Мастер-класс «Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе»
презентация к мастер- классу
PPTX / 3.26 Мб
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Приятно видеть вас в этом зале, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
Позвольте представиться. (слайд 1) Меня зовут А.А.Р. Я работаю учителем начальных классов в школе с. Кубиязы. Как и любой учитель, я нахожусь в постоянном поиске. В поиске новых идей, новых методов , приемов, форм обучения, чтобы мои уроки были более плодотворными, интересными, яркими, запоминающимися; чтобы ребенок получал не только знания, открывал для себя что-то новое, а чтобы он выходил из урока окрыленным, чтобы учеба была в радость.
Ведь только от нас, учителей , зависит, каким станет ученик – безынициативным, пассивным, несамостоятельным или же наоборот – активным, умеющим самостоятельно принимать решения, быть образованным.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Главная задача учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Как говорится, все новое-это хорошо забытое старое. В моем случае, это всеми активно применяемые приемы рефлексии
Раскрытие темы мастер-класса.
Слайд 2
Итак, для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую меня тему «Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».
Моя цель: Слайд 3
Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Рефлексия содержания мастер класса.
Слайд 4Перед вами таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме … Что вы знаете о рефлексии?
.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Рефлексия |
|
|
|
Далее ,заполните ,пожалуйста ,3 графу. Что бы вы хотели узнать, на какие вопросы хотели бы услышать ответы? Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? (Ставим цели) .
Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Слайд 5
А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой»
Рефлексия приучает ученика к самоконтролю, самооценке и формированию привычки к осмыслению событий, проблем жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Слайд 6
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Одним из наиболее известных приемов является приём «Смайлики».Слайд 7
Когда ребятам предлагается в начале, или в конце урока, либо после какого-нибудь учебного задания изобразить своё настроение с помощью смайлика. Этот смайлик может быть как на специально заготовленной сигнальной карточке самими ребятами на уроке технологии. Также ребятам учитель может предложить изобразить своё настроение в тетради, на полях.
Приём "Солнышко".
Также известный, любимый ребятами прием. Они легко справляются с этим заданием и учитель может увидеть либо у ребёнка радостное, хорошее настроение, либо что-то вызывает у него страх, тревогу.
Приём Цветик- многоцветик. Слайд 8
Каждому ребёнку в начале урока раздаётся белый лепесток и после выполнения какого-то задания или по итогам урока предлагается раскрасить в нужный цвет. Значения цветов ребятам известны, если учитель использует данный прием в системе, то ребята легко запоминают, что обозначает каждый цвет и быстро, и вдумчиво раскрашивают свой лепесток. Затем все эти лепестки соединяются в один цветок. И этот цветок- многоцветик выражает общее эмоциональное состояние класса. Учитель, в зависимости от этого, выстраивает свою деятельность дальше.
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго вернуться в детство. В то время, когда вы были школьниками и применить на практике прием «Букет настроения». В ваши конверты вложены шаблоны горшочков со цветочками. И в зависимости от настроения раскрасьте, пожалуйста, в нужный цвет цветочки.
А я пока более подробно расскажу об этом приеме. Слайд 9
Ребятам заранее предлагаются шаблоны горшочков с одним или несколькими цветами. И в зависимости от настроения предлагается раскрасить в нужный цвет цветочки. Слайд 10
Чем радостнее, чем благоприятнее у ребёнка настроение, тем ярче будут цвета, в которые он раскрасит свои цветы. И если учитель видит цветочки тёмного цвета, или цветочки остались нераскрашенными, то это повод задуматься о том, что ребёнка что-то тревожит, что по какому-то поводу он грустит.
Покажите,пожалуйста,что у вас получилось?Давайте,покажем свое настроенте друг другу.
Рефлексия деятельности.
Следующий вид – рефлексия деятельности. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
Слайд 11“Лесенка успеха” –Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось. Чем выше поднимается человек, тем успешнее себя ребёнок чувствует.
Слайд 12
Дерево успеха.
Он также относится к приемам рефлексии деятельности, если его использовать таким образом: допустим, после работы в парах учитель просит оценить ребят успешность этой работы. Каждый ребёнок прикрепляет на доске к деревцу листья. Слайд 13 Красный цвет обозначает символ опасности, то есть внимание, мне нужна помощь, у меня не получилось. Зелёный- это означает, что я научился, могу научить других. Желтый цвет означает удалось, но с помощью учителя, или с помощью товарища, или пока не получается.
Итог мастер-класса.
Слайд 14
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
А теперь вспомните, у вас есть таблица для слушателя. Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? Заполните ,пожалуйста, последнюю графу таблицы. Кто может зачитать данные своей таблицы?
Уважаемые коллеги, а теперь я предлагаю вам оценить свою работу на мастер-классе. Вашему вниманию на листочках представлены фразеологизмы. Слайд 15
Пожалуйста, отметьте соответствующий фразеологизм, который характеризует вашу работу.
Оцените свою работу
- спустя рукава
- краем уха
- шевелил мозгами
- ловил ворон
- вошел во вкус
- зарубил себе на носу
- держал ухо востро
-тяжела шапка Мономаха
-каша в голове
И в заключении, уважаемые коллеги, мне бы очень хотелось узнать, понравился ли вам мастер класс. В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.
Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений детей!
Спасибо всем за внимание. Слайд 16
Всем большое спасибо за работу!
Фролова Елена Николаевна
Шабанова Алёна
Фролова Елена Николаевна
Шабанова Алёна
Голдина Лилия Вильевна