Групповые формы работы, как способ формирования УУД младших школьников
Групповые формы работы, как способ формирования УУД младших школьников.
Умение учиться – это новообразование,
которое, в первую очередь,
связано с освоением формы
учебного сотрудничества
Г.А. Цукерман
В соответствии с новым Государственным образовательным стандартом начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Задача школы сегодня - формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, другого определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Сегодня, когда объем знаний удваивается каждые 3-4 года, современному ученику важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить УУД, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и компетенций, включая умение учиться. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества – совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаний и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырех видов универсальных учебных действий:
Как сформировать универсальные учебные действия? Нельзя научить ребенка общаться, учиться организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с УУД. Необходимо применять формы работы, способствующие формированию этих умений..
Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе, реализующих задачу формирования общеучебных умений, является групповая.
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
Развитие умений успешного общения.
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому на каждом из своих уроков я стараюсь применять эту форму работы на разных этапах урока.
Эту форму работы я использую уже несколько лет. За последние годы узнала много различных методов групповой формы работы и использую их на своих уроках в начальных классах.
Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как информационная, коммуникативная, рефлексивная.
Достоинства групповой работы:
во-первых, реализуется принцип деятельности;
во-вторых, формируется и повышается учебная мотивация;
осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате;
в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-либо задач;
ученики с низкой учебной мотивацией в группах имеют возможность высказываться чаще, чем обычно, они не бояться говорить и спрашивать. Именно это активизирует их работу и вызывает успех;
улучшается психологический климат в классе.
Важно учитывать:
особенности материала для изучения;
количество учащихся в классе;
временные границы урока;
возрастные особенности учащихся
Группа из 4-5 человек – наиболее удобная группа для учебных целей
Технология организации групповой работы:
выбрать способ формирования групп;
сформировать группы;
разработать задания, выбрать способ предъявления заданий группам;
организовать работу в группе в соответствии с выбранной технологией;
организовать проверку готовности групп;
продумать, что будет результатом (продуктом) групповой работы ;
организовать рефлексию.
Алгоритм работы в группе:
1.Повторение задания для осознанного понимания.
2.Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
5.Совместное принятие решения.
6.Анализ решения. Оформление.
7.Проговаривание в группе выступления.
8.Представление решения.
Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя. Я занималась подбором и апробацией различных вариантов формирования групп школьников.
Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе:
Работа в парах
Мозговой штурм
Игра «Продолжи»
Охота за сокровищами
Снежный ком
Метод «6 шляп»
Метод «Аквариум»
Мозаичная группа
Прием «Зигзаг»
Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах.
На уроках литературы очень хорошо подходит метод критического мышления «Шесть шляп». На уроке русского языка и математики я часто использую метод «Аквариум», пробовала метод «Броуновского движения», детям очень понравилось, эффективность этого метода увидела уже на следующем уроке, когда учащиеся на другом уроке показали хорошие знания по закреплению темы прошлого урока. На уроках математики очень популярное задание «Найди ошибку», «Продолжи», Мозговой штурм в группе проходит быстрее и интереснее. Дети стараются объяснить свою точку зрения, доказывают опираясь на полученные знания. Многие слабые ученики, не усвоив тему с первого урока, именно здесь понимают материал гораздо лучше. В групповых формах работы учитель ставит сильных учеников в такие условия, что им приходится объяснять тему ещё раз, благодаря этому они запоминают прочнее, закладывают в долговременную память новый материал, а слабые ученики начинают осознавать этот материал. Нам известно, что сильные ученики, часто хватают поверхность знаний, схватывая на лету, такие знания быстро забываются. Слабые учащиеся, осознав новый материал, откладывают его в долговременную память. Как показывает практика: контрольные работы за год и на остаточные знания дети пишут плохо, на мой взгляд, только потому, что в своё время знания прочно не вошли в их память. Я думаю, что необходимо использовать групповые методы работы на всех уроках в начальной школе, ведь они способствуют прочному усвоению знаний учащихся. Важно посадить детей в классе так, чтобы группы были равносильными и неконфликтными. От этого зависит эффективность работы группы. Учитель же здесь играет главную роль, он должен быть тонким психологом и руководителем. Я считаю, что группы должны меняться, хотя бы раз в четверть. В своём классе я это делаю ежемесячно, это для здоровья физического и психологического очень необходимо. Сейчас мои ученики учатся в 4 классе, они сами напоминают мне о том, что пошёл месяц и пора их пересадить, а в 1-2 классах учителю самому надо следить за этим. Не только дети, но и учитель выигрывает от того, что дети постоянно меняют соседей по парте. Кажется, такая мелочь, но моя практика показывает, что эффективность работы класса возрастает от того, что дети меняют круг общения со сменой места в классе, учащиеся хотят общения друг с другом, напрямую сказать стесняются, но учитель, замечая привязанности детей или наоборот антипатии своих учеников, должен во время принимать меры. Тут то и приходит на помощь смена места парты учениками. Благодаря методам групповой работы, ребята учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга. Сначала более шустрые, более уверенные ребята подавляют остальных, не замечая и не прислушиваясь к мнению других, но когда принимают не правильное решение неоднократно, начинают задумываться, а всегда ли я прав. Здесь должен быть начеку учитель. Именно он указывает детям на то, что правильная версия была в их группе, но её не услышали, потому что не настоял говорящий и не смог убедить более уверенного в своей правоте соперника. Как показывает мне моя практика, со временем более уверенный в себе ученик начинает прислушиваться к мнению других, а не уверенный учится доказывать свою точку зрения твёрже и настойчивее. К нему начинают прислушиваться все члены группы, а позднее и весь класс. Так дети учатся быть уверенными в своих знаниях и умениях, но не самоуверенными. Хочется отметить, что учителю иногда бывает сложно «разрулить» неверно начатое рассуждение в группе, важно заметить неверный ход мыслей ребят на начальной стадии, либо внимательно следить, за тем как продвигается процесс работы в группе. Учителю необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения. Учителю же нужно правильно подбирать задания для групповой работы, чтобы это было и интересно и нужно для усвоения нового или повторения пройденного материала. Сейчас в помощь учителю появилось много дополнительной литературы, которую я использую на своих уроках. Очень помогает умение работать на компьютере, много проблем у учителя, если нет компьютера дома и в классе. Очень облегчил бы процесс подготовки к урокам компьютер, который стоял бы в классе. Ещё одна проблема, принтер. |
В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Систематическое и методически правильное применение работы в парах и группах в начальной школе развивает способности ученика самостоятельно добывать знания в процессе обучения (задавать вопросы и самому на них отвечать, формулировать проблемы и искать пути их решения, приводить убедительные доводы, опираясь на конкретные факты), совершенствует процессы восприятия, осмысления, понимания информации, тренируя способности к само - и взаимооценке. Ведь истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.
Подготовила
учитель начальных классов
Михайлова Илона Геннадьевна
МОУ «Школа № 15 г.Донецка»