Приемы технологии модерации на уроках русского языка
Технология модерации как средство формирования познавательных компетенций учащихся в начальной школе
Шаламова Н.В,, учитель начальных классов
МБОУ «Масловопристанская СОШ»
Технология модерации относится к современным интерактивным развивающим образовательным технологиям. Универсальность технологии состоит в том, что ее применение эффективно на любом уроке в любом классе.
Технология предполагает использование активных методов обучения, что позволяет значительно повысить качество образовательного процесса, помогает вовлечь в него всех учащихся класса, создает условия для высокой познавательной активности младших школьников и развития познавательных компетенций. Урок, построенный на принципах модерации, выглядит эффективно и эффектно: учитель и учащиеся – равноправные участники образовательного процесса – работают целенаправленно через сотрудничество и взаимодействие на достижение образовательных целей и задач.
Урок, построенный с использованием технологии модерации, предполагает групповую работу и состоит из следующих этапов:
1. Инициация – начало урока.
2. Вхождение или погружение в тему (определение целей урока)
3. Формирование ожиданий учащихся (планирование эффектов урока).
4. Интерактивная лекция (передача и объяснение информации).
5. Проработка содержания темы (групповая работа учащихся).
6. Подведение итогов ( рефлексия, оценка достижений на уроке)
На каждом этапе урока используются свои активные методы.
| Этап урока | Методы и приемы |
1 | Инициация | «Пусть говорят», «Приветствие», «Поздоровайся ладошками» |
2 | Вхождение или погружение в тему | «Неоконченная фраза», «Зигзаг», «Говорят дети» |
3 | Формирование ожиданий учащихся | «Дерево ожиданий», «Ковер идей», «Что у меня на сердце», «Список покупок» |
4 | Интерактивная лекция | «Инфо-угадайка», «Кластер». |
5 | Проработка содержания темы | «Ульи», «Аквариум», «Ярмарка», «Аукцион» |
6 | Подведение итогов | «Цветик-семицветик», «Итоговый круг», «Мудрый совет» |
Для иллюстрации использования технологии модерации предлагаю сценарий урока русского языка в 4 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации | ||||||
Предмет, по которому проводится урок | Русский язык. Тема урока: Фразеологизмы | |||||
Класс | 4 | |||||
Этап | Время, продолжительность этапа | Активный метод обучения (прием, способ, техника) | Подробное описание приема, способа, техники | |||
Инициация | 3 минуты | Метод «Найди похожих» | Цель: организация урока, настрой на общую работу, сплочение коллектива. Численность: все учащиеся класса. Проведение: предлагаю сесть за стол тому: У кого есть брат или сестра. У кого есть сотовый. Кто сегодня ел конфеты. Чье имя заканчивается на «а». Чей день рождения летом. Так постепенно все обучающиеся занимают свои места | |||
Вхождение или погружение в тему | 3 минуты | Игра «Светофор» | Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Фразеологизмы», наблюдать уровень знаний учащихся по этой теме. Численность: все учащиеся. Материалы: круги трех цветов (красный, желтый ,зеленый) у каждого учащегося. Проведение: предлагаются высказывания о фразеологизмах. Если оно истинное, поднимается зеленый круг, если ложное – красный. Если ученик не знает или сомневается желтый. | |||
Формирование ожиданий учеников | 4 минуты | Метод «Список покупок» | Цель: определить цели урока, развивать приемы антиципации (представление о результате деятельности) Численность: все учащиеся. Материалы: листы , фломастеры. Проведение: учащиеся в группах по 3 человека (разбились по месту за столами) записывают, чему они хотят научиться, что узнать на уроке по данной теме. Потом данные цели озвучиваются, листы прикрепляются к доске. | |||
Интерактивная лекция | 5 минут | Презентация | Цель: познакомить учащихся с фразеологизмами, объединенными темой «Глаза», определить уровень знаний учащихся по теме. Используется интерактивная презентация | |||
Эмоциональная разрядка (разминка) | 3 минуты | Игра «Кидаем мячик» | Цель: активизировать воображение, творчество, словарный запас обучающихся. Численность: все учащиеся. Материалы: маленький мячик. Проведение: все дети становятся в круг и кидают друг другу мячик. Он должен побывать в руках у каждого участника только раз. При этом каждый поймавший мячик должен назвать любое слово (глагол, прилагательное) относящееся к слову «глаза». | |||
Проработка содержания темы | 5 минут 10 минут | Игра «Круги» Работа в группах по углублению знаний по теме | Цель: расширение знаний учащихся на основе имеющегося опыта, выработка общего знания, развитие умения общаться в парах. Численность: все учащиеся. Материалы: карточки трех цветов с написанными на них фразеологизмами. Проведение: дети образуют два равных круга – внутренний и внешний, и становятся лицом друг к другу. В руках у каждого участника игры карточка с написанным на нем фразеологизмом. В паре происходит обмен мнением о значении «своего» словосочетания (в течение 20 сек). После этого участники меняются карточками. Ученики во внутреннем круге стоят на месте, а те, кто во внешнем – делают шаг по часовой стрелке, встречаются с новым партнером и снова обмениваются мнениями. Сделав полный круг, участники озвучат фразеологизмы и определят их значение. Карточки, с которыми они работают и которыми обмениваются, - трех цветов. В зависимости от их цвета класс разбивается на 3 группы. Каждая группа выполняет свое задание, работает со словарями фразеологизмов | |||
Подведение итогов Рефлексия. | 10 минут 2 минуты. | Игра «Картина» Метод «Список покупок» | Цель: визуализировать результаты работы групп, провести обмен мнениями по теме. Численность: все учащиеся. Материалы: листы ватмана с нарисованными на них деревьями без листьев. Проведение: каждая группа прикрепляет на лист свои листочки с ответами на вопросы, которые получила от учителя. Остальные выслушивают и высказывают свое мнение или сомнение. В результате получается 3 картины с деревьями. Из списка (карточки, прикрепленные на доске, снять те, на которых записанные ожидания сбылись) |
Литература:
Образовательный портал «Мой университет»/ www.moi-universitet.ru