Статья «Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление - это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Д.Халперн
Цели: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учебы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения)
Задачи:
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, решить, в какой последовательности их изложить. Упорядоченность мысли - признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не сможет стать генератором идей, мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока учащийся не будет обладать разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы решаем отложить её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять ошибки. Критически мыслящий человек будет стараться не оправдать свои неправильные решения, а сделать правильные для себя выводы, воспользоваться этой ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Д. Халперн считает, что это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения могли воспринять другие люди, иначе эти решения так и останутся на уровне высказываний.
Я работаю в школе 17 лет учителем русского языка и литературы. Обучение в современной школе предполагает обновление форм, методов и содержания в преподавании предмета русского языка и литературы. Нужен новый подход с учетом интересов учащихся и на основе использовании современных технологий.
Вот уже несколько лет я применяю в своей практике технологию развития критического мышления при обучении учащихся старшего и среднего звена. Это при обучении чтения и при обобщении изученного материала. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои таланты, ученикам со средними способностями добиваться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению.
Надо отметить, что при использовании технологии развития критического мышления, овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Таким образом, возникает интерес (цель), человек быстрее и глубже может освоить новый материал.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.
Качества, необходимые учащемуся, для овладения критическим мышлением:
- готовность к планированию;
- гибкость: готовность воспринимать идеи других;
- настойчивость;
- осознание: отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других;
- поиск компромиссных решений;
- коммуникативность.
В чём же специфика технологии « Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературы?
Во-первых, учебный процесс строится на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким в учебной ситуации, например, в работе с текстом, организации дискуссий, процесса реализации проектов.
В-третьих, приёмы технологии позволяют обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией на уроках русского и литературы:
- ориентироваться в источниках информации;
- понимать прочитанное;
- оценивать информацию с точки зрения её важности;
- выделять главное в информации;
- убирать второстепенную информацию;
- критически оценивать новые знания;
- делать выводы и обобщения.
Технология «Развитие критического мышления» направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Особенности организации структуры урока по технологии развития критического мышления:
Первая стадия - «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление», в ходе которой происходит осмысленная работа ученика с текстом. Главными задачами данной фазы являются активное получение информации, соотнесение нового материала с известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
Третья стадия- стадия «рефлексии». На этом этапе ученик формирует собственное отношение к изучаемому материалу, формулирует вопросы для дальнейшего продвижения в обучении. Происходит выведение знания на уровень понимания и применения, рефлексия своего процесса учения.
Базовая модель «Вызов - Осмысление – Рефлексия» задаёт определённую логику построения урока, последовательность и способы сочетания конкретных методических приёмов, которые помогают осмыслить содержание текста, преодолеть трудности восприятия информации, формулирования целей, обнаружить личностный смысл в материале.
Некоторые приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы:
Чтение с остановками
Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Чтение с пометками
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную. Можно использовать цвета. Данный приём снимает проблему неосмысленного чтения и конспектирования.
Например, при изучении темы «Причастный оборот» учащимся предлагается прочитать сказку и во время чтения сделать пометки ( + -уже знаю; ! - новое; - думаю иначе; ?- не понимаю, есть вопросы).
Из жизни Причастий
Где живёт Причастие? В своём личном особняке с садиком, где цветёт многочисленное его семейство – Зависимые и Определяемые слова всех видов и подвидов. Изящная ограда садика в виде волнистой линии прерывается великолепными воротами, охраняемыми Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами. И хотя его жизнь не имеет смысла без Определяемых слов, отношения у них натянутые: Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех. Вот Причастие, прихватив пару- тройку Зависимых слов, выходит из ворот сада налево, стремясь обогнать Определяемое слово, чтобы подышать свежими звуками и сконструировать несколько новых Причастных оборотов. Запятые-охранники бегут следом , ограждая господина – Причастный оборот от назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает вперёд. Но если Определяемое слово отстаёт, охранники спокойны: Причастный оборот обойдётся и без них.
Переведите сказку на язык науки.
Двойной дневник
По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф. В первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие или протест, непонимание. Во второй графе даётся объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали. Приём «Двойной дневник» устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении.
Лови ошибку
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Ошибки могут быть явными, которые достаточно легко выявляются, исходя из личного опыта и знаний учащихся, и скрытыми, которые можно установить, только изучив новый материал. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Например, изучая тему «Сложное предложение», учащимся предлагается прочитать текст и исправить ошибки:
В предложении может быть не одна грамматическая основа, а две или больше. Предложение, в котором две грамматические основы, называется простым. Если части сложного предложения не зависят друг от друга, то между ними подчинительная связь. Части таких предложений соединяются союзами, которые называются подчинительными. Но части предложения не всегда бывают равноправными. Если одна часть главная, а другие зависят от неё, то между ними связь сочинительная. Часть предложения, которая зависит от придаточной, называется главной. К ней можно поставить от главной части вопрос. Бывают сложные предложения, в которых на границе между частями нет союзов. Такие предложения называются сложносочинёнными. В них части сложного предложения связывает интонация.
Приём «Лови ошибку» актуализирует имеющие у учащихся знания по изученной теме и развивает у школьников критический подход к получаемой информации.
Синквейн
Слово «синквейн» в переводе обозначает « пять строк». Форма написания по алгоритму:
Первая строка заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
Во второй строке - два слова, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета.
Третья строчка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающих личное отношение автора к описываемому предмету.
В пятой строке – одно слово, синоним к первому, характеризующее суть предмета.
Пример синквейна:
Фразеологизмы
Яркие, красочные
Называют, изображают, не изменяются
Не чуя под собой ног
Образность
Кластер
Кластер («гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке, рисуночная модель, которая напоминает солнечную систему. В центре находится «звезда» - это тема занятия (Например, ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ), вокруг нее – «планеты», смысловые единицы ( Например, ГЛАВНЫЕ и ВТОРОСТЕПЕННЫЕ). У каждой «планеты» могут быть свои «спутники»
(Например, у «планеты» ГЛАВНЫЕ – ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ ).
Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большое количество информации, этот приём может быть применён на стадии вызова и осмысления.
Верные и неверные утверждения
Приём может быть использован на стадии вызова. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, обосновывают свой ответ. На стадии рефлексии возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Например, при изучении темы «Причастие» в начале урока предлагается следующее задание: прочитайте утверждения, если согласны, то поставьте «+», если не согласны - « -«.
1.Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета
2. Причастия могут быть действительными и страдательными
3. Причастие, обозначающее признак предмета, который сам совершает действие, называется страдательным
4. –нн-, -енн-(-ённ-), -т- - это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.
Проверка: Да (+) - 2, 4; Нет (-)- 1,3
Приём « Верные и неверные утверждения» поможет повысить мотивацию к изучению материала.
Ключевые слова
Стадию вызова на уроке можно осуществить и методом «ключевые слова», по которым учащиеся придумывают рассказ или расставляют их в определённой последовательности, а на стадии осмысления ребята ищут подтверждение своим предположениям, расширяя учебный материал.
Например, при изучении рассказа А.П.Платонова «Корова» в начале урока можно предложить следующее задание.
Посмотрите на слова и словосочетания и попробуйте предположить сюжет рассказа:
Степная корова; мальчик; не скучай, твой сын выздоровеет; плачет; машинист; дали хорошую цену; жарко и больно внутри; изуродованное туловище; говядина; польза.
Список литературы
1. Адамский А.Н. Идеи манифеста. Четверть века спустя/Газета «Первое сентября» № 15/2011
2. Леонтьева О.А. Интернет – стихийная школа сотрудничества/ XV Соловейчиковские чтения, 2011
3. Русаков А.А. Педагогическая классика. Новые открытия/Газета «Первое сентября» № 15/2011
4. Тубельский А.С. Школа будущего, придуманная вместе с детьми/Газета «Первое сентября» № 15/2011
5. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. Книга вторая. Метод обучения, - М.: Речь, 2011. – 416 с. ID товара: 306847 ISBN: 978-5-98368-080-7
6. Яновицкая Е.В. Тысяча мелочей Большой дидактики (Минимальные затраты, максимальные результаты.) Пособие для учителей/ Е.В. Яновицкая. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Баласс, 2011. – 480 с. ISBN 978-5-85939-859-15.