Конспект занятия по РЭМП с применением технологии ТИКО-моделирования, ТРИЗ-технологии и здоровьесберегающих технологий «Колобок зовёт на помощь»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта занятия "Колобок зовёт на помощь"
DOCX / 69.16 Кб
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ "КОЛОБОК ЗОВЁТ НА ПОМОЩЬ"
PPTX / 7.24 Мб
Тема: «Колобок зовёт на помощь» в форме квест-игры |
|||||
Возрастная группа: средняя группа |
|||||
Цель: Освоение детьми способов решения творческих задач с применением ТРИЗ-технологии, технологии ТИКО-моделирования. |
|||||
Задачи: Образовательные: § Закреплять представления о плоских и объёмных геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, шаре, кубе, пирамиде, параллелепипеде); § Способствовать выработке навыка определения количества без пересчёта, узнавания цифр и отсчёта соответствующего количества предметов; § Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи; § Вырабатывать навыки диалектического и критического мышления; § Продолжать знакомить со способами решения сказочной проблемы путём преобразования признаков предмета; § Закреплять навыки объёмного моделирования из ТИКО-конструктора по представлению; § Продолжать учить понимать и использовать схемы для обозначения направления, признаков предметов, органов чувств; § Расширять знания о природных объектах, способах их защиты от опасности; Развивающие: § Развивать образное и логическое мышление; различные виды восприятия; § Способствовать развитию внимания, наблюдательности; § Упражнять в зрительно-пространственной ориентировке, § Развивать координацию движений и межполушарное взаимодействие; § Формировать согласование движений тела и конечностей с дыхательными движениями грудной клетки; § Укреплять «мышечный корсет» (мышц рук, плечевого пояса, грудной клетки, позвоночника) Воспитательные: § Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброту; § Воспитывать инициативность, любознательность, желание творчески перерабатывать имеющиеся знания. |
|||||
Интегрируемые образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие |
|||||
Оборудование: Костюм для бабушки или перчаточная кукла, пособие «Волшебное окошко» - кольцо с прорезанным внутренним кругом, на секторах которого нанесены изображения органов чувств: ухо, глаз, язык, нос, рука + сердце; балансировочный круг; игрушка-колобок резиновый; горочка-мишень из ТИКО-конструктора с шестью квадратными секторами, на которые прикреплены 5 прозрачных кармашков с символами признаков и один кармашек со стрелками, указывающими направо, налево, прямо, и по диагонали; 5 дорожек разной ширины, цвета и с разной поверхностью; сенсорные мешочки разной формы (квадратный прямоугольный, треугольный, круглый), сшитые из одинакового материала, наполненные продуктами с приятным и неприятным запахом (ванилин, апельсиновые корки, чеснок, лук); стол с ТИКО-фигурами (квадрат большой и маленький, треугольник большой и маленький, прямоугольник); подносы с ТИКО- фигурами для постройки куба, пирамиды и параллелепипеда; воздушный шар; пособие Б.П. .Никитина «Точечки» (от 1 до 5 точек); шары из солёного теста или пластилина на каждого ребёнка; 15 зубочисток на каждые 5 детей; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5; распылитель с растворённым пихтовым маслом; угощение для детей; иллюстрации животных, которые по-разному защищаются от опасности (бабочка, скунс, огородный клоп, осьминог, птица, жук, ёж, дикобраз); презентация к занятию «Колобок зовёт на помощь», компьютер, проектор, экран. |
|||||
Этап |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Формы, методы, приемы, возможные виды деятельности |
Результат |
Организационный этап
|
Организация направленного внимания. Физиологическая подготовка к напряжённой мыслительной деятельности.
|
Перед занятием воспитатель проводит с детьми дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. |
Дети выполняют дыхательные упражнения вслед за воспитателем. |
Объяснение техники выполнения Показ Художественное слово |
Привлечение произвольного внимания. Активизация кислородного обмена, нормализация активности головного мозга. |
Мотивационно-побудительный
|
Создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. |
К детям выходит бабушка, причитает: Бабушка: Ой-ой-ой! Где же ты, мой кругленький-румяненький, где же ты мой маленький, где же мой мягонький, где мой ароматненький? Воспитатель: Бабушка, здравствуй. Что ты потеряла и почему так расстроилась? Бабушка: Укатился, касатики, мой родной, не попрощался даже! Чует моё сердце, беда с ним приключится! Воспитатель, обращаясь к детям: - ребята, вы понимаете, о чём говорит бабушка?
Бабушка: Ну да, ну да, милые. Я же только его испекла, из печки вынула, на окошко положила горяченького моего, глядь: а его уж след простыл! Вот баловень! Что же делать-то теперь! Где его искать! Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где колобок? Куда он укатился?
Бабушка: ой, напасть-то какая! Он же ещё молоденький такой, неопытный совсем! Беззащитный! Доверчивый! Кто же его спасёт, из беды выручит! Мы-то с дедом старые совсем, не угонимся за ним, шустреньким нашим! Воспитатель: Да, бабушке с дедушкой трудно догнать колобка, предупредить его А может, лиса ещё не съела колобка? Может, мы успеем его спасти? Вы же молодые, здоровые, быстрые. И головки у вас какие? Умные. И помощники у умной головы верные, которые ей думать помогают.
|
Дети заинтересованно слушают, эмоционально откликаются на тревогу бабушки.
Отвечают на вопрос воспитателя, высказывают свои догадки. Предположения детей. (Может быть, бабушка ищет своего колобка?)
Пересказывают для бабушки сюжетную линию сказки «Колобок» Ответы детей. (он укатился в лес. Его лиса съела! И зайка хотел съесть, и волк, и медведь)
Осознают и принимают поставленную задачу.
Говорят успокоительные слова бабушке. Дети утешают бабушку: Не расстраивайся, бабушка. Мы попробуем догнать твоего колобка и спасти его. У нас же есть умные головки! А у них – помощники.
|
Сюрпризный момент Беседа Проблемная ситуация
|
Создан положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Умение выражать поддержку другому человеку, предлагать помощь. |
Актуализация
|
Актуализация имеющихся знаний, представлений. |
Воспитатель: Давайте, бабушку успокоим, расскажем ей про наши умные головы и наших помощников.
воспитатель показывает карточки-символы органов чувств.
Бабушка: Ой, детушки. Поспешите, спасите, пожалуйста, колобка моего! В добрый путь!
Воспитатель: Давайте-ка с вами сначала подумаем, что нам нужно сделать?
От чего колобка приходится спасать? Какая у него проблема?
Почему все хотят колобка съесть?
Как можно решить проблему колобка? Что нужно сделать?
Воспитатель предлагает упражнение «Установление причинно-следственных связей» Я начну, вы – помогайте, Мои мысли завершайте.
Бабушка переживает за колобка, поэтому мы……………..…
Мы хотим помочь бабушке, потому что………….……
Колобку грозит опасность, потому что……………….…………...
Колобка могут съесть, поэтому……………………..
Нам нужно сделать колобка несъедобным, потому что….………………………..
Колобка хотят съесть, поэтому……...……………..
Воспитатель: Вот мы и поставили себе задачу. Нужно сделать колобка несъедобным. Подумаем, какие признаки можно изменить у съедобного колобка? Найдём их с помощью волшебного окошка.
Игра «Волшебное окошко» Детям раздают круги с символами помощников в каждом секторе. Воспитатель выставляет на напольной горочке-мишени символы признаков, которые дети называют. Эти же признаки появляются на экране.
- Какой колобок по признаку формы? - Какой помощник сообщил нам об этом?
- Какой колобок по признаку размера? - Какой помощник помог нам это узнать? - Какой колобок по признаку запаха?
- Какой помощник уловил это?
- Какой колобок по признаку действия?
- Какой помощник помог нам это узнать?
- Какой колобок по признаку рельефа?
- Какой помощник рассказал нам об этом?
На экране появляется изображение подкрадывающейся лисы. Воспитатель обращает внимание детей на экран. Воспитатель: - посмотрите, ребята, лиса уже близко и может схватить колобка! Нужно нам побыстрее его изменить! |
Дети участвуют в диалоге, вспоминают ранее усвоенное, называют помощников умной головы:
Руки – трогают, голова понимает признаки объектов: тяжесть, мягкость, рельеф. Уши – слушают, голова слышит и различает звуки. Глаза – смотрят, голова видит и узнаёт предметы. Нос – нюхает, голова распознает запахи. Язык – пробует, голова распознает вкусы. Сердце - чувствует, голова различает настроение и эмоции.
Дети идут «в лес», догоняют колобка, который сидит на пенёчке – балансировочном диске, предупреждают его об опасности.
Ответы детей: ( Нам надо спасти колобка)
(Он один в лесу и его все хотят съесть)
Предположения детей. (колобок вкусный, душистый, мягкий, красивый и т.п.)
Дети продолжают логическую цепочку, заканчивают предложение, начатое воспитателем:
(Поэтому мы хотим ей помочь)
(Она переживает за колобка)
(Его могут съесть)
(Ему грозит опасность)
(Его хотят съесть)
(Нам нужно сделать колобка несъедобным)
Дети смотрят в окошко в центре круга, называют признаки, какие видят у колобка и поворачивают круг таким образом, чтобы нужный помощник-анализатор оказался в верхнем положении:
(По признаку формы он круглый, шаровидный.)
(Нам сообщили об этом глаза и руки) (По признаку размера он маленький, небольшой.)
(Нам помогли глаза)
(По признаку запаха он душистый, приятный.)
(Запах уловил нос)
(По признаку действия он может катиться, петь, лежать, спрыгивать).
(Нам помогли глаза)
(По признаку рельефа он гладкий.)
(Нам рассказали об этом руки)
Дети эмоционально откликаются на появление лисы, выражают готовность начать превращения. |
Беседа Моделирование: использование схематических изображений анализаторов, признаков Логические вопросы Игровой метод «Волшебное окошко» |
Актуализация знаний детей.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, развитие логического мышления
Поддержание интереса к мыслительной деятельности
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.
Эмоционально подкреплённая готовность продолжать работу. |
Расширение, закрепление имеющихся представлений, восприятие и усвоение нового |
Закрепление, расширение, обобщение знаний о свойствах и качествах колобка, возможности их преобразования. Установление ассоциативных связей этих преобразований с животным миром, систематизация представлений о защитных приспособлениях животных. |
Воспитатель: Теперь давайте попробуем изменить эти признаки так, чтобы колобка нельзя было съесть.
Изменение признаков на противоположные. Чудеса сейчас придут, Интересно будет тут! На волшебный круг вставайте, В нужный признак попадайте. Этот признак измените – Колобку вы помогите!
ЗАПАХ. Воспитатель: Какой признак ты будешь изменять? В какую сторону нужно пройти для этого? Что подсказывает стрелочка?
Кинезиологическое упражнение «Брёвнышко»
Воспитатель предлагает покатиться по дорожке (гимнастическом мате), как брёвнышки, даёт словесные инструкции о правильном выполнении упражнения, следит за их выполнением, исправляет ошибки.
Воспитатель: Какой запах мы будем изменять?
Каким его надо сделать?
«Найди сходства и различия» На столе на подносах лежат наборы тканевых мешочков разной геометрической формы, наполненные различными приятно и неприятно пахнущими продуктами. Воспитатель: - посмотрите, здесь лежат мешочки. -Могут ли нам подсказать наши глаза, чем они похожи? -А если мы пощупаем мешочки, что нам подскажут руки? - Чем же они различаются, посмотрите? - Какой формы мешочки вы видите?
- Найдите мешочек квадратной формы. Понюхайте его. Чем пахнет?
- Найдите мешочек треугольной формы. Чем он пахнет?
- Возьмите прямоугольный мешочек. Какой у него запах?
- Какой запах у круглого мешочка?
Что подсказал нам нос? Чем ещё различаются мешочки?
Воспитатель: - Какой запах вы предложите колобку, чтобы его никто не захотел съесть?
- Почему вы выбрали эти запахи? Если колобок будет пахнуть луком или чесноком, захотят звери его съесть?
Обращает внимание детей на экран, на котором появляется изображение скривившейся лисы. Воспитатель: Посмотрите, как скривилась лиса от этих резких запахов!
Интересно, а кто-нибудь из животных додумался так же защищаться от врагов? Вы знаете того, кто неприятно пахнет, когда ему грозит опасность? На экране появляются изображения скунса, огородного клопа.
Вот мы и совершили с вами первое превращение. Можно продолжать. Возвращаемся к нашему волшебному кругу.
Воспитатель: На волшебный круг вставай, В нужный признак попадай. Этот признак измените – Колобку вы помогите!
ФОРМА Воспитатель: - В какой признак ты попал?
- В какую сторону нужно пройти для этого? Что подсказывает стрелочка? |
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.
Дети по очереди встают на балансировочный круг и попадают резиновым колобком в одну из секций горочки-мишени. Называют направление, в какой стороне можно совершить нужное превращение, и все по дорожке идут в указанном направлении. Таким образом, каждый из детей выбивает мячом-колобком один из символов-признаков, вспоминая, какой из признаков ещё не выбивали.
Ответ ребёнка: (Я изменю запах.)
(Стрелочка показывает, что для этого нужно идти налево.)
Все дети поворачиваются налево. Слева лежит гимнастический мат. Дети по очереди выполняют упражнение «Брёвнышко»: И.п.: лёжа на спине, прямые руки подняты вверх, ладони соединены вместе над головой. Ноги прямые, носки ног вытянуты от себя. В таком положении перекатываются по мату вбок на живот, затем на спину. Ноги и руки при движении остаются прямыми. Так до конца мата.
Дети активно участвуют в обсуждении.
(Приятный, вкусный запах)
(Неприятным, невкусным)
Дети обследуют мешочки с помощью различных анализаторов, находят сходства и различия
Ответы детей: (У них одинаковый цвет)
(Они сшиты из одинаковой ткани)
(У них разная форма)
(Квадратные, круглые, прямоугольные, треугольные)
(Квадратный мешочек пахнет апельсином.)
(Треугольный мешочек пахнет чесноком.)
(У прямоугольного мешочка запах лука.)
(У круглого мешочка запах ванили.)
(У них разный запах)
Дети выбирают мешочки с неприятным запахом, аргументируют свой выбор. (Запах чеснока, лука)
(Они неприятные, резкие)
(Нет, им не нравятся резкие запахи.)
Дети радуются, смеются, глядя на лису.
Ответы детей: (Скунс, огородный клоп используют это превращение)
Дети возвращаются к балансировочному кругу, второй ребёнок встаёт на него, попадает в признак, который ещё не называли, определяет, в каком направлении нужно пойти, чтобы совершить следующее превращение. Примечание: признаки выбиваются детьми в произвольной последовательности, по желанию.
Ответы детей: (Я попал в признак формы. Мы изменим форму колобка.)
(Стрелочка подсказывает, что нужно идти налево наискосок.) |
Художественное слово Наводящие и проблемные вопросы Пояснения и дополнения воспитателя Поисковая деятельность Игровые методы ИКТ Моделирование Фантазирование Кинезиологические упражнения |
Развитые чувство равновесия, координация движений, глазомер, меткость, ловкость.
Усвоенные пространственные ориентировки
умение управлять своим телом, повышение регулирующей роли ЦНС, активизация работы мозга.
Овладение способами обследования предметов с помощью различных анализаторов.
Сформированные представления о форме, цвете.
Способность самостоятельно решать задачи, обосновывать свой выбор.
Положительное эмоциональное подкрепление результатов интеллектуальной деятельности. Готовность и дальше помогать колобку.
Осознанные знания о способе самозащиты животных с помощью неприятного запаха
|
Динамическая пауза |
Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. |
Кинезиологическое упражнение «Крокозябра» Налево наискосок проложена дорожка из гладкой ткани. Воспитатель предлагает пройти по дорожке, изменив свою форму – двигаться, как «крокозябра». |
Идут по дорожке,, выполняя упражнение «Крокозябра»: Становятся на высокие четвереньки и идут боком в сторону, переставляя поочерёдно правую руку - правую ногу, левую руку – левую ногу, проговаривая вслух: «правая, левая» |
Словесная инструкция Непосредственная помощь Напоминание о правилах Пример ребёнка
|
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Стимуляция мыслительной активности, гармонизация межполушарных связей. |
Практическая работа
|
Овладение способами творческого мышления, практическое применение знаний, навыков и умений |
Воспитатель: - Какую форму нам надо изменить? Если дети не называют «шар», воспитатель задаёт уточняющий вопрос: Колобок плоский, как круг, или объёмный? Как можно назвать такую форму? (Шар) Почему пор шар говорят, что он объёмный? (его можно обнять и ладошки не встретятся, он выпуклый) Воспитатель: В какую форму мы преобразуем колобка, чтобы его трудно было съесть, подскажут нам эти полянки.
«Построй фигуру» Дети стоят перед столом, на котором разложены ТИКО-фигуры разной формы, размера и цвета. Рядом вразброс стоят подносы с такими же фигурами. - Эти 2 полянки какой формы? - Если квадраты собрать в объёмную фигуру, что получится?
- Какой формы эти 2 полянки? - Какая объёмная фигура получится из треугольников?
- А эта полянка какой формы? Какую объёмную фигуру можно построить из прямоугольников?
На экране появляются геометрические фигуры и объёмные тела, которые можно из них построить.
Давайте скорее преобразуем форму нашего колобка. Вставайте возле полянок, выбирайте поднос с теми фигурами, которые вам понадобятся на этой полянке и начинайте работать.
Воспитатель при необходимости оказывает помощь, беседует с детьми, которые уже закончили постройку. Воспитатель: - Какая фигура у тебя получилась? - А ты какую фигуру выполнил?
- Как же так получается: у вас фигуры называются одинаково, а выглядят по-разному? Почему у них одно название?
Что ещё у них разное?
Точно так же обговариваются кубы разного размера и параллелепипед.
Игра «Хорошо-плохо» Воспитатель: - Как вы думаете, хорошо ли будет колобку, когда он перестанет походить на шар? Что в этом хорошего?
- Кому ещё это хорошо?
- Кому может быть плохо то, что колобок изменил форму и чем это плохо?
Обращает внимание детей на экран с изображением лисы, напряжённо ожидающей чего-то. Воспитатель: Посмотрите, лиса ждёт-пождёт колобка, а он никуда и не укатился! Вот какое замечательное превращение у нас получилось!
Кто знает животных, которые тоже используют такое же превращение - меняют форму, чтобы их не съели?
Показывает иллюстрации животных на экране.
ДЕЙСТВИЕ Воспитатель: - Какой признак ты будешь изменять? - В какую сторону нужно пройти для этого? Что подсказывает стрелочка?
Динамическая пауза «Перепрыгни-не задень» Воспитатель напоминает, что перепрыгивать нужно, отталкиваясь двумя ногами.
Воспитатель: - какие действия может выполнять колобок?
- Какому новому действию мы его научим, чтобы он мог спастись от зверей?
Опыт с воздушным шариком и мячом. Воспитатель надувает шар и отпускает его, предлагая детям поймать её колобка. Затем отбивает о пол мяч. Дети ловят. Воспитатель: - Когда тяжелее было поймать: когда летал или прыгал? - Как вы считаете, как колобку легче будет спастись от лесных зверей?
На экране – изображение лисы, поднявшей морду вверх. Воспитатель: Видите, как лиса смотрит снизу на колобка, а достать не может! Ещё одно замечательное превращение у нас получилось! Кто из животных также спасается от врагов? Показывает на экране названных животных.
РАЗМЕР Воспитатель: - Какой признак ты будешь изменять? - В какую сторону нужно пройти для этого? Что подсказывает стрелочка?
Кинезиологическое упражнение «Скрёстные шаги» в сочетании с дыхательной гимнастикой по А.Н. Стрельниковой: «Вдохи-шаги» «Нюхайте воздух!» Воспитатель даёт инструкции, следит за техникой выполнения. В конце дорожки разбрызгивает из пульверизатора взвесь воды с пихтовым маслом. Предлагает детям принюхаться и угадать, чем пахнет.
Воспитатель: - Почему лисе удобно есть колобка, какой он по размеру?
- Как это изменить?
- Может, попробуем его накачать, как воздушный шарик? Накачивать будем столько раз, сколько точек вы видите на карточке.
Дыхательное упражнение «Насос» (по Стрельниковой) Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. Частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Вдыхают носом в конечной фазе наклона.
Воспитатель показывает карточку с 3-мя, 4-мя, 5-ю точками, дети должны столько же раз наклониться.
Воспитатель: - Покажите, каким же стал наш колобок?
- Как же нам теперь его называть, такого огромного?
- Сможет теперь лиса съесть нашего толстячка? На экране появляется изображение лисы с широко разинутой пастью.
- Ну а в природе кто придумал такое же превращение? Кто меняет размер при опасности? На экране показывает изображение животных.
РЕЛЬЕФ Воспитатель: - Какой признак ты будешь изменять? - В какую сторону нужно пройти для этого? Что подсказывает стрелочка?
Тактильная дорожка Дыхательное упражнение «Вдохи-шаги»
Воспитатель: - Какой рельеф у колобка сейчас? - Как можно его изменить, чтобы колобка нельзя было съесть?
Упражнение «Узнай цифру» Воспитатель: вам нужно подарить колобку столько иголок, сколько написано рядом с вашим колобком. У кого написана цифра 1? Сколько иголок ты сделаешь колобку? У кого цифра 2? 3? 4? 5? Сколько иголок будет у ваших колобков?
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, спрашивает, сколько иголок подарил колобку тот или другой ребёнок. При затруднении помогает отсчитать нужное количество зубочисток. Тем детям, которые уже закончили работу, воспитатель выдаёт массажные шарики су-джок.
Воспитатель: Ну а кто знает животных, которые так же защищаются с помощью особого рельефа? Показывает на экране изображения животных.
Воспитатель: Ещё одно превращение мы осуществили. Вот какой колючий получился наш колобок. Ну и напугал он лису своими колючками! На экране – изображение испуганной лисы с прижатыми ушами.
Но мы всё-таки погладим его, попросим вернуться к бабушке.
|
Дети подходят к столу с геометрическими ТИКО-фигурами, отвечают на вопросы: (Колобок в форме шара)
(квадратные)
(куб).
(Они треугольные).
(Пирамида)
(Она прямоугольная)
(Параллелепипед)
Дети находят подходящие подносы и конструируют объёмные фигуры, различающиеся формой и размером.
(Пирамида.)
(Пирамиду)
Дети высказывают своё мнение и доказывают его правильность. (Потому, что они обе сделаны из треугольников, только разного размера)
(У них разный цвет: маленькая пирамида голубая, а большая пирамида белая).
Дети высказывают свои предположения, фантазируют.
(острые углы могут поцарапать лису или других зверей, которые захотят его съесть; на колобок можно будет что-нибудь ставить, как на полку; его удобно разрезать, делить на равные части: в большом колобке-кубе можно что-нибудь хранить).
(Бабушке будет хорошо: колобок не укатится и в хозяйстве пригодится)
(Лисе, потому что она останется голодной, самому колобку, так как колобок больше не сможет катиться, не увидит ничего, кроме бабушкиного дома). Дети проверяют на практике, хорошо ли катятся куб, параллелепипед и пирамида, делают выводы.
Дети эмоционально откликаются на ситуацию.
(Бабочка складывает крылья и становится незаметной, плоской, осьминог может шарообразную форму менять на плоскую, если залегает на дне, а может сужаться и пролезать в маленькие щелочки, ёж сворачивается в клубок).
Все возвращаются к балансировочному кругу и следующий ребёнок попадает в очередной признак.
Ответ ребёнка: (Я изменю действия колобка.)
(Стрелочка показывает, что нужно пойти прямо.)
Дети проходят по следующей дорожке: перепрыгивают через мягкие модули.
(Колобок может катиться, лежать, спрыгивать, петь песни)
(Можно научить его улетать от врагов или высоко подпрыгивать во время опасности)
Дети пытаются поймать мяч и воздушный шар. Сравнивают, что тяжелее поймать. Делают вывод, что колобку лучше улетать от лисы и других зверей, обосновывают свой вывод:
(Ни лиса, ни другие звери летать не умеют, они останутся внизу, поэтому лучше, чтобы колобок умел взлетать наверх при опасности.)
Дети смотрят на экран, проявляют свои радостные эмоции.
(птицы, насекомые улетают от врага, а лягушки, зайцы, антилопы, кузнечики научились высоко прыгать)
Все возвращаются к балансировочному кругу и следующий ребёнок попадает в очередной признак.
Ответ ребёнка: (Я изменю размер колобка.)
(Для этого пойдём направо наискосок.) Дети проходят скрестным шагом по дорожке, построенной из ТИКО-конструктора, держа руки на поясе. Выполняют упражнение «Вдохи-шаги» - На каждый шаг делают энергичный вдох через нос, как будто шмыгают носом. Выдох происходит непроизвольно через полуоткрытый рот. В конце дорожки выполняют упражнение «Нюхайте воздух!» - Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Делают короткие, резкие, шумные вдохи. Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются.
Ответы детей: (Лисе удобно съесть колобка, потому что он маленький, хорошо помещается в рот к лисе) (Нужно сделать так, чтобы колобок не помещался в рот лисе и остальным зверям. Он должен становиться огромным, когда его хотят съесть)
Дети принимают учебную задачу, внимательно смотрят на карточки, выполняют дыхательные упражнения по инструкции: делают 2, 3, 4 наклона подряд.
Отвечают на вопросы воспитателя, показывают жестами, какой огромный стал колобок, придумывают ему прозвище. (Колобок стал большим, огромным)
(Колобок-толстячок)
(Нет, она не может так широко раскрыть пасть)
Дети смеются, радуются.
Ответы детей: (Пищащая жаба, рыба-ёж надуваются при опасности, мексиканская гусеница раздувает свою голову и становится похожа на змею)
Опять возвращаются к балансировочному кругу и следующий ребёнок попадает в очередной признак.
Ответ ребёнка: (Я изменю рельеф колобка.)
(Стрелочка показывает, что нужно идти направо.)
Дети идут по жёстким и мягким тактильным резиновым коврикам, выполняя вдохи-шаги (по Стрельниковой). делая вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох.
Ответы детей: (ровный, гладкий)
(Можно сделать его колючим, тогда звери уколются и не захотят съесть колобка).
Дети принимают учебную задачу, называют цифры, отсчитывают нужное количество зубочисток. Дети вставляют в шары из пластилина такое количество зубочисток, какая цифра написана рядом, отвечают на вопросы воспитателя.
Вслед за воспитателем катают массажные шарики по ладони вперёд-назад, затем по кругу, продолжая беседу с воспитателем.
Ответы детей: (Ёж и дикобраз защищаются колючками, есть гусеницы, которые защищаются с помощью волосков)
Дети просят колобка вернуться к бабушке, рассказывают, что она очень беспокоится. |
ИКТ - Презентация Моделирование Беседа, обсуждение. Фронтальная деятельность, Индивидуально-коллективная работа Экспериментирование Наводящие и проблемные вопросы Пояснения и дополнения воспитателя Поисковая деятельность Игровые методы Фантазирование Кинезиологические упражнения Дыхательные упражнения Метод сенсорной интеграции: ароматерапия, тактильные дорожки, су-джок-терапия |
Осознание и принятие очередной учебной задачи.
Развитое пространственное мышление
Усвоенные представления об объёмных телах.
Овладение практическим навыком скрепления ТИКО-деталей при построении объёмной фигуры
Умение высказывать и отстаивать своё мнение
Появление диалектического мышления
Осознанные знания о способе самозащиты животных с помощью изменения формы.
Развитие ловкости, Умение выполнять прыжки вперёд на двух ногах
Появление познавательного интереса. Умение самостоятельно делать выводы.
Осознанные знания о способе самозащиты животных с помощью изменения действия.
Развитие межполушарного взаимодействия, сбалансированная работа обоих полушарий, контроль над своими действиями. Насыщение организма кислородом.
Владение техникой выполнения дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой.
Умение определять количество точек без пересчёта.
Активизация воображения, творческого потенциала детей.
Сформированные знания о способе самозащиты животных с помощью изменения размера.
Развитие тактильных ощущений,
Ориентировка в цифрах и соотнесение их с реальным количеством предметов.
Активизация биологически активных точек на ладонях. Развитие тактильных ощущений
Сформированные знания о способе самозащиты животных с помощью особого рельефа.
Развитие эмпатии. |
Заключительный этап. Рефлексия.
|
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. |
Воспитатель: Ребята, вы довольны тем, что мы сделали? Какой поступок мы совершили? - Кто ещё доволен нашими превращениями? - А есть те, кто недоволен? -Почему они недовольны? Давайте им пообещаем, что постараемся вкусно накормить их, пусть они не расстраиваются! А теперь давайте с вами положим наших колючих колобков, встанем в круг, сложим ладошки друг на друга в столбик и скажем: мы молодцы! И, конечно, поспешим к бабушке, обрадуем её!
Бабушка радуется, благодарит детей и угощает их румяными булочками. |
Дети отвечают на вопросы:
(Хороший, добрый)
(Колобок, бабушка, дедушка) (Недовольна Лиса, звери) (Они остались голодными)
Дети встают в круг, подают друг другу руки, хором проговаривают: «Мы- молодцы!»
Дети возвращаются к бабушке, рассказывают ей, что теперь её колобка никто не съест, потому что мы научили его превращаться. Объясняют, какие превращения с ним произошли, какие признаки мы изменили. |
Беседа Социально-коммуникативная игра Сюрпризный момент |
Сформированность элементарных навыков самооценки.
Развитие эмпатии, умение понимать чувства других
Осознание себя как полноправного участника творческого процесса.
Активизация усвоенных знаний. |
Desteni