Применение элементов здоровьесберегающей технологии на учебных занятиях по фортепиано

0
1
Материал опубликован 25 July

Методическая разработка



на тему: «Применение элементов здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях по фортепиано»












Выполнила:

Преподаватель по классу фортепиано

Акопян Карина Ясоевна

МБУ ДО ДШИ г.Нефтегорска

Самарской области















г.Нефтегорск

Под здоровьесберегающей образовательной технологией следует понимать систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья воспитанников:

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

Учёт психофизиологических и возрастных особенностей детей.

Регламент учебных занятий по времени.

Частая смена видов деятельности на учебном занятии.

Специальные упражнения для рук и ног, "пальчиковая гимнастика", дыхательные упражнения.

Контроль осанки ребенка за инструментом.

Контроль за освещением в кабинете.

Проведение бесед с воспитанниками по технике пожарной безопасности и правилам поведения во время массовых мероприятий.

Отслеживание самочувствия ребенка, опрятности его внешнего вида и чистоты рук.

Пропаганда здорового образа жизни.

Методы работы с детьми с ОВЗ на занятиях фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования детей по курсу фортепиано направлена на работу с детьми, имеющими различные зрительные нарушения (тотальная слепота, амблиопия, косоглазие, остаточное зрение, методы и формы работы на занятиях с такими детьми имеют существенные отличия.

Учитывая неустойчивость внимания слепых и слабовидящих детей, задания даются им в расчлененном виде и в ограниченном объеме.

Незрячие дети имеют двигательные искажения в разной степени: часто обладают повышенным мышечным тонусом. Коррекция в направлении пластичности и свободы движений необычайно важна, как для музицирования, так и для приспособления к жизни вообще.

В работе с детьми педагогу следует обязательно использовать такие методы как: эмоционально-чувственного контакта педагога с учеником (когда рука ученика лежит на руке педагога, таким образом показываются контуры движения) и пластической гармонизации. Для гармонизации двигательного процесса используются упражнения на

ощущение объёма и направления движения (вверх-вниз, большое-маленькое) ;

характера и скорости движения (плавно-порывисто, быстро-медленно) сочетание крупных движений с мелкими, объединяющих движения всей руки с мелкой моторикой пальцев.

Эти два метода являются базисными и имеют сквозное развитие через все этапы обучения.

Работа со слабовидящими учащимися на ранних этапах обучения будет отличаться от работы со зрячими. Освоение нотной грамоты слабовидящими детьми займет 3-4 месяца. Это связано с подключением в практическую деятельность зрительного анализатора, что расширяет их познавательные возможности. Эта система достаточно сложная, разбор нотного текста осуществляется каждой рукой в отдельности, а потом, соединив их сначала в уме, переносится на клавиатуру. Вследствие этого слабовидящие музыканты первый год больше обучается на слух, можно даже сказать «на ощупь». Этот период приносит огромную пользу для развития слухового восприятия, музыкального мышления, развития музыкальной памяти. Таким образом, вынужденная игра без нот оборачивается пользой для ученика. Навыки запоминания и анализа мелодий помогают, когда начинается нотный период.

Особо важную роль в правильном формировании музыкальных образов принадлежит воссоздающему воображению. С его помощью учащиеся с ОВЗ, на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, слуховых, и других образов, формируют объекты, недоступные для непосредственного отражения. Из этого следует, что в работе над музыкальным произведением педагог не должен бояться делать сравнения, словесно рисовать картину, портрет, чем ярче и образней педагог преподнесет произведения учащемуся, тем понятней будет содержание этого произведения.

На правильное формирование музыкального образа влияет период начального этапа разбора произведения. Он должен включать в себя тщательный анализ всех сторон: характер, темп, динамику, аппликатуру. Положительно влияет на учащихся исполнение педагогом музыкального произведения. В процессе прослушивания произведения или части его важно участие самого учащегося, оно должно быть творческим.

Формирование двигательной свободы и ориентировке при игре на фортепиано - один из самых сложных этапов, чтобы добиться успеха, необходимо развивать у обучающегося, прежде всего, способность представлять в воображении весь этот музыкальный материал, который он исполняет. Выполнение этого требования помогает ученику обрести желаемую свободу при исполнении музыкального произведения на инструменте. Очень полезны упражнения для переносов руки «сверху» на разные интервалы. Вместо осязательно-двигательных, вырабатываются слухо-двигательные связи, приобретается «чувства расстояния». Слуховое представление о дистанции между звуками вызывает адекватное пространственное представление о реальных расстояниях.

Важным условием для овладения игрой на фортепиано является правильное систематическое выполнение домашних заданий. Педагог разъясняет, как распределить свободное время, составить расписание для занятий фортепиано, на что необходимо обратить внимание. Работа над уже выученным произведением, осмысление его образного содержания происходит через игру – показ преподавателя, использование художественных иллюстраций, образов литературных героев…. С начинающими учениками используются игровые формы работы. Слушая игру учителя, ученик старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание произведения в целом. Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося. Основные методы, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, стимулирование. Программа предлагает вариативность обучения. Темп развития каждого учащегося индивидуален. Большое значение имеет поэтапное освоение материала и совместный поиск с педагогом правильного решения.


Методическая литература для преподавателей:

Алексеев А.Д. Методика фортепианной игры, изд-во Музыка – М.,2019.

Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Ленинград «Советский композитор» – 1980.

Белик И.С. Музыка против глухоты. – М.,2020.

Данилова О. Н. Музыкальный мир личности. – М., 1993.

Зимина А.Н. Основы музыкально-эстетического воспитания и развития детей младшего возраста – М., 2020.

Иванов А.А., Рудашевская О.В. Пальчиковая гимнастика – СпБ, 2021.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М.,1981.

Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История Методы. Возможности. – М.: Изд. «Академия». – 2023.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 2022.

Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. // Учеб. пособие. – М. 2021.

Смирнов М.И. Эмоциональный мир музыки слепых. – М.,1983.

Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2023.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Проверка уникальности Уникальность: 0.29%

26 July

Похожие публикации