Статья «Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Жетыбаева Татьяна Жумабаевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Сунгатова Римма Искандаровна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Применение технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Что такое критическое мышление.
Принципы технологии развития критического мышления.
Приемы технологии развития критического мышления.
Применение технологии «Кольца Венна» на уроке литературы.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Критическое мышление способствует развитию у учащихся следующих качеств:
способность ясно мыслить и ясно излагать;
адекватное восприятие идей других;
способность достигать поставленную цель;
готовность к исправлению ошибок, способность использовать ошибку для продолжения обучения;
способность отслеживать ход рассуждений;
способность находить компромиссные решения.
В основу технологии развития критического мышления входит структура урока, включающая в себя три фазы: вызов, осмысление и рефлексию, и содержание урока, в основе которого эффектные приемы и стратегии, формирующие у учащихся критическое мышление.
Для технологии развития критического мышления принципиальными моментами являются активность учащихся в образовательном процессе, организация групповой работы в классе, развитие навыков общения, восприятие учителем всех идей учеников как одинаково ценных, мотивация учащихся на самообразование, соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, с которыми учащиеся сталкиваются в реальной жизни, использование графических приемов подачи и организации материала. Графические приемы – это эффективный метод подачи материала, так как делает видимым скрытый от глаз учащихся материал. Графическая организация может применяться на всех этапах обучения. Она может подготавливать исследование, может направлять это исследование, может организовывать размышление над полученными знаниями.
Средства технологии развития критического мышления позволяют работать с информацией в любой предметной области. Это значит, что ознакомление с ней и применение этой технологии можно организовать на любом предметном материале.
На современном этапе существует множество приемов технологии критического мышления.
«Кластер». Суть приема в представлении информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется стрелками или линиями со всеми понятиями «второго уровня». Кластер целесообразно использовать, если необходимо собрать все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
«Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по теме урока. Учитель, выявив ключевое понятие изучаемой темы, предлагает учащимся за определенное количество времени записать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.
«Верные и неверные утверждения». Ученикам предлагаются верные и неверные утверждения. Они должны выбрать «верные утверждения» из предложенных, обосновать свой ответ. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и оценить их, уже используя полученную на уроке информацию.
«Инсерт», «Чтение с остановками», «Ромашка Блума» и другие. Приемов довольно много, найти их сейчас не составляет труда. Но использовать на уроке желательно не больше двух приемов на каждой стадии. Использование приемов технологии развития критического мышления не должно быть самоцелью для учителя. Эти приемы – средство для достижения высокого качества образования.
Используя технологию развития критического мышления, учитель должен руководствоваться правилами:
использовать методы и приемы с учетом возраста учеников;
после каждого приемы подводить итог;
тщательно продумывать и выбирать методы и приемы для каждой стадии урока;
используемые приемы должны соответствовать содержанию урока и органично вписываться в ход урока;
используемые приемы должны позволять включаться в работу всем ученикам;
использовать приемы графического представления информации;
ни в коем случае не перегружать урок излишним количеством приемов.
На уроках русского языка при подготовке к написанию Итогового сочинения, Сочинения задания 27 ЕГЭ, на уроках литературы при сопоставительном анализе текстов хорошо зарекомендовал себя прием «Кольца Венна».
Прием «Кольца Венна» - это графический способ сравнения двух или более понятий, явлений, предметов. Этот прием помогает выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.
Рассмотрим применение данного приема на примере сопоставительного анализа стихотворений Г.Гейне «Сосна» и М.Ю.Лермонтова «На севере диком…» Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 году М.Ю.Лермонтов перевёл стихотворение Гейне, назвав его «На севере диком…».
Анализ стихотворений проведем по таблице:
Г.Гейне «Сосна» |
М.Ю.Лермонтов «На севере диком…» |
Тема стихотворения (роль автора). |
|
Образы в стихотворении . |
|
Художественные средства, используемые в стихотворении (антитеза, эпитеты, олицетворения, сравнение). |
1. Тема стихотворений одинакова: одиночество. Но есть и отличие: стихотворение Гейне вызвано трагическими переживаниями, связанными с несчастной любовью поэта, Лермонтов же заменил на более важную для него тему – вечного одиночества человека в мире. Следовательно, стихотворение Гейне –любовное, Лермонтова- философское.
2. Затем рассматриваются образы: ель у Гейне, сосна у Лермонтова, пальма у обоих.
3. Художественные средства, используемые в стихотворениях: антитеза, олицетворения «дремлет» и «мечтает» и др., сравнение «как ризой» у Лермонтова и т.д.
Интересен тот факт, что стихотворение Гейне перевел не только Лермонтов, но и другие известные русские поэты А.А.Фет и Ф.И.Тютчев. После апробирования данного приема можно провести сопоставительный анализ стихотворений Г.Гейне «Сосна», М.Ю.Лермонтова «На севере диком…», А.А.Фета «На севере кедр одинокий…» и Ф.И.Тютчева «С чужой стороны». В этом случае получится четыре кольца, что поможет рассмотреть все стихотворения более глубоко, а также поспособствует формированию навыков и умений разбираться в поэтическом творчестве: постижению смысла произведения, проникновению во внутренний мир лирического героя.
В данной статье мы лишь слегка затронули интереснейшую тему «Технология развития критического мышления». Нам хотелось заинтересовать коллег. Если у нас это получилось, мы очень рады.