Публикация «Приемы работы с текстом на уроках истории в старших классах» (10–11 класс)

1
0
Материал опубликован 27 April 2020

Приемы работы с текстом на уроках истории в старших классах.

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития навыков работы с текстом учащихся старшего звена. На основе изучения нормативно-правовых актов установлена роль приемов работы с текстом в формировании УУД. Особое внимание в статье уделено этапам развития навыков работы с текстом.

Ключевые слова: текст, метод Инсерт, эссе.

Одним из ключевых признаков современности является возрастающая роль информации. Большую роль в развитии умений поиска и правильного использования информации играет школьное образование. В связи с этим произошли изменения в требованиях к школьному обучению. Новые государственные стандарты предполагают владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.[1].

Поставленные перед учителями задачи решаются системно, на каждом этапе школьного обучения. Если на этапе начальной школы речь идет о первичном обучении чтению, то к 10-11 классу ученик должен овладеть навыком продуктивного чтения с элементами анализа, критического мышления. Задача сложная, требующая поэтапного развития умений работы с информацией.

Какого же представление о тексте в современности ? В информационном обществе изменилась трактовка понятия «текст». В настоящее время оно рассматривается весьма широко: это и письменный текст, традиционный («сплошной»), и графические тексты (диаграммы, таблицы), и речь преподавателя, и видеоматериалы.[3].

Работа с текстом в старшем звене школьного образования требует решения множества задач: поиск информации, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др., то есть осмысление текста. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре текста) и перенос его в сферу личного сознания. Только при этом условии можно говорить о понимании текста, о возможности использования его содержания в разных ситуациях.

При работе с текстом выделяют следующие этапы работы:

1. Понимание текста

2. Переработка текста

3. Создание собственного текста

Как же эти этапы можно реализовать в рамках урока истории в 10-11 классах? Безусловно, учителю истории помогают решить задачи на каждом этапе работа с историческими документами.

На первом этапе (понимание текста) важное значение отводится работе, прежде всего, с терминами, ключевыми словами. Эта работа будет более эффективна, если использовать метод Инсерт, при котором текст превращается в рабочий материал, где необходимо делать отметки, способствующие дальнейшему осмыслении текста:

v – уже знал,

+ - узнал новое,

--- - думал иначе,

? – не понял, есть вопрос.[4].

Например, в 10 классе , проходя тему «Монголо- татарское иго» учитель предлагает текст из исторического труда СМ. Соловьёва.

«Александр Невский, став великим князем владимирским, должен был унижаться перед татарами, чтобы спасти родную землю от гибели; должен был уговаривать народ, чтоб снёс терпеливо иго, позволил татарам переписать себя для наложения дани. При помощи князя были подавлены восстания против Орды. Итогом было запрещение вечевых порядков в городах. Однако политическая деятельность князя позволила предотвратить новый разгром городов».

Каждый ученик в тексте делает отметки над терминами, что позволяет учителю понять степень знакомства ученика с историческим периодом и восстановить пропущенные знания. Только после этого возможно осмысление старшеклассником предлагаемого текста .Последнее, делает возможным формирование учеником вопросов по тексту, как себе, так и одноклассникам. Самыми популярными являются вопросы к тексту:

репродуктивные, то есть направленные на воспроизведение готовых знаний;

продуктивно - познавательные способны давать новообразование ( почему?, зачем?...);

проблемные вопросы содержат реальные или кажущиеся противоречия;

уточняющие (если я правильно понял, то…);

вопросы – предположения о допустимых вариантах развития событий, предвосхищение и прогнозирование (что бы изменилось, если бы..?

вопросы направленные на определение эмоции и чувств (какие чувства вы испытали).

Получив ответы на эти вопросы каждый ученик ,думается, будет готов перейти на второй этап работы с текстом- переработка текста. На этом этапе ,проанализировав мероприятия князя в сложнейший период истории Киевской Руси, обучающийся может перейти к составлению тезисов, конспекта. Конечным продуктом учебной деятельности подростка в работе с текстом будет новый текст, понятный ученику.

Собственный, вторичный текст может быть в форме рассказа про данную историческую эпоху или эссе. Формы эссе могут быть также различны: письмо, речь, исповедь, дневник, очерк, открытое письмо, размышления и т.д

Опыт такой работы с историческими документами в старших классах позволяет говорить об успехе формирования навыков работы с текстом. При этом , у ученика остается в памяти не только исторические термины и события, но и собственные чувства и эмоции. Последнее является необходимым условием его успеха в социуме , в современном информационном обществе.



Литература


Российская Федерация. Законы Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[Текст]//Российская газета.- Федеральный выпуск №5976 (303).

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты от 01 марта 2012г.

Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь[Текст]/ Шашенкова Е.А.-М.:МГУТУ, 2004.-с.73

Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов :от программы- конспекта содержания- к программе-плану деятельности[Текст] // Преподавание истории в школе. – 20010. – № 6.-C.7-13




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.