Статья «Применение игровых технологий для развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Пояснительная записка к презентации
«Применение игровых технологий для развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Я хочу представить вашему вниманию обобщенный профессиональный опыт моей педагогической деятельности. Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта: внедрение новых ФГОС, изучение опыта коллег, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта (слайд 1).
Работая с детьми начальной школы, столкнулась с такой проблемой: у ребят снижены мотивация и интерес к предмету. Проведенная мной диагностика дала неутешительные результаты (успеваемость 100%, качество знаний 38%.)
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Передо мной встал вопрос: как увлечь их учебным процессом, заинтересовать в получении знаний, заставить каждого ребенка поверить в свои силы.
Используя различные методы, остановилась на игровом взаимодействии детей на уроках математики.
Это дало мне возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности. А детям возможность получать знания в интересной и привычной для них форме, потому что дети такого возраста очень любят играть.
На основе возникшей проблемы и её решения возникла моя методическая тема «Применение игровых технологий для развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики».
Цель: формирование познавательного интереса младших школьников к урокам математики посредством применения игровых технологий
Задачи:
1.изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2. создать систему уроков, разработанных в игровой технологии
3.Определить роль и место дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся.
4.изучить эффективность применяемых дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся (слайд 2).
Актуальность игровых технологий, прописанных в стандартах нового поколения ФГОС, в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации.
А игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения (слайд 3).
Моя тема основана на учениях известных психологов, педагогов –дидактов.
Различные подходы к организации учебного процесса с применением дидактических игр исследовали В.Г.Коваленко, А.Н.Леонтьев, В.А.Крутецкий, Л.М.Фридман, Г.И.Щукина, Л.В.Моисеева, Д.Б.Эльконин и др. Проблема использования игр в обучении анализировалась многими зарубежными и отечественными педагогами и психологами, которые определили психологические основы дидактических игр (А.А.Вербицкий ). По определению А.Н.Леонтьева, «игра характеризуется тем, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе» (слайд 4).
Свою педагогическую деятельность выстроила на опыте данных педагогов, что позволили мне сделать вывод о том, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась.
Почему в своей работе я большое внимание уделяю игровым технологиям?
Работая в школе много лет, сегодня могу сказать, что результативность учебного процесса в начальной школе зависит от того, насколько правильно используем игровую технологию. Считаю, что игру можно использовать как: элементы какой то технологии, когда игровые технологии позволяют освоить какие то понятия, темы и даже разделы учебного предмета, фрагменты игры при изучении нового материала и как технологии внеклассной работы ( слайд5).
Роль игры в учебном процессе.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены (слайд 6).
Новизна опыта состоит в системном использовании дидактической игры на разных этапах урока математики для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях реализации УМК « Школа России» и интерес в учебный процесс.
Применение игр на разных этапах урока: изучение нового материала, формирование умений и навыков, повторение и закрепление знаний, проверка знаний и умений, обобщение знаний (слайд 7).
Роль педагога в проведении игр.
В учебной игре педагог является организатором самостоятельного учебного познания учащихся. Взаимодействие младших школьников с учебным материалом, с учителем и одноклассниками строится как учебно-познавательное, при котором учитель является не просто источником информации, а организующим началом в создании познавательного интереса к материалу урока. Особенно это актуально для тех случаев, когда игровые технологии используются как метод в изучении нового материала (слайд 8).
Уроки, пронизанные элементами игры, значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации придерживаюсь следующих требований:
1.Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.
2.Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.
3.Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
4.Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
5.В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
6.Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль (слайд9).
Используя на уроках дидактические игры, решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.
В своей деятельности практикую такие виды игр: игры-упражнения, игры- путешествия, игры- соревнования. Ученикам нравятся такие игры:
«Засели домики», «Укрась елочку шарами», «Составь букет».
Есть игры, которые ребятам особенно нравятся, вызывают большой интерес. В результате их использования материал усваивается легко и просто.
Это игры « Молчанка», « Эстафета», «Магические квадраты», «Составь поезд», «Круговые примеры», «Найди пару». Незаметно для детей они помогают отрабатывать вычислительные навыки.
(слайд 10).
Результат диагностики.
По итогам мониторинга и диагностики учебной деятельности учащихся и отношения к учебе и развития творческих способностей при использовании игры формируются такие качества как:
а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) умение слушать друг друга;
г) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей;
е) самовыражение, самоутверждение (слайд 11-12).
На уроках я использую динамические паузы и различные гимнастики (пальчиковая, дыхательная, релаксация для глаз (слайд 13).
Игра – это технология, которая признана здоровьесберегающей. Для меня важно сохранение здоровья детей во время процесса обучения, поэтому провожу с детьми мероприятия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.
Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А. Сухомлинский. О здоровье высказывались также Артур Шопенгауэр, Ж. Жабаев, П.К. Иванов.
(слайд 14).
На сегодняшний день я могу подвести итоги своей деятельности:
Повысилась познавательная активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
Появилась уверенность в своих силах
Учащиеся стали активно участвовать в олимпиадах и конкурсах
(слайд 15)
Выводы:
При применении игровых технологий увеличилось количество учеников, у которых повысился познавательный интерес, качество знаний. Игра на уроках математики помогает:
приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
обеспечивать моментальную обратную связь;
повышать интенсивность учебного процесса;
воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
сделать урок нестандартным и привлекательным для ученика обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.
давать разноуровневые задания, задания для групповой работы.
Игра создает ситуацию успеха. Именно в игре дети познают жизнь.
(слайд 16).
Выбирая профессию учитель, я шла к этому осознанно. Я знала, что потребуется немало сил и упорства. Но у меня есть главное - любовь к детям. И я готова отдать им свое сердце! Надеюсь многого достичь в своей профессии. (слайд 17)
Литература:
1. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
2. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А. Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.
3. Блинова Т. Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе : Екатеринбург, 2003, - С. 180
4. Газман О.С. В школу – с игрой. ∕ С.О. Газман.-М.: Просвещение, 2001– 193 с.
5. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах: Москва 2003, - С. 173
6. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры //Начальная школа -2006.,-№5.,-С.30-31
Диженина Наталья Алексеевна
Диженина Наталья Алексеевна
Ольга Владимировна
Сафонова Елена Валерьевна
Гришина Татьяна Анатольевна