«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления»
Мастер-класс
«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Технология критического мышления»
Проводит: Аюшеева Светлана Найдановна (учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории)
Дата:24.09. 2019 года
Место проведения: БРИОП, курсы повышения квалификации
Участники: учителя русского языка и литературы
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по технологии критического мышления на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
· продемонстрировать коллегам методы и приёмы работы по технологии критического мышления;
· Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
· Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация мастер-класса, листы с заданиями для подгрупп.
I. Мотивация
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе. Наш мастер-класс будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу совместного поиска и творческого решения проблем. Попрошу Вас, прочитав высказывание Джона Дьюи, сказать, о какой технологии пойдёт речь: «Критическое мышление возникает тогда, когда учащиеся начинают заниматься какой-либо проблемой». Да, сегодня мы будем говорить о ТРКМ.
Основные этапы мастер-класса:
1. Мотивация учения.
2. Постановка педагогической проблемы.
3. О технологии критического мышления.
4. Практическая демонстрация приемов.
5. Подведение итогов мастер-класса.
6. Рефлексия.
II. Постановка педагогической проблемы
Главная задача современной школы−воспитать творчески мыслящую личность. В современном динамично развивающемся мире, необходимо уметь самостоятельно работать с большим количеством информации, владеть навыками принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня−это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности. Задача педагога в современной школе−не преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами. А для этого необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, изучать новые течения в педагогике, учиться внедрять новые педагогические технологии на своих уроках, то есть повышать свою профессиональную компетентность. Одним из важнейших средств реализации новых идей образования являются технологии развития критического мышления, которые нацелены на развитие мировоззрения, способности к самостоятельному выбору, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей, рефлексии своего поведения и развития, вырабатывание умения адаптироваться в быстро меняющихся условиях.
III. Технология критического мышления
Понятие критическое предполагает оценочный компонент. Слово критическое происходит от двух греческих слов kritike−искусство судить и kriterion−средство для суждения. Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценивания достоверности, точности или ценности чего-либо, способность искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и менять свою позицию на основе фактов и аргументов. Ещё его называют логическим, или аналитическим, мышлением.
Цель технологии развития критического мышления−развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни. Критическое, то есть творческое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых впоследствии пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает шансы на успех.
Традиционный урок |
Технология развития критического мышления |
Учащийся не должен делать ошибок |
Учащийся имеет право на ошибку |
Учитель знает, как и что должен отвечать учащийся |
Учащийся сам может оценить свою деятельность |
Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии |
Учитель допускает альтернативные варианты ответов |
На вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ |
Учитель может не знать ответа на заданный учащимся вопрос |
Человек с хорошо развитым критическим мышлением:
· Поднимает конкретные вопросы и проблемы, формулируя их ясно и чётко;
· Собирает и допускает относящуюся к делу информацию;
· Приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
· Думает непредубеждённо в пределах альтернативных систем мышления;
· Эффективно общается с другими при выработке решения.
Базовая модель технологии состоит из трёх этапов:
К развитию критического мышления можно обращаться практически на любом уроке и работать с учащимися любого возраста.
Первая стадия – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
· Актуализировать и обобщить имеющиеся у учащегося знания по данной теме или проблеме;
· Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащегося к учебной деятельности;
· Сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
· Побудить учащегося к активной работе на уроке и дома.
Приёмы стадии «вызов»: «Мозговой штурм», «Кластер», «Правильные и неправильные утверждения», таблица «ЗХУ»: «Знаю-хочу узнать - узнал», Ассоциации, Инструкции.
1.Приём «Мозговой штурм». Мозговой штурм−универсальный педагогический метод по свободному вырабатыванию множества идей на заданную тему. Призван подтолкнуть учащихся к выдвижению большего числа идей, и главное−воспитать творческую личность. Как методический приём мозговой штурм используют в технологии критического мышления с целью активации имеющихся знаний на стадии вызова. На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать всё, что они знают или думают по данной теме; на втором−учащиеся обмениваются информацией. Мозговой штурм в парах очень помогает учащимся, которым сложно высказать своё мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнениями с товарищем, такой учащийся легче выходит на контакт со всей группой.
Кластер («гроздь»)
Кластер («гроздь»)−выделение основных смысловых частей текста и схематическое их
оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластер−графический приём
систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определённом порядке. В центре−тема, а вокруг неё крупные смысловые части. Система кластеров охватывает большой объём информации, который трудно скомпоновать при обычной работе. Задачей работы с кластером является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Данный приём использую для систематизации имеющихся знаний и определения направления развития темы. Применение данного приёма помогает учащимся выйти на собственное целеполагание.
Вторая стадия−осмысление
Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.
На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом−чтение, сопровождающееся действиями учащегося: маркировкой с использованием значков
«√», «+», «−«?»(по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиском ответов на поставленные в первой части урока вопросы и пр. В результате этого учащиеся получают новую информацию, сопоставляют новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные знания.
Приёмы стадии «Осмысление»: «Двузначный дневник», Ромашка Блума, «Бортовой журнал», диаграмма Венна, «Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы», «Фишбоун»
Приём «Инсерт» (пометки на полях) или технология эффективного чтения.
Во время чтения учебного текста учитель даёт целевую установку: по ходу чтения делать в тексте пометки. «галочкой» помечается то, что им уже известно; знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. Учителю необходимо определить текст или фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведённое на работу, проверить работу. Данный приём требует от учащегося активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
V |
+ |
— |
? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. |
Отмечается все новое, что стало известно из текста |
Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. |
Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Этот приём может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова−это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления−вопросы во время чтения, слушания; на стадии рефлексии−демонстрация понимания пройденного. Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде таблицы. В ходе работы с таблицей в левую колонку записывают вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке−вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Работа по вопросам ведётся в несколько этапов.
1-й этап−школьники учатся по таблице задавать вопросы, записывая в ней продолжение каждого вопроса. Сначала они самостоятельно придумывают тонкие вопросы, затем толстые.
2-й этап−учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала−тонкие, а затем−толстые.
3-й этап−при работе с текстом учащиеся к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
· Кто… |
· Дайте объяснение, почему… |
· Что… |
· Почему вы считаете… |
· Когда… |
· Что, если… |
· Как звали… |
· В чём разница… |
· Согласны ли вы… |
· Почему вы считаете… |
Третья стадия− Рефлексия
Рефлексия в переводе с латинского языка означает «обращение назад». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний;
б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения;
в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала;
г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации;
д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания;
е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся
с использованием новой информации.
Приёмы стадии «Рефлексия»: написание эссе, «Лови ошибку», «Написание синквейна», «Письмо с дырками».
Приём «Написание синквейна»
Синквейн−самая лёгкая по алгоритму форма стихотворений. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.
Первая строка−одно−существительное. Это тема синквейна.
Вторая строка−два прилагательных, раскрывающих тему
Третья строка−три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме
Четвёртая строка−фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых учащийся выражает отношение к теме.
Пятая строка−это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
IV. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приёмы работы по технологии критического мышления, которые Вы будете реализовывать, работая в группах.
Посмотрим социальный видеоролик и определим, с каким понятием мы будем работать. https://youtu.be/1eCUVyA-4sYyA-4sY
1.Группы работают 7-10 минут.
2.Учитель оказывает помощь участникам групп.
3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы
V. Подведение итогов мастер-класса
Представленные приемы работы по технологии критического мышления позволяют решать следующие задачи:
· умение принимать взвешенные решения;
· работать с информацией;
· выделять главное и второстепенное;
· анализировать различные стороны явлений;
· позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
VI. Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
Большой палец – для меня было многое важным и интересным.
Указательный – использованные приёмы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
Средний − для меня было недостаточно данной информации.
Безымянный − не все приёмы представлены ясно.
Мизинец− данные приёмы мне известны, но я их не применяю.
VII. Спасибо за внимание.
VIII. Приложение.
Список литературы:
1.М. В. Коновалова «Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока»−М., «Основа», «Русский язык и литература» №10, октябрь 2015 , стр.7-13
2.С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская
Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 2004 – 175с.
3.Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
4.https://infourok.ru/metodi-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-494039.html
5.https://multiurok.ru/blog/mietody-i-priiemy-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury.html