Технологическая карта урока биологии по теме «Лишайники» для 5 класса
Пояснительная записка к презентации
Учитель биологии
МБОУ «Школа № 44» г. Рязани
Кочетова К.А.
Технологическая карта урока биологии по теме «Лишайники»
Предмет: биология.
Класс: 5.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология построения урока: системно-деятельностная.
Тема: Лишайники
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее знаний о лишайниках как симбиотических организмах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах.
Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.
Личностные: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.
Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный этап |
Приветствует учащихся, настраивает класс на активную работу. |
Подготовка класса к работе |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности |
Организует частично-поисковую беседу с учащимися. Два организма взаимно полезны,
Какой пример симбиоза вам известен? А могут ли гриб и дерево существовать друг без друга? А как вы думаете, есть ли такие симбиотические организмы, которые не могут существовать друг без друга? Есть такие организмы, это лишайники! (Слайд 2) Что о лишайниках вы бы хотели сегодня узнать? |
Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Микориза Да, могут Наверное, есть. Тема урока: Лишайники. Записывают тему в тетради. Формулируют познавательную цель урока (как устроены лишайники, почему грибы и водоросли в составе лишайника не могут существовать друг без друга, узнать каково значение лишайников в природе и жизни человека), записывают ее в специальное поле на раздаточной карточке |
Личностные: смыслообразование. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Актуализация знаний |
Выявляет уровень знаний. Дайте характеристику уже известным вам организмам – грибам и водорослям. (Слайд 3) Выбирает лучший ответ по каждой группе организмов, приглашает к доске двоих учащихся и задает вопрос: Как можно проиллюстрировать понятие симбиоз? (Слайд 4) |
Дают индивидуальные ответы о строении грибов и водорослей. Учащиеся выходят к доске и берутся за руки, иллюстрируя понятие симбиоз. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
Первичное усвоение новых знаний |
Рассказывает о строении лишайников, организует частично поисковую беседу по схеме на слайде (Слайд 5) Какую роль играет гриб? Какую роль играет водоросль? Гифы гриба и клетки водоросли образуют слоевище лишайника. Рассказ учителя о типах слоевищ лишайников (Слайд 6) Демонстрирует слайды с фотографиями лишайников различных видов. (Слайд 7-11) Определите к какому типу относится представленный вид Динамическая пауза (Слайд 12-13) Дает задание на работу с тестом учебника Изучив на с. 105 учебника пункт «Значение лишайников», составьте план из 4 пунктов (Слайд 14) Подводит итог работы с текстом Выделяет главное: Лишайники – пионеры суши (Слайд 15) Лишайники являются индикаторами чистоты атмосферного воздуха(Слайд 16) Итак, (Слайд 17) Участвуют в почвообразовании Служат кормом для животных Являются источником веществ, необходимых промышленности Используют в медицине Являются индикаторами чистоты воздуха |
Слушают учителя, рассматривают схему строения лишайника, отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетрадь схему: гифы гриба + одноклеточные водоросли = слоевище лишайника. Слушают учителя. Определяют тип слоевища лишайника по внешнему виду. Выполняют гимнастику для глаз. Работают с текстом учебника, выписывают в тетрадь значение лишайников в природе и жизни человека. Зачитывают написанное в результате работы с текстом. Участвуют в обсуждении. Сравнивают свой план текста и дописывают недостающие пункты. |
Личностные: нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками., постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, логические – анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Первичное закрепление |
Организует деятельность по применению новых знаний. Дает задание на подготовку к ВПР по теме «Лишайники» (Слайд 18)
Организует обсуждение выполненного задания. Предлагает рассмотреть микропрепарат «Срез лишайника» |
Выполняют задание ВПР Участвуют в обсуждении Работают с микроскопом |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж об его выполнении (Слайд 19). Домашнее задание дифференцированное: § 19, рабочая тетрадь № 65-67 (обязательное задание) Составить презентацию «Лишайники нашей местности» на основе анализа литературы и материалов сети Интернет (задание по желанию) |
Записывают домашнее задание. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целепологание, планирование, прогнозирование, саморегуляция. Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Организует рефлексию учащихся и ее обсуждение по вопросам: Самым интересным на уроке для меня было… Самым сложным на уроке для меня было… Настроение после урока Цель урока достигнута/не достигнута Подводит итоги урока. (Слайд 20) |
Заполняют поля на специальной карточке и участвуют в обсуждении. |
Личностные: смыслообразование. Регулятивные: коррекция, оценка. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Технологическая карта урока биологии по теме «Лишайники» (в формате текстового документа):
Технологическая карта урока биологии по теме «Лишайники»
DOCX / 3.4 Мб
Список использованной литературы и интернет - источников:
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник / В. В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016.
Пасечник В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В. В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017.
Балакина Н. А., Липина С.Н. Биология. 5 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР : учебное пособие / Балакина Н. А., Липина С.Н. Под. ред. П. М. Скворцова. – М. : Интеллект-Центр, 2017.
http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9286-stixi-o-biologii
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-lishainiki-5-klass-biologhiia.html
http://prezentazia.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizkultminutki/kot_leopold/6-1-0-113