ю. Добротин [и др.] ; под общей редакцией М. С. Смирновой. - Москва : Юрайт, 2020. - 306 с. - URL : https://urait.ru/bcode/456810/p.46.
2.Дурновцева Н. В. Формирование логических УУД / Сайт для учителей : kopilkaurokov.ru. - URL : https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/formirovanie_logicheskikh_uud.
3.Брыксина О.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе : учеб. для студ. учреждений высш. образования / Е.С. Галанжина, М. А. Смирнова. - Москва : Академия, 2015. - 208 с.
4.Щеулова, Е. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Е. А. Щеулова, Т. И. Митичева // Молодой ученый, 2017. - № 1 - С. 425-428. - URL : https://moluch.ru/archive/135/37749/.