12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федорченко Татьяна Андреевна218
Украина, Донецкая Народная Республика, ДНР, город Донецк
11

Информационно – коммуникационные технологии как средство формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.







Информационно – коммуникационные технологии

как средство формирования у младших школьников познавательных

универсальных учебных действий.

Из опыта работы


Автор: Федорченко Татьяна Андреевна

учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 97 г. Донецка»


Аннотация

Мы живём в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Владение информационными технологиями становится таким же качеством человека, как умение читать и писать. Эффективно владеющий технологиями и информацией, учитель обладает новым стилем мышления, принципиально иначе подходит к оценке проблем, к организации своей деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника т.е., универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности, направлены на познавательное развитие личности младшего школьника (формирование научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического, логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии).

И в развитии этих процессов огромную помощь окажет учителю использование компьютерных технологий, которое создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.

Цель работы: раскрыть возможности использования информационных технологий в учебной деятельности, показать методы и приёмы работы, которые позволят в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности.

Содержание

Введение.

Основная часть:

Определение понятий «познавательные универсальные учебные действия», «информационно - коммуникационные технологии».

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

Результативность обучения как следствие использования ИКТ.

Выводы.

Список использованной литературы.

Введение

"Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием "

К.Д. Ушинский

Для каждого учителя начальных классов важной проблемой является активизация познавательной деятельности. Требование самой жизни предполагает развитие активности, самостоятельности, творческого подхода к выполняемой работе, инициативность. И главной задачей, которую мы, учителя, решаем, - поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников.

Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений.

Информационно-учебная деятельность, определяется как деятельность, в основу которой положено информационное взаимодействие между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленную на достижение учебных целей, и включающую в себя следующие виды деятельности – регистрацию, сбор, накопление, хранение.

Сегодня внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно - ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.

Определение понятия «информационно – коммуникационные технологии», «познавательные универсальные учебные действия»

Младшему школьнику присуще богатство воображения и фантазии, эмоциональная активность, стремление к конкретной, но непродолжительной деятельности, которая сопровождается реальными результатами, вызывающими познавательный интерес. Именно познавательный интерес ребенка является важнейшим условием активизации познавательной деятельности школьника. Не все дети любознательны от природы и готовы активно постигать знания. Поэтому в Государственном стандарте начального общего образования указывается на то, что начальное общее образование как первая ступень основного общего образования призвано обеспечить становление личности учащегося, выявление и развитие его способностей, формирование умений учебной деятельности, развитие познавательных интересов, познавательных  универсальных учебных действий».  Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия и  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

Активизация познавательной деятельности - это совершенствование методов и приемов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса.

И один из важных и действенных методов, способствующих активизации познавательной деятельности школьников на уроках, на мой взгляд, есть использование информационно – коммуникативные технологий. Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок получал из следующих источников: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Ребёнок, имея желание получить новые знания и участвуя в увлекательных играх, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа средств.

Перед нами стоит задача: научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. И нужно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы 

t1646903023aa.gif Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Использование ИКТ в начальной школе


Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Какие же информационно – коммуникативные средства может применить на уроке учитель?

Это: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?

С появлением новых информационных технологий основным стал комплексный способ реализации принципа наглядности . Мультимедийность стала обычным способом выражения принципа наглядности.

В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, а также создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Использую на уроках учебные и игровые программы.

Использую информационные технологии на всех этапах урока:

1. При объяснении нового материала.

2. Закреплении изученного.

3. Повторении знаний.

4. Контроле знаний.

5. При проведении олимпиад, внеклассных мероприятий.

Большую помощь в проведении урока оказывает применение презентаций Pover Point. «Презентация» в переводе с английского языка – представление. Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерной программы Power Point. Презентация является удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует удерживанию непроизвольного внимания, характерного для младшего школьного возраста. Оно становится концентрированным и устойчивым. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Презентация даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей моих учащихся, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, я осуществляю показ примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, либо провожу математические разминки и самопроверку.

t1646903023ac.gif

Для уроков окружающего мира презентация - это находка! Изображения окружающей нас природы, животных, морей, океанов, природных зон, круговорота воды, цепочек питания и т.д. – всё можно отразить на слайдах. А для проверки знаний учащихся применяю тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает это урок увлекательным, а значит запоминающимся.

t1646903023ae.gif

На уроках русского языка при помощи презентаций провожу дидактические игры, которые помогают запомнить (или проверить, закрепить) знания по правописанию безударных гласных, глухих и звонких согласных в корне слова, разделительных твёрдого и мягкого знаков. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Дети наглядно видят, как происходят превращения со словами. С помощью презентации можно разнообразить и словарную работу.

Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей.

t1646903023af.gif Уроки литературного чтения при использовании мультимедиа средств интересны, разнообразны: слушание поэзии, викторины, уроки-путешествия по сказкам, просмотр видео расширяют и закрепляют полученные знания, повышают активность учащихся, способствуют развитию познавательного интереса к предмету.

Презентация мне позволяет сделать урок интересным, продуманным, познавательным; повышает мотивацию учения, гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик», способствует развитию у детей продуктивных творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.

t1646903023ag.gifТак как внеурочная деятельность школьников является органическим продолжением учебного процесса, я решила начать знакомство с информационными технологиями в рамках проектной деятельности.   Сначала в 1, 2 классе дети знакомятся с ИКТ в качестве наблюдателей и помощников.  Я консультирую и направляю их деятельность. Основную часть работы с компьютером пока выполняют родители.  На основном этапе учащиеся работают совместно с ними. А на заключительно этапе – учатся самостоятельно выступать со своими наблюдениями и исследованиями. Сначала дети робкие, но дальше они приобретают уверенность, создают проекты с удовольствием, работают без принуждения и продуктивно, познавательная мотивация у них увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

С детьми 3, 4 класса, которые с компьютером хорошо знакомы, умеют на нём работать, предлагаю презентации – тесты, которые в конце работы выдают итоговую отметку. Такие тесты составляю сама на основе разработанных шаблонов А. Баженова, Д. Иванова, А. Комаровского.

Презентация даёт возможность детям, которые обычно не активны на уроках, быть смелее, высказывать свое мнение, рассуждать. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

Проводить физкультминутки мне также помогают игровые презентации, которые содержат подвижные картинки, музыкальное сопровождение, указание «делай с нами», «повторяй за нами», что повышает эмоциональный настрой учащихся, помогает им отдохнуть.

С большим интересом и желанием стали мои учащиеся принимать участие в интернет – олимпиадах. Такие олимпиады практически весь учебный год проводят сайты «Мега-Талант», Олимпиада «Плюс», образовательный портал «Продленка», Учи.ру — онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной форме. Именно на первой ступени обучения происходят открытия ребёнка. А участие в интернет – олимпиадах даёт ребёнку: получение жизненного опыта; расширение кругозора, интеллектуальный рост; более успешное обучение школьным предметам; творческий рост, развитие личностных компетенций; умение оценивать себя и радоваться успеху.

t1646903023ah.gif

Компьютер в обучении младших школьников выступает не только как объект изучения, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности младших школьников. Я предлагаю детям сайты, которые содержат развивающие и обучающие задания для детей:

портал "Чудо-юдо" – сайт, который содержит кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки, поделки и пазлы для детей;

сайт «Теремок!» - здесь дети будут учиться, играя в детские игры и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы;

сайт «Родная тропинка» - содержит познавательные видео для детей по истории, развивающие интересные материалы для игр, занятий и проектов с детьми — картинки, развивающие задания, стихи, рассказы, сказки, загадки, фотографии из музеев;

энциклопедия «Мир природы» - очень яркий, красочный сайт, с иллюстрациями, фото, информационным материалом о живом мире;

обучающий сайт http://zoocalaktika.ru – сайт о животных, там есть целый развивающий раздел.

Для проведения классного часа или мероприятия, я использую свои презентации, разработанные в программе MS Power Point. Основа любой Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяет заинтересовать абсолютно всех учащихся. Материал для тематических классных часов нахожу в Интернете, используя поисковые системы, в литературе.

t1646903023ai.jpg В своей работе я использую видеофильмы, которые беру на просторах Интернета ( сайт Видео уроки ), а также создаю их сама.

t1646903023aj.jpg

Информационно – коммуникационные технологии применяю и в работе с родителями. На родительских собраниях вниманию родителей представляются презентации об организации того или иного вида деятельности детей. В каждом классе есть родители, которые не любят их посещать. Попытаться собрать всех – задача классного руководителя. О классных делах на основе фотографий и видео создаю видеоролики. Их я размещаю на своём сайте «Школьный калейдоскоп». Таким образом, родители находятся в курсе всех событий класса. На своём сайте я помещаю полезные материалы для родителей по вопросам воспитания и обучения.

В конце учебного года итоговое родительское собрание с показом презентации. В ней показываю достижения детей за прошедший год в общешкольных и районных мероприятиях. Я стараюсь сделать так, чтобы у родителей появилось желание прийти в школу вновь. И конечно же, для непосредственного общения с учениками и их родителями использую электронную почту.

Результативность обучения как следствие использования ИКТ

В результате внедрения информационно – коммуникационных технологий в своей работе могу отметить, что все дети активны и заинтересованы на уроках. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно. Родители отмечают у детей стремление больше читать и писать. Очень высока познавательная активность детей. Моих учеников отличает самостоятельность, умение слушать.

Выводы

Использование информационно-коммуникационнных технологий в начальной школе – это необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно показать объекты, изучаемые на уроке. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.

Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

повышает качество знаний;

продвигает ребенка в общем развитии;

помогает преодолеть трудности;

вносит радость в жизнь ребенка;

создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Детям на уроке интересно, следовательно, становится более эффективным обучение.


Список использованной литературы

Государственный образовательный стандарт .

Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникационных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2, 2009 г.

Приходько Л.П. Применение ИКТ в деятельности классного руководителя начальной школы. – Интернет-ресурсы.

Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий. Управление начальной школой. № 3, 2009 г.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Фокина Лидия Петровна, 21.03.22 в 14:53 2Ответить Пожаловаться
Татьяна Андреевна! Поздравляю с победой в конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников».
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.03.22 в 19:23 0Ответить Пожаловаться
Присоединяюсь к поздравлениям! Так держать!!!
Трефилова Раиса Поликарповна, 22.03.22 в 12:09 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Андреевна, поздравляю с победой в конкурсе на лучшую статью по теме "Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников"!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.