12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Бурко18

Применение игровых технологий на уроке химии в 8-м классе.

В данной методической разработке приводится иллюстрация того, как применение игровых технологий может влиять на повышение мотивации учащихся к предмету, выработке ответственного поведения, снятие эмоционального напряжения в процессе учебы. Игровые элементы включаются прямо в учебный процесс–игра становится частью урока. Основная цель таких занятий добиться того, чтобы обучение для ребенка стало не гнетущей необходимостью усвоить программу, а интересным способом получить знания о мире вокруг.

Текст публикации.
В 8 классе средней школы обучающиеся начинают изучение нового предмета химия, который на первый взгляд является довольно сложным для усвоения в рамках времени, отводимого программой образовательного учреждения. Но используя игровые технологии для изучения данного предмета, можно достигнуть более глубокого понимания.

В начале учебного года, когда обучающиеся на первом уроке знакомятся с техникой безопасного поведения в кабинете, происходит введение такого понятия как гидроксиды и кислоты, совершенно непонятного для детей, впервые столкнувшихся с химией. Как правило, обучающиеся имеют представления о таких элементах как кислород, водород (с которыми ученики познакомились на уроках природоведения) и азот ( изучение проходило на уроках биологии), и имея уже такие знания, мы предлагаем обратиться к таблице, которая висит перед всем классом ( Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева) и найти эти три элемента. У детей возникает интерес, потому что начинается игра, в ходе которой ребята видят новые слова (углерод, натрий, гелий (всем знаком, потому что им надувают воздушные шары)), и проявляется живая заинтересованность и много вопросов по типу: «А что это?».

В этот момент можно предложить детям выбрать любой элемент с номерами от 1 до 30 (в зависимости от количества человек в классе). Каждый обучающийся получает бэйдж с выбранным элементом, на котором обозначен химический символ, название, порядковый номер и относительная атомная масса выбранного химического элемента.

В дальнейшем, при изучении любой темы в классе будут ученики-элементы, которые будут «наглядно демонстрировать» различные процессы. Например, на первом же уроке, при изучении правил техники безопасности, на столе у учителя стоят следующие вещества: серная кислота, соляная кислота, азотная кислота, гидроксид натрия, гидроксид лития – все соединения являются опасными веществами. И на первом же уроке уже можно затронуть тему «Кислоты» и «Щелочи», которая по тематическому планированию будет изучаться только в январе. Обучающимся предлагается разделиться на две команды (у элементов металлов – бэйдж синего цвета, у неметаллов – зеленого, согласно цветовой гамме таблицы Д.И.Менделеева, помещенной на форзаце учебника для 8 классов под редакцией Рудзитиса), дети сами решают по какому принципу будет происходить разделение, учитель только предлагает открыть периодическую таблицу химических элементов в учебнике. Как только класс поделился на две команды, учитель, поднимая сосуд с соляной кислотой, на которой написано HCl – соляная кислота, просит детей найти в таблице элементы, которые указаны на этикетке: водород и хлор. После выполнения задания, к доске выходят ребята, которые выбрали себе элементы водород и хлор, в том порядке, в каком элементы помещены в названии вещества на этикетке сосуда с кислотой и каждый из учеников пишет знак своего химического элемента на доске, таким образом на доске появляется химическая формула первого вещества с которым познакомился класс – соляной кислотой. Затем команды выдвигают свои «элементы» для написания следующих веществ: серная и азотная кислоты, гидроксиды лития и натрия. Как только на доске появятся пять названий различных веществ, классу предлагается разделить эти вещества на два класса и попробовать назвать полученные группы веществ (кислоты и гидроксиды). После правильного выполнения задания, обучающимся предлагается найти различия и схожесть в составе веществ каждого класса. Например, ребята заметили, что когда речь шла о кислотах, к доске обязательно выходил «водород» и всегда был на первом месте, тогда как другие элементы не все участвовали в написании формул на доске, два раза к доске выходил «кислород», а «азот», «хлор» и «сера» - по одному разу, в этом классе не участвовали игроки из команды «Металлы». В классе «гидроксиды» на первом месте всегда находится атом из команды «Металлы», в состав каждого вещества из класса «гидроксиды» входит парочка друзей «кислород» и «водород». Заканчивая урок, на доске выписываются основные схемы урока: «опасные вещества», «кислоты», «гидроксиды». Таким образом дети находятся в постоянном движении на уроке, не только при изучении техники безопасности, но и в дальнейшем, при изучении каждой темы, например, в теме «Периодическая таблица» дети делятся на группы элементов «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», «галогены» и т.д. При раздаче химических элементов в начале учебного года открывается большое количество вариантов проведения различных игр и театральных постановок на уроках химии.


Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 24.08.20 в 07:13 0Ответить Пожаловаться
Такие образовательно-игровые приемы делают уроки незабываемыми. Благодарю, Наталья, за трансляцию опыта работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.