Проект «Применение дистанционных мастер – классов для детей с ОВЗ»
Баймачева Людмила Рудольфовна,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
МБУ ДО «ЦДТ» ЕМР РТ
«Применение дистанционных мастер – классов для детей с ОВЗ»
Представляю вашему вниманию проект дистанционных мастер – классов для детей с ОВЗ.
В настоящее время одна из серьезных проблем в обществе — это неравная доступность дополнительного образования для определенных социальных групп, имеющих разные и порой невыгодные стартовые условия. В большей степени это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, для которых получение качественного образования напрямую связано с социальным неравенством во всех аспектах их жизни. Поэтому важным моментом при получении дополнительного образования детьми-инвалидами, является создание индивидуально-приемлемых условий с учетом интеллектуального и психофизического развития.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Анализируя контингент учащихся, которые приходят на занятия в учреждения дополнительного образования педагоги Центра детского творчества пришли к выводу, что занятия посещают небольшое количество детей - инвалидов. Среди этих людей очень много талантливых, творческих детей. Но вместе с тем, и это нужно признать, к сожалению, в нашем обществе созданы еще не все условия для раскрытия потенциала, талантов и для комфортной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучая данную проблему педагоги Центра детского творчества пришли к идеи создания дистанционных мастер – классов для детей не имеющих возможности посещать учреждения дополнительного образования.
С помощью дистанционных мастер – классов мы создали образовательную среду, обеспечивающую доступность обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию. Они представляют реальные возможности для обучения инвалидов, которые в силу специфики заболевания значительную часть времени проводят дома, или проживают в удаленных местностях или в условиях, где отсутствует безбарьерная среда. Система направлена на их активную социализацию и социальную адаптацию.
При дистанционном обучении появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.
Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, в дистанционное обучение вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Проект «Равные возможности» реализуется для детей, когда у них нет возможности посещать дополнительные занятия, которые совпадают с их интересами, позволяют проявить талант, раскрыть способности по причинам, не зависящим от них: удаленность, длительная болезнь или инвалидность.
Мастер-классы помогают определиться с будущими увлечениями, формируют навыки работы с различными природными материалами и инструментами, развивают творческое мышление, мелкую моторику рук. В целом, основная идея дистанционных мастер - классов - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями. При этом у ребенка развивается культура общения, социализация, творческие способности и навыки самостоятельной деятельности.
Задача мастер – классов дать начальные знания и умения в том или ином виде деятельности, показать ребятам многообразие занятий. Образовательная среда нацелена на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Во время обучения мастер – классам для каждого ребенка предоставляется возможность выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития. Детям предоставляются сначала ознакомительные мастер – классы, занимаясь на которых они выберут то направление, чем они хотят заниматься (декоративное рисование, вышивка, декор, лепка из глины, бумаготворчество).
Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Расстояние от места нахождения обучающегося, до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса. Большое внимание в центре уделяется родителям детей, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям.
Дистанционные мастер – классы применяются при индивидуальной работе с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами, и при работе с отстающими учащимися.
1. Мастер – классы загружаются на ютуб с закрытой ссылкой. Ссылка дается конкретному учащемуся (родителю или педагогу), и он индивидуально или с родителями занимается дома.
2. Мастер – классы отправлялись по электронной почте и педагог, используя проектор выводил их на экран.
3. Мастер – классы загружались на платформу Гугл - класс
Конечно, традиционная система обучения является основой образовательного процесса. Дистанционные технологии, в свою очередь, признаются важным ее дополнением.
Мы реализовали проект на базе ГБОУ «Елабужская школа № 7». Учащимся предоставлялись записанные видео мастер – классы. В ходе реализации проекта на мастер – классах обучились 40 детей.
После окончания проекта дистанционные мастер – классы мы применяли для обучения детей – инвалидов Региональной общественной организации молодежи и детей-инвалидов «Планета Добра» и Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями МТЗ и СЗ РТ "Астра" в Елабужском муниципальном районе».
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006 -2010 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.au.ес1u.ru/ nойе/16
2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.cоnsutant.ru/pоpuar/ес1u/
3. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ес1u.ru/с1b-mоn/mо/Data/с1_05/m137.htm1
4. Дистанционный курс. Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipесia.оrg/wiki/
5. Сайт центра дистанционного обучения Эйдос [Электронный ресурс].
6.Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. - М.: Академия, 2004.