ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

0
0
Материал опубликован 18 November

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Степанова Диана Андреевна

ГАПОУ СО «НТПК №1»

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Группа № ПНК 22-42

Аннотация

В статье развивается технология проблемного обучения как средства формирования логического мышления у младших школьников на уроке математики. Анализируются основные понятия, ключевые приемы. Так же, как разрешить поставленные затруднения на уроке математике.

Ключевые слова: проблемное обучение, логическое мышление, математика, мышление у младших школьников.


В современном образовании одной из ключевых задач является развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, способность анализировать информацию и находить нестандартные мышления. Особое значение это предполагается в начальной школе, где закладываются основные познавательные деятельности. Формирования логического мышления в частности, является фундаментом для успешного освоения всех школьных предметов, особенно математики.

Традиционные методы обучения зачастую ориентированы на воспроизведение готовых знаний не в полной мере активизации мыслительных процессов учащихся. В этом контексте технология проблемного обучения выступает как эффективный инструмент, позволяющий привести ученика из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса. [1]

Целью данного исследования мы поставили: теоретически обосновать результативность применения приемов технологий проблемного обучения для формирования логического мышления младших школьников на уроках математики

Технологии проблемного обучения предполагает создание на уроке проблемной ситуации, которая вызывает у ученика познавательное затруднение. Разрешение этого затруднения требует от него активного поиска новых знаний или способов действий, что, в свою очередь, стимулирует развитию логического мышления.

Ключевыми приемами, способствующим формированию логики на уроке математики являются:

1.Постановка проблемной ситуации. Учитель создает противоречие между имеющимися у ученика знаниями и новыми фактами. Например, при изучении темы: «Площадь прямоугольник» можно предложить детям сравнить две фигуры, одна из которых имеет большую площадь, чем другая, но меньшую ширину, чем другая. Возникает тогда вопрос: как точно измерить площадь, не используя только сравнение «на глаз?» Это побуждает к поиску формулы.

2.Эвристическая беседа. Через систему наводящих вопросов учитель помогает ученикам самостоятельно прийти к правильному выводу или правилу. Это учит детей рассуждать последовательно, выдвигать гипотезы и проверять их.

3.Исследовательский метод. Учащимся предполагается самостоятельно провести небольшое «исследование», в ходе которого они учатся анализировать данные, систематизировать информацию и делать выводы. [3]

Применение указанных приёмов на уроках математике позволяет достичь следующих результатов:

1. Активизирование мыслительной деятельности. Ученики перестают ждать готовые ответы от учителя и начинают активно самостоятельно искать решение самостоятельно.

2. Развитие ключевых логических операций. В процессе решения проблемных задач формируется навыки анализа, сравнения, классификации, обобщения, абстракции.

3. Повышение мотивации к обучению. Решение «загадок » и «проблем» делает процесс обучения увлекательным и значимым для ребенка. [2]

Наблюдение показывают, что школьники, регулярно работающие в рамках проблемного обучения, демонстрирует более высокий уровень развитию логического мышления по сравнению со сверстниками, обучающимися по традиционной методике. Они чаще задают вопросы, предлагают оригинальные решения и менее боятся ошибок.

Таким образом, технология проблемного обучения является мощным средством формирования логического мышления младших школьников на уроках математики. Использование таких приемов, как создание проблемных ситуаций, эвристическая беседа и исследование заданий , позволяет не только эффективно усваивать математические знания, но и развивать ключевые мыслительные операции, необходимые для дальнейшего успешного обучения в жизни в целом.

Литература:

1. Развитие логического мышления в процессе обучения математике в начальной школе. Москва. - 2-е издание - 2007. – 345 с.

2. Смирнов С. А., учебное пособие: «Педагогические теории, системы, технологии», 2000г. – 99 с.

3. Стойлова Л. П. Математика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - Москва: Издательский центр "Академия", 2002. - 424 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации