Использование элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
Использование элементов
здоровьесберегающих технологий
на музыкальных занятиях.
Музыкальный руководитель
Шульга Ольга Николаевна
Санкт – Петербург
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Исходя из специфики работы с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую на музыкальных занятиях элементы следующих здоровьесберегающим технологий:
- Артикуляционной гимнастики
- Фонетической ритмики
- Логопедической ритмики
- Дыхательной гимнастики с элементами психогимнастики.
У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:
– Дети не поют, а говорят
– Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука
– Плохо запоминают тексты песен, их названия
– Плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания
– Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом
– Затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий.
Обучение детей основывается на едином тематическом планировании по лексическим темам, проводится на основании общепедагогических принципов.
Основные принципы обучения детей.
Принцип воспитывающего обучения
Принцип доступности
Принцип постепенности, последовательности, систематичности
Принцип наглядности
Принцип сознательности
Принцип прочности
Занятия проводятся по форме проведения- индивидуальные, по подгруппам и фронтальные.
По содержанию - типовые, тематические, интегрированные.
Песенки-распевки.
С них я начинаю музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты ( «Пропой имя», «Здравствуй») и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
На занятии обязательно даю детям - вокальные установки.
При обучении пению слежу за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев или стоять. (Так у них лучше работает диафрагма). Голову держат прямо, без напряжения.
Рот открывается вертикально, а не в ширину, чтобы избежать крикливого звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, но не вялы.
Выученные песни поют стоя, так как при этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Пение наиболее близко и доступно детям. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей:
-способствует развитию и укреплению легких;
-развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь;
-влияет на общее состояние организма ребенка;
-вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя;
развитию его музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему) и даже помогает устранять фонематическое недоразвитие речи и поэтому широко используется в коррекционной педагогике.
Стойкое, слитное пение у детей логопедических групп достигается постепенно. Чтобы добиться нужных результатов: поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, добиться спокойного и слитного пения использую следующие приемы:
– игровые ситуации;
– музыкально– дидактические игры;
– проблемные задания;
– связь песен с другими видами музыкальной деятельности;
– пробуждение к слуховому вниманию дирижированием;
– на одном занятии использование песен разного характера;
– поощрение детей.
Артикуляционная гимнастика.
Образование звуков речи называют артикуляцией. Певческая артикуляция активнее речевой. Если при речевом произношении работают внешние артикуляционные органы (губы, нижняя челюсть), то при певческом – внутренние (язык, гортань, мягкое небо и др.).
Основная цель артикуляционной гимнастики -
выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Достижению этой цели способствует пропевание гласных звуков с использованием артикуляторного жеста. Во время пения я использую карточки «Звуковое лото». Проводится перед пением.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры, которые исполняются как песенки. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Провожу во время слушания или пения (стараюсь , чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением.
Использование фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Их провожу во время музыкально-ритмических движений для закрепления произнесения согласных звуков. Так же на этом этапе занятия могут включаться элементы
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания средствами движения, музыки и слова (три кита). Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование правильного дыхания;
- развитие способности ориентироваться в пространстве;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
- формирование навыка релаксации;
- коррекция музыкально-ритмических движений.
Все виды игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с ритмической основой: под музыкальное сопровождение.
Работа над дыханием с элементами психогимнастики.
Нарушением функции речевого дыхания считается:
-подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
-слишком большой вдох;
-учащенность дыхания;
-укороченность выдоха;
-неумение делать незаметный добор воздуха;
-неправильная осанка.
Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
-Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
-Тренировка силы вдоха и выдоха.
-Развитие продолжительности выдоха.
В результате проведения на музыкальных занятиях дыхательной гимнастики дети начинают осознанно управлять своим дыханием, активизируется развитие певческих способностей детей.
В работе над дыханием я использую «Звуковое лото» вначале занятия на распевании, (обращая внимание детей, на то что брать дыхание нужно перед началом пения и между музыкальными фразами, а не там где захочется), а в конце занятия - игры-упражнения, которые способствуют восстановлению дыхания после активной двигательной части занятия, релаксации, помогают детям успокоиться перед уходом в группу.
Список литературы:
Овчинникова Т. Музыка для здоровья. — СПб.: Союз художников, 2004.
Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. — 2003. — № 5.
Бабушкина Р., Кислякова О. Логопедическая ритмика – КАРО 2002.
Картушина М. Логоритмика для малышей –
Овчинникова Т. Логопедические распевки