Доклад «Дистанционное обучение в начальных классах для детей с ОВЗ»
Отчет на педагогическом совете
«Дистанционное обучение в начальных классах для детей ОВЗ»
Онлайн-обучение даёт всем учащимся больше самостоятельности в учебном процессе. Это и плюс, и минус. Минус -это Меньше взаимодействия с учителем, сложнее изучить новую тему, повторить и закрепить материал. Поневоле на дистанционном обучении оказывается вся семья. Но родители не имеют педагогического образования и не помнят назубок школьную программу! И многие отнюдь не компьютерные гении, чтобы легко разобраться в обучающих сайтах, которые часто зависают. Многие родители не умели пользоваться мессенджером WhatsApp, для многих это «Эврика» если можно так сказать.
И учителям несладко! В условиях пандемии перед каждым учителем встала казалось бы непосильная задача – объяснить ребенку материал и при этом быть не рядом. Однако, трудности лишь делают нашу жизнь интереснее, и именно поэтому каждый педагог испытал на себе, каково это – обучать предмету, не чувствуя класс. Учителя в авральном порядке начали осваивать новые инструменты для обучения, менять методические приёмы для преподавания уроков на расстоянии. Прошли курсы «Дистанционное обучение: Использование социальных сетей виртуальной обучающей среды в образовании» в высшей школе делового администрирования в городе Екатеринбурге, приняли участие в онлайн конференции на платформе ИНФОУРОК по теме: Альтернативные формы обучения: семейное образование, применение дистанционных технологий», прослушали мастер – класс, обучающие вебинары на платформе Института коррекционной педагогики Российской академии образования город Москва. По темам:
-Возможности дистанционных технологий в современном образовании детей с ОВЗ
- особенности реализации образовательной программы для обучающихся с нарушением речи в дистанционной форме
Остальные темы вебинаров вы видите на слайде.
Так же учителя ознакомились с практическими рекомендациями по использованию материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и Единого окна доступа к образовательным ресурсами изучили методические рекомендации которые вы видите на слайде.
Завучи нашей школы ознакомили с письмом Министерства образования, науки и молодежной политики краснодарского края «О подходах к организации контроля успеваемости при применении дистанционных образовательных технологий».
Все это проходило дистанционно.
На начальном этапе дистанционного обучения важно установить полноценный контакт с родителями учеников, выяснить степень владения компьютером ребенком и членами его семьи, подготовить родителей к тому, что они должны оказать ребенку необходимую помощь и поддержку. Поэтому учителя нашей школы созвонились с родителями и выяснили какая компьютерная техника (компьютеры, планшеты) имеется в семье, есть ли подключение к сети Интернет, могут ли организовать обучение в режиме самоподготовки с консультированием по мобильной связи, мессенджеров WatsApp. Выяснили что самое оптимальное это работа в WatsApp для обучения и личного общения с обучающимися и их родителями. В период самоизоляции организована реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, для реализации которых педагоги используют также образовательные онлайн-ресурсы и сервисы Яндекс.Учебник, Videouroki.net, Урок.рф, Инфоурок, Цифровую платформу для образования детей с ОВЗ, платформу кид-мама, онлайн-платформа для развития детей Тилли . еще много других платформ. Данные онлайн-ресурсы позволяют воспользоваться методическим материалом ресурса или создать свои контрольно-измерительные материалы. Учителя также используют социальные сети Одноклассники и Инстаграмам для передачи видеоуроков. Не ко всем классам можно применить материал, который есть на интернет платформах, т.к. разные УМК и разные темы, эти уроки не всегда выстроены с учетом дифференцированного подхода. Поэтому многие учителя записываются видеоуроки или аудио уроки (офлайн), что позволяет им самим объяснять новый материал, рассылают записи в группы WhatsApp.(Видео 0), видео 4 с 2.31
Учителя работали по смешанной форме, что является оптимальным вариантом организации дистанционного обучения. В этом случае мы готовим уроки с опорой на собственные разработки, а также привлекаем материал образовательных ресурсов. Это наиболее трудоемкий вариант, так как для каждого следующего урока нам нужно будет выбирать одну из форм или совмещать. Но в этом случае каждый урок будет индивидуальным и результативным. Видео 2 (1.13)
Учителю требуется больше времени для подготовки к уроку на дистанционном обучении. Нужно так подобрать материал, чтобы он был доступен ученику, понятен, чтобы он мог выполнить это задание. Например: при изучении темы «Профессии» задание:
Посмотри внимательно на картинку. Профессия ВРАЧ. Что перепутал художник? Видео 3
Это задание подходит для дистанционного обучения. Дети смотрят на картинку сравнивают и отвечают.
А вот задание не приемлемое для дистанционного обучения конкретно в моем классе т.к. в семьях нет принтера.
Задание. Реши примеры и раскрась.
Поэтому учитель тщательно подбирает материал к каждому уроку. Затрачивая на это часы.
Чтобы эффективно выстраивать учебный процесс и не допускать стрессовых ситуаций, учитель должен хорошо знать особенности ученика, его двигательные, речевые, сенсорные возможности и ограничения.
При дистанционном обучении от учителя требуется соблюдать особый речевой режим: речь должна быть четкой и разборчивой, без резких повышений голоса и с большим количеством повторений, чем на обычном уроке. видео 4 до 2, 09
• дозирование учебной нагрузки (объем учебного материала рекомендуется сократить на треть от обычного объема);
• сокращение времени урока с использованием компьютера (для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут);
• сокращение числа уроков или их разделение на периоды с организацией длительного отдыха между периодами;
• планирование смены видов деятельности с целью профилактики утомляемости;
• двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения на уроке: например, так (Видеоролик 5)
У учеников во время дистанционного обучения повысилась утомляемость, отсутствие непосредственного общения с одноклассниками часто сказывается на настроении всего класса. Раздражение в семьях также влияет негативно. Перестал действовать дисциплинирующий фактор школы.
Контроль выполненных работ учащихся осуществляется через мобильную связь (мессенджер WhatsApp, видеозвонки, голосовые сообщения, телефонные звонки).
Контроль усвоения полученного учебного материала выполняется непосредственной проверкой учителем с последующим выставлением оценки. Также учитель дает родителям рекомендации по закреплению программного материала.
Родители направляют фото, аудио и видеофайлы с выполненными работами (тестами, самостоятельными работами, чтением выразительно или наизусть, рисунками и т. д. Все это даёт возможность сохранить живое общение учителя с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса. Новая форма обучения потребовала от учителей и от учащихся большого самоконтроля и самоорганизации. И эта форма позволила приобрести новые навыки, знания в использовании информационно-коммуникационных технологий.
Спасибо всем учителям, что мы справились с поставленной задачей дистанционного обучения как смогли со всеми плюсами и минусами. За то что в любой момент можно было посоветоваться, что то уточнить и просто за поддержку друг друга.
Все проблемы вместе мы решаем
И в душе надежда не умрет:
После завершенья карантина
В школу детвора опять придет,
Побежит по школьным коридорам,
Снова будут шум, и гам, и смех,
Педагоги снова убедятся
В том, что их работа – лучше всех.
И, самое главное, мы очень надеемся на дальнейшее взаимодействие с семьями и благодарим за поддержку родителей наших учащихся. Думаем, что только ВСЕ вместе мы преодолеем возникшие трудности.
Кияйкина Наталья Федоровна