12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Lesya16
Татарстан респ.

Возможности технологии модерации на уроках иностранного языка

Ибениева Лайсан Минахтямовна

учитель иностранных языков 
СОШ №39 г. Набережные Челны


Модерация – это современная образовательная технология, с одной стороны, обеспечивающая комплексность и эффективность протекающих в ходе образовательного мероприятия процессов, необходимых для выполнения требований новых ФГОС, а, с другой стороны, технология, позволяющая педагогу уверенно управлять этими процессами и достигать запланированных результатов образовательного мероприятия [4, с. 368].

Модерация – это методическая поддержка целенаправленной работы в командах и группах [3, с. 116]. На современном этапе образования модерация является направляемым интерактивным процессом сотрудничества членов группы для индивидуальной выработки и формирования общего решения, техники построения интерактивного взаимодействия, где групповой работе удается стать более организованной и целесообразной. Таким образом, модерация является технологией управления образовательным процессом, а также уроком, внеклассным мероприятием или работой коллектива в целом.

Организованность образовательного процесса представляется разделением урока на определенные взаимосвязанные этапы. Модерация должна иметь определённый план при проведении и подчиняться 7 основным фазам: интеракции, визуализации, коммуникации, мониторингу, мотивации, презентации и рефлексии. Каждый этап урока взаимосвязан и перетекает из одного в другой. При этом обучающийся переходит из роли объекта обучения в роль субъекта, но результат команды будет намного выше, чем результат одного участника [5, с. 93].

Очень важно, что технология модерации способна выполнить требования ФГОС ООО, так как каждый этап данной технологии способствует развитию определенных универсальных учебных действий, которые должны быть отражены в программе развития УУД в любом образовательном учреждении.
В соответствии с данной технологией на уроках в ходе специально выстроенного учителем плана организуются постановка учебной проблемы и поиск её решения [1, с. 159].

Согласно мнению А.В. Гизатуллиной, роль учителя при этом претерпевает большие изменения. «На учебном занятии учитель- или преподаватель-модератор выполняет функции не только педагога, но и психолога, организатора, тьютора, поскольку он должен научить обучающихся мыслить, сотрудничать, добывать и продуктивно обрабатывать информацию [2, с. 156]». А значит учителю, желающему использовать данную технологию, важно иметь теоретическую и практическую подготовку в данной области.

Одной из главных задач на уроке иностранного языка является формирование иноязычной компетенции обучающихся. Технология модерации позволяет повысить результативность и качество работы учеников, благодаря тому, что обучающиеся большую часть времени работают в группах и это даёт возможность преодолевать коммуникативные барьеры, создаёт условия для развития креативности и творческого мышления.

Для того, чтобы увидеть эффективность применения технологии модерации на уроках иностранного языка, нами было проведено исследование на педагогической практике, которое включает в себя анкетирование учителей и обучающихся, программу уроков с применением данной технологии на уроках иностранного языка, а также оценивание обучающихся во время уроков немецкого языка.

Анкета для учителей иностранных языков «Использование технологии модерации на уроках иностранного языка» включала в себя шесть вопросов. Целью данного опроса являлось получение информации об актуальности технологии модерации в современных средних общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, а также применение данной технологии на уроках иностранного языка. В ходе анкетирования было опрошено 102 учителя иностранных языков городских и сельских школ. Средний возраст опрошенных 34 года. Анкетирование прошли учителя английского, немецкого, французского и испанского языков.

Отношение учителей иностранного языка к применению технологии модерации в целом положительное, хотя использование этой технологии наблюдается не так часто. На данном этапе образования педагоги дают преимущества другим методам и приемам обучения, но не отрицают, что технология модерации будет развиваться и имеет свои перспективы. Чтобы решить эту задачу, необходимо знакомить учителей с данной технологией, объяснять преимущества ее использования на практических примерах.

Анкетирование обучающихся (37 опрошенных) показал, что многие ученики не знают о технологии модерации или знакомы с ней частично. Они не уверены, то их учителя используют данную технологию на уроках иностранного языка. Стоит отметить, что большая часть опрошенных положительно относится к применению технологии модерации на уроках иностранного языка, это значит, что обучающиеся готовы к изменениям на уроках, к новой форме работы. 95 % обучающихся, которые знакомы с технологией модерации не встретили трудности при выполнении заданий на уроке.

Программа применения технологии модерации на уроках немецкого языка была составлена для обучающихся девятых классов, которые изучают немецкий как второй иностранный язык. Целью программы является наблюдение эффективности применения технологии модерации на уроке немецкого языка. 11 уроков по таким темам как «Berufswahl», «Lesen», «Deutsche Literatur», «Probleme der Jugendliche» были построены по этапам технологии модерации или включали ее отдельные элементы. Учащиеся не только смогли познакомится с данной технологией поближе, но и выявить ее преимущества и недостатки.

Благодаря серии уроков удалось также оценить обучающихся на уроке по разным параметрам: инициативность, сотрудничество с одноклассниками, реакция, педагогическая помощь, качество усвоения материала, достижение намеченных целей во время урока и воспитанность, т.е. уровень саморегуляции поведения. Оценочный бланк был представлен в двух экземплярах, так как один предназначался для практиканта, который проводит занятие, а другой – для учителя-предметника, который работает с данным классом на протяжении долгого времени и может проследить изменения в каждом обучающемся.

Высокие показатели можно было пронаблюдать у большинства обучающихся, лишь двоим ученикам потребовалось больше времени, чтобы привыкнуть к работе в группе и начать коммуникацию с одноклассниками. Самые низкие показатели можно увидеть в столбце «педагогическая помощь в работе». Обучающиеся оценили работу в группах, старались работать самостоятельно. Стоит отметить, что такая самостоятельность связана с возрастом обучающихся, психологическим климатом в классе, так как иногда ученики обращались к участникам своим групп, если возникали вопросы.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение технологии модерации на уроках иностранного языка имеет положительные результаты. Обучающиеся были самостоятельны в собственных решениях, смогли полностью изучить материал урока и достичь поставленных целей благодаря рефлексии. Учитель-предметник отметил для себя положительные стороны данной технологии, для того чтобы использовать её на следующих занятиях, так как была заметна заинтересованность, активность обучающихся на уроке иностранного языка. Благодаря данной технологии удалось организовать эффективную учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроке.


Список литературы:

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. ФГОС. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.

Гизатуллина А.В. Технология модерации в организации интерактивных учебных занятий по иностранному языку // Теоретическое и методическое обеспечение современного филологического образования в свете требований профессиональных стандартов: Материалы XXXVII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. – Набережные Челны: НГПУ, 2018. – С. 155-157.

Евсеенко Г.Н. Модерация как инновационная педагогическая технология: методическая разработка учебного занятия по повышению квалификации преподавателей. – Ростов-на-Дону: ГОУ СПО «РКСИ», 2008. – 116 с.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.

Рыжова В.Н. Применение технологии модерации для повышения мотивации обучения // Проблемы и перспективы развития образования. – 2015. –Т. 7, №13. – С. 93-95.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.