Применение игровой технологии на уроках родного (осетинского) языка для повышения мотивации обучения

2
0
Материал опубликован 29 May 2022

Обобщение опыта педагогической деятельности

учителя осетинского языка и литературы

Годзоевой Анжелы Александровны на тему:

«Применение игровой технологии на уроках родного (осетинского) языка

для повышения мотивации обучения»

«Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.Сухомлинский.

Человек славен трудом. «Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величествен он сам, тем продуктивнее, красивее его работа».

За время педагогической деятельности Анжела Александровна зарекомендовала себя методически грамотным, творчески работающим, теоретически знающим специалистом. Хорошо знает и любит свой предмет, применяет на своих уроках новые педагогические технологии обучения.

Преданная любовь к родной земле, к родному языку, верность учительскому долгу- учительское кредо Анжелы Александровны.

Осетинский язык и литература являются важными предметами для эстетического воспитания учащихся. На уроках осетинского языка и литературы приходится много размышлять, думать, сопоставлять, а также усиленно вкладывать свои знания и умения.

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Северо-Осетинское Республиканское Общественное движение «Иудзинад» проводит ежегодно смотры-конкурсы. Учащиеся Анжелы Александровны принимают участие и становятся победителями и призерами. Такого рода активность является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. С помощью устной или письменной речи люди общаются постоянно. Задача учителя – сделать эту речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен! Но как сделать стандартный урок осетинского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка? Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно эти технологии использует Анжела Александровна на уроках осетинского языка. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

Целью работы Анжелы Александровны является обобщение опыта по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода. Работая над этой темой, она раскрывает особенности педагогических игр,

показывает возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;

определяет, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;

В своей работе она доказывает, что игровые технологии на уроках осетинского языка и литературы способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

К данной теме она обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к учебной деятельности, а в частности, к преподаваемым предметом. Современных детей больше интересуют компьютеры, а значит, что рассуждать и производить мозговые операции для них уже не совсем актуально. Пересмотрев ряд технологий, Анжела Александровна остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках и привлекают детей к расширенному рассуждению на уроке.

Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Игровые технологии Анжела Александровна использует как в 5- 7-х классах. Как учитель осетинского языка и литературы приходится почти каждый день решать задачу: как заинтересовать ребят? Как сделать так, чтобы уроки не проходили однообразно и скучно? Для нее важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки – путешествия. Разумно и уместно использует подобного рода уроки наряду с традиционными формами, Анжела Александровна увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока дети говорят: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно не только в среднем звене, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.

По определению, игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

активизация познавательного интереса;

развитие коммуникабельности;

создание условий для творческого самовыражения;

развитие памяти, внимания, мышления, воображения

создание позитивного психологического климата в коллективе.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов лингвистики.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

· Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

· В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

· Как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно–познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

«Запятые, не теряйтесь!» (Къадзыгта,ма дзагъал канут)

Дан текст без запятых. Решить пунктуационные задачи. Игра «Расшифруй текст» (Райхал текст)

Например, весь текст состоит из фразеологизмов, слов с ошибками.

2. Игры-путешествия. (Хъазтыта-балцы) Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

«Путешествие»

Во время проведения уроков –путешествий необходимо придумать названия географических объектов с интересными названиями.

Игра «Верю-не верю» (Аууандын-не ууандын).

Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».

3. Игры-соревнования (Хъазтыта-ерыста). Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

«Стихотворный бой»

Такую игру можно провести на уроке литературы, когда пройдена тема лирики, и класс уже освоил несколько произведений поэзии того или иного поэта. Правила игры просты: команды друг другу по очереди рассказывают по стихотворению, проиграла та команда, чей участник не смог вспомнить стихотворные строки.

«Эстафета восторга» (Цины эстафета) Хорошо подходит при изучении глагола. Используя данные глаголы, обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения.

Условие: для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Вместо глаголов можно подставить существительные или прилагательные.

«Найди пару» (Ссар къай)

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное. Побеждает та команда, которая соберет больше предложений.

При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным, справедливым.

Какова же роль учителя в дидактической игре? Учитель подготавливает игру- выбор игровой формы, ставит дидактическую задачу, создает необходимый дидактический материал, подготавливает учащихся. Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Учитель оценивает результат игры, всегда является показателем уровня достижений обучающихся или в усвоении знаний или в их применении. Анжела Александровна оценивает степень интереса к игре. Если он ослабевает, то предпринимаются действия, ведущие к смене обстановки - вплоть до прекращения игры.

Дидактические игры, даже не внося ничего нового в знания школьников, приносят большую пользу тем, что учат применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. Ребятам будет интереснее на таком уроке, где им предоставляется возможность работать, высказываться, участвовать в учебном процессе как можно активнее. С помощью разнообразных технологий, применяемых Анжелой Александровной на уроках осетинского языка и литературы, у ребят формируется интерес к предметам, а отсюда и желание получить как можно больше знаний.



Прежде всего Анжела Александровна старается зарядить ребят собственной увлеченностью. Основной целью в своей работе она считает воспитание подрастающего поколения в духе любви и уважения к родному языку, к обычаям, традициям и культуре нашего народа.

Каждый из уроков родного языка незримо ведет детей по ступенькам знаний, духовно обогащает, приносит радость; ученики ощущают свое продвижение вперед, чувствуют, как с каждым уроком родной язык становится им ближе, понятнее.

Основными принципами таких уроков можно считать:

-отказ от шаблона в организации урока;

-не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

-вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

-педагогически целесообразная дифференциация учеников по учебным возможностям, способностям и интересам;

-развитие функции общения на уроке для обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию;

-использование оценки не только для подведения результата работы на уроке, а как стимулирующего средства.

Игровые формы работы учитель использует как элемент урока, т.к. они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела осетинского языка, а также в игровой форме контролирует знания учащихся в конце учебного занятия. В игровой форме проходят и целые уроки (урок-путешествие, урок-КВН, урок викторина и т.д.), которые особенно интересны при обобщении изученного материала.

Актуальность опыта по применению игровой технологии

Цель опыта по применению игровой технологии: «Формирование и развитие знаний, умений и навыков посредством использования игровой технологии; умение применять их в практической деятельности».

Задачи педагогической деятельности:

сформировать знания, умения и навыки и научить применять их на практике;

активизировать познавательный интерес учащихся;

сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала.

способствовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения;

создать условия для творческого самовыражения;

создать позитивный психологический климат в коллективе;

Описание опыта по применению игровой технологии

Как же использовать элементы игровой технологии во время проведения урока осетинского языка? Есть великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

-соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; -доступность для учащихся данного возраста; -умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:

-ролевые игры на уроке (инсценирование);

- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок - КВН);

-игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

-использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

-различные виды внеклассной работы по родному языку (лингвистический КВН, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

При обобщении раздела «Лексика» в 5 классе провела урок –путешествие «Уазæгуаты лексикамæ». Такие уроки очень нравятся ребятам и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала, т.к. количество часов весьма ограничено.




1. Подобрать синонимы к данным словам

Лœвœрд дзырдтœн сœ синонимтœ зœгъут

Хорз-

Æгъдауджын-

Хæрзиуæг-

Дымгæ-



2. Фразеологизмы заменить синонимами

Фразеологон дзырдбœстытœ баивын синонимтœй

Сæрыл дзурын-

Фæрсчытæ анымайын-

Дæндæгтæ аразын-



3. Работа по картинке. Написать антонимы

t1653815649aa.jpg


4.Æрæмбырд кæн дамгъæтæ:

С къ дз а

о а л у



Зæгъ къуырийы бонтæ иронау:

Понедельник- четверг-

Пятница- Вторник-

Среда- суббота-



Работа с текстом. Заменить выделенные слова антонимами. Составить и записать новый текст. Озаглавить его.

Ралœууыд фæззæг. Бонтœ фæуазалдæр дœр сты. Хур æххæст нал тавы. Мœргътœ фæтахтысты хъарм бœстœмœ. Кœрдœг фœбур. Бœлœстœ фæривæд кæнынц. Адœм сœ фæззыгон куыстытœ кœнынмœ бавнœлдтой.

Такой урок помогает не только усвоить данную тему, но и обогатить речь учащихся, расширить их кругозор.

2



Результативность и эффективность опыта по применению игровых технологий

Выделяются три фактора успешности этой системы: эффективность, продуктивность и результативность.

Показателями эффективности применения игровых технологий являются:

-творческий характер совместной деятельности учителя и учеников, позитивное отношение учащихся к изучаемому предмету, оптимальный психологический климат на уроках осетинского языка. Продуктивность подтверждается позитивными результатами исследований удовлетворенности учащихся и их родителей условиями и качеством обучения родному языку.

Показателями результативности игровых технологий являются:

-уровень качества знаний учащихся по родному языку; развитие речевой деятельности учащихся; повышение уровня учебно-познавательной мотивации.

Заключение

Анализируя результаты уроков, на которых проводились игровые технологии, можно сделать вывод о том, что игровые технологии положительно влияют на повышение знаний родного языка. Игровые технологии, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Игровые технологии на уроках родного языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.

В процессе игры воспитываются и нравственные качества, развиваются коммуникативные способности.

Таким образом, использование игровых технологий на уроках осетинского языка повышает интерес учащихся к родному языку и способствует более качественному усвоению знаний.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации