Применение интерактивных и активных методов обучения, технология модерации на уроках русского языка и литературы
Бахман Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы I кв. категории МБОУ Казачемысской СОШ Татарского района НСО
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства
на лучшую статью
«Психология и педагогика: опыт практического применения современных методик и инноваций»
Статья
Применение интерактивных и активных методов обучения,
технология модерации на уроках русского языка и литературы
Автор: Бахман О.В.,
учитель русского языка и литературы
1 кв.категории
МБОУ Казачемысской СОШ
Татарского района
Новосибирской области
«Ничему тому, что важно знать,
научить нельзя –
все, что может сделать учитель –
это указать дорожки». (Ричард Олдигтон)
Глобальные социально‐экономические преобразования в Российской Федерации выявили потребность в людях творческих, неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи.
ФГОС предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Одной из инновационных технологий, позволяющей добиться позитивных результатов в формировании положительной учебной мотивации, повышения познавательной активности, развития творческих способностей и нестандартности мышления учащихся является технология модерации и АМО (Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии).
Цель применения технологии модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.
Этапы модерации: инициация (начало урока, знакомство); вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока); формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока); интерактивная лекция (передача и объяснение информации); проработка содержания темы (групповая работа обучающихся); подведение итогов (рефлексия, оценка урока); эмоциональная разрядка (разминки).
Ключевые процессы в технологии модерации и АМО:
- эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
- упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
- обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
- мотивация всех участников образовательного процесса;
- мониторинг образовательного процесса;
- рефлексия педагога и обучающихся;
- анализ деятельности участников и оценка результатов.
Так как же сформировать интерес ребенка к уроку? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие АМО, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Для меня это постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.
Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении АМО.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
ПРИМЕРЫ:
- Захожу в класс и говорю: «Нам купили синий-синий, презелёный красный шар… Как хороши, как свежи были розы… К чему это я?» (дети угадывают, что тема урока связана с прилагательными, могут угадать, что речь пойдёт о полных и кратких прилагательных);
- со звонком на урок дети входят в класс только после того, как назовут пословицу или поговорку, если дети затрудняются, то говорю первую часть пословицы, а дети продолжают и только после этого входят в класс;
- начинаем урок с отрывка из мультфильма (например, при изучении темы «Междометия» - «Ох и Ах!»), песни, заставки какой-либо передачи (КВН, «Пусть говорят» и др.);
- начинаю говорить от имени тетрадей, учебников, лежащих на столе и т.п.
Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.
Достижения учащихся независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.
В дополнение к оценке по результатам усвоения материала, совместно с учащимися был разработан мониторинг активности на уроке.
№ | Фамилия Имя | Видеть ошибку | Задать вопрос | Предложить ход (шаг) решения | Аргументировать | Привести пример | Выполнить по алгоритму, составить схему, рисунок | Другой способ решения |
1. | Иванов Иван | + | + |
| + | + | + |
|
Варианты применения:
Учитель оценивает деятельность учащихся в конце урока.
При групповой работе спикер группы (после обсуждения) заполняет мониторинг активности на каждого члена команды.
Сам ученик оценивает свою деятельность.
- Оценка “5” ставится в конце урока, если отмечены все критерии мониторинга, присутствующие на уроке.
- Учащиеся, заполнившие строку “+” за несколько уроков, получают в журнал оценку “4”.
Что дает использование мониторинга?
Для «сильных» учащихся мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению задачи.
Для «слабых» учащихся мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит заветную “4”.
Ценность мониторинга в том, что ни один даже небольшой успех учащегося не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для учащихся, она теперь является регулятором активности учебно–познавательной деятельности учащегося.
А для учителя этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
Итак, на сегодня я определила пути развития и повышения мотивации учения учащихся:
- создание на уроке ситуации успеха для учащихся;
- применение АМО и форм организации урока http://pyatorka.blogspot.com/p/blog-page_26.html ;
- применение мониторинга активности учащихся на уроке.
Важно, чтобы все, что учитель делает на уроке, было значимо ребенку. Например, потребности учеников 5-го класса отличаются от потребностей старшеклассников. Пятиклассникам очень важно занять достойное положение в коллективе – это ведущий мотив поведения младшего подростка, и поэтому с ним надо организовывать как можно больше коллективных дел, игровых моментов, причем для них важны даже не сами игровые действия, более значим результат игры. Я даю возможность ученикам-“звездочкам” двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, умение рефлексировать. Каждая выращенная мною “звездочка” поведет за собой других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстанет, надо вовремя, оперативно прийти на помощь, а также организовать работу в парах (мини-проект «Разговор сказочных героев», письмо глаголу).
Никогда нельзя оставлять ребенка наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоретический материал – покажи. Нашел другой способ доказательства – поделись, предложил оригинальный метод решения задачи – все улыбки тебе. Таким образом, строится система: значимость – компетентность – добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Применяю технологию модерации и АМО три года. В конце первого года провела анкетирование среди обучающихся 5-7 классов (22 чел.) с целью выявления их уровня мотивации к предмету. Учащимся было предложено выразить их отношение к учебным предметам (русскому языку и литературе), ответив на следующие вопросы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Люблю заниматься | С удовольствием иду на урок | Понимаю объяснение | Доволен отношением учителя ко мне | Занимаюсь дополнительно по предмету | На уроке стало интереснее, чем раньше |
64% | 81% | 100% | 100% | 46% | 81% |
Своё отношение учащиеся могли выразить с помощью баллов:
2 балла – «это про меня»; 1 балл – «не уверен»; 0 – «это не про меня».
Думаю, последняя графа таблицы говорит о многом.
Творческие работы моих учеников:
- работа с Google-формами (анкета для проекта «Тайна сказок» https://docs.google.com/forms/d/1rhvGYgxDIucC8w3UwhaO52z8a7kGZMh835EtMiqP1qQ/viewform )
- мини-проект «Разговор сказочных героев»
- письмо Глаголу
Мои воспитанники – участники и призеры конкурсов различных уровней:
- муниципальный этап конкурса эссе «Моя будущая профессия», номинации «Моя будущая профессия – самая нужная профессия», 2 место; «Правильный выбор профессии - формула успеха» - 2 место
- районный конкурс творческих работ «Скажи жизни ДА!»: 3 участника, из них 2 призера – 2, 3 место;
- областной конкурс творческих работ «Дорога к слову» - сертификаты участников (2 чел.)
- областной конкурс «Моя любимая книга» - сертификаты участников;
- муниципальный этап НПК «Открытие» - 2 место
- региональный этап НПК «Эврика» - участие.
Таким образом, включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную деятельность учащихся, усиливает их интерес к предмету и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению, творчеству (например, обучающиеся с увлечением работают с google-формами https://sites.google.com/site/proekttajnaskazok/, выполняют мои интерактивные задания, созданные на платформе learningapps http://learningapps.org/display?v=p3pgwm8kj01, http://learningapps.org/display?v=p30h3dt4t01, составляют задания сами).
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
АМО приобретают ценность еще и потому, что способствуют успешному формированию у обучающихся комплекса положительных деловых качеств:
- способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи, проблемы;
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения - работать и самостоятельно, и в команде;
- умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия, т.е. умение работать в коллективе;
- знание уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;
- способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;
- способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;
- умение ценить и продуктивно использовать рабочее время.
Подводя итоги сказанному, можно сказать, что для меня технология модерации и АМО обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Данная технология помогает повысить у учащихся мотивацию к самообучению, научиться находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор, развивать самостоятельность у учащихся, развивать коммуникативные умения и умения работы в группе, развивать навык публичных выступлений, что ведет к повышению личностной самооценки.
Паненкова Ирина Михайловна
Бахман Оксана Владимировна
Ермолаева Татьяна Валерьевна