Статья на тему «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы»
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы
(из опыта работы).
На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии занимают все большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность (большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на нее очень важно в обучении). Как это ни парадоксально, но именно бездушная машина может по-настоящему оживить такой предмет, как литература, который пока является не самым привлекательным для наших студентов. Вполне понятно, что увлечь ребят лучше самого педагога не получится ни у кого, а помочь в этом преподавателю должна машина. Плоды такого сотрудничества – это слайды с объяснением новой темы, тренировочные тесты, презентации по творчеству поэтов и писателей, литературные игры…Практика проведения уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации обучающихся, развитию внимания и памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40— 50 %. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
Значительно облегчает работу преподавателя и обучающихся применение мультимедиа. В своей практике я применяю различные электронные мультимедийные пособия.
Во-первых, это электронные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы, тесты. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность обучающихся.
Часто при подготовке домашнего задания студенты самостоятельно используют электронное учебное издание «Библиотека школьника», в котором представлено 455 литературных произведений.
Во-вторых, на разных этапах уроков литературы использую электронное сопровождение в виде презентации. Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления, используемая преподавателем на уроке и требующая его комментариев и дополнений. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. С помощью презентаций преподавателю предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока.
На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, красочных таблиц, иллюстраций к произведениям. А урок обобщения по какому-либо произведению может превратиться в увлекательную игру.
В-третьих, неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, интерактивные таблицы. Пособие знакомит с пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно-орфографической работе. На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов.
На своих уроках я использую информационно-коммуникационные технологии, что позволяет повысить качество учебного процесса, но это требует кропотливой совместной деятельности преподавателя и обучающихся.
Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти, мобилизовать внимание ребят, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.
Так, например, совместно с обучающимися был подготовлен учебный проект «Строки, опаленные войной…». В процессе работы ребята познакомились с поэтами периода Великой Отечественной войны. Выполняя задания, приобрели опыт исследовательской деятельности, расширили и совершенствовали свои знания по данной теме. Работа в группах шла по индивидуальному плану. Результаты работы были оформлены в виде презентаций, буклетов. Эти занятия помогли студентам понять чувства, настроения, отражённые в творчестве поэтов периода Великой Отечественной войны. После завершения работы над проектом проводился урок-защита проекта, где заслушивались выступления. И как итог, все участники оценили значимость подобного мероприятия и проделанной работы.
Понимая особенности современных студентов, я стала использовать компьютер как активное средство обучения. Как бы интересно и захватывающе не был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал преподаватель, изучение художественного мира писателей лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта.
Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению предмета. Использование данных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет:
- отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;
- отслеживается динамика овладения способами обработки информации;
- повышается интенсивность мыслительной деятельности;
- развивается и проверяется скорость и качество мыслительных операций;
- происходит формирование информационной, коммуникативной компетенций;
- повышается мотивация, так как обучающиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий;
- происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные,
так и общеучебные навыки.
Мною использовались следующие ИКТ: компьютерное тестирование, разработаны серии уроков или фрагменты к ним по литературе в программе Power Point. Использование умений работать на компьютере при проведении интегрированных уроков, проектов, интеллектуальных марафонов, способствует созданию ситуации успеха у моих студентов, повышает их мотивацию.
Остановлюсь на применении презентаций на литературе. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Презентации использую как на отдельных этапах урока, так и для связи занятия в единое целое. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации. Конечно, подготовка к уроку с применением презентации требует много времени. Но есть и преимущества в проведении таких уроков: у студентов повышаются интерес и мотивация к изучению предмета.
Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема профессионального образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы студентов.
Моя главная задача – помочь каждому обучающемуся осознать свою значимость, не потеряться, утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.
Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым студенту необходимо быстро адаптироваться, что способствует повышению учебной и творческой мотивации.