Маршрутный лист к уроку биологии на тему «Лишайники» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 30 March 2017 в группе

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ


 

ПРОБЛЕМА УРОКА: «ПОЧЕМУ ЛИШАЙНИКИ ОТНОСЯТСЯ К ОСОБОЙ ГРУППЕ ОРГАНИЗМОВ?»

1. Станция «Географическая»

Где встречаются лишайники? Заполните схему в рабочей карте

2. Станция «Биологическая»

Почему К. А. Тимирязев назвал лишайники растения – сфинксы?

Сделайте зарисовку слоевища лишайника в рабочей карте и подпишите его части.

ВСПОМНИ! Что такое симбиоз? Микориза? А как у лишайника? Составьте схему «Питание лишайника»

Познакомься с типами слоевища лишайников. Выполни задание в рабочей карте.

3. Станция «Размножение»

Познакомься с особенностями размножения лишайников. Заполни схему

4. Станция «Исследовательская»

Каково значение лишайников в природе и жизни человека? Заполните таблицу

5. Станция «Экологическая»

Поработайте с текстом и ответьте на поставленные вопросы

Отрывок из книги К. А. Тимирязева

«Жизнь растений»

"Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвётся ли обломок скалы, обнаружив свежий не выветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодородную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни".

Текст «Лихеноиндикация»

Лишайники являются организмами-индикаторами (биоиндикаторы) для определения условий окружающей среды, в частности, качества воздуха (лихеноиндикация). Высокая чувствительность лишайников к загрязнениям вызвана тем, что взаимодействие его компонентов легко нарушить. Из воздуха или с дождём поступают без всяких препятствий в лишайник вместе с питательными и токсичные вещества, это происходит потому, что лишайники не имеют никаких специальных органов для извлечения влаги из субстрата, а поглощают её всем талломом. Поэтому они особенно уязвимы к загрязнению воздуха.

Первые сообщения о массовой гибели лишайников в областях промышленно развитых городов появились во второй половине XIX века. Основной причиной являлось увеличение содержания диоксида серы в воздухе. Между тем, использование серных фильтров на промышленном оборудовании и каталитических нейтрализаторов в автомобилях способствовало улучшению качества воздуха, так что сегодня лишайники в больших городах встречаются часто.

При «пассивном мониторинге» учитывается частота встречаемости лишайников в какой-то местности, по которой делается вывод о качестве воздуха здесь. При «активном мониторинге» наблюдают конкретный вид лишайника, который высаживают в исследуемом месте, и по воздействию на него окружающей среды (понижение жизнеспособности, изменение окраски таллома, гибель) судят о её качестве. Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.

В районах с интенсивным сельским хозяйством велико внесение удобрений, азотные соединения из которых распространяются с водой, делая реакцию почвы слабоосновной. Это ведёт к исчезновению видов лишайников, которые предпочитают кислые почвы. Лишайники служат также показателями наличия в воздухе токсичных тяжёлых металлов, накапливающихся в тканях, которые в итоге могут привести к гибели лишайника. Накапливают лишайники и радиоактивные вещества. Поэтому они могут быть использованы для контроля за радиоактивными осадками после атмосферных ядерных испытаний.


 

Познакомьтесь с лишайниками, занесенными в Красную книгу. Предложите меры по сохранению разнообразия лишайников.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Выполните графический диктант и проведите взаимопроверку.

1. Тело лишайника называется слоевище.

2. Лишайники приносят вред природе.

3. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

4. Слоевище лишайника - симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

5. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

6. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.

7. Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество.

8. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

9. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые.

10. Лишайниками питаются некоторые животные.

11. Лишайники являются лечебными организмами.

12. Лишайники портят своими выделениями почву.


 

РЕФЛЕКСИЯ

Оцените свое эмоциональное состояние и степень активности на уроке. Закрась фигуру соответствующим цветом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РАБОЧАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ

МЕСТА ОБИТАНИЯ

ЛИШАЙНИКОВ

 

 

ПРИМЕНИ НА ПРАКТИКЕ

НАКИПНЫЕ

ЛИСТОВАТЫЕ

КУСТИСТЫЕ

     
     
     
     
     
     

 

СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ЛИШАЙНИКА

ПИТАНИЕ ЛИШАЙНИКА

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ

В ПРИРОДЕ

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

   
   
   
   
   
   
 

 

 

РЕФЛЕКСИЯ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

СТРОЕНИЕ ТАЛЛОМА ЛИШАЙНИКА

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.