12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарун Елена Викторовна31
Россия, Краснодарский край, Краснодар
6

Доклад «Техники визуализации на уроках русского языка и литературы средствами информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы)»

Техники визуализации на уроках русского языка и литературы

средствами информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы).

 

Шарун Е. В.,

учитель русского языка и литературы,

МАОУ СОШ № 11, Краснодарский край, г. Краснодар

 

Если мы будем учить сегодня так,

                                                                                         как сегодня, мы украдём у

                                                                                         наших детей завтра.

Дж. Дьюи

 

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Задача педагога – обеспечить восприятие огромного количества  информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свёртывать и развёртывать информацию.

Визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на зрительный образ. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным.

Визуализация помогает уплотнить учебную информацию, большой объем информации скомпоновать в маленькую блок-схему, увидеть причинно-следственные связи, создать зрительную модель.

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и т.д. С развитием информационно-коммуникационных технологий появляются новые средства визуализаци: скрайбинг, инфографика, плейкаст, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные презентации и др. Их задача - представить и структурировать основной учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.

Использование сервисов Web2.0 является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок. Применяя современные интернет-сервисы, педагог в полной мере может реализовать в образовательном процессе интерактивные технологии, технологии опережающего обучения, мобильного обучения, игровые технологии.

В своей педагогической практике на уроках русского языка и литературы я использую следующие сервисы визуализации Web2.0: сервисы по созданию облака слов: http://www.tagxedo.com http://tagul.com http://worditout.com http://wordcloud.pagemon.net http://www.imagechef.com сервисы по созданию интеллект-карт: http:// wwwMindomo.com https://www.spiderscribe.net/app/ https://www.xmind.net сервисы по созданию схем и диаграмм: https://cacoo.com/ сервисы по созданию ленты времени: http://time.graphics/ru/ https://www.timetoast.com http://www.dipity.com

Кластер (кисть, гроздь) - графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. А также позволяет охватить большое количество информации, вовлекая всех участников коллектива в обучающий процесс.

Урок русского языка. 7 класс. «Наречие как часть речи».

Групповая работа (отчёт о проделанной работе: представление, защита, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения). К кластеру можно вернуться в конце урока, дополнив его.

t1625649949aa.jpg

Интеллект-карта или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте.

Урок литературы. 9 класс.

Основные этапы жизни и творчества Ф. М. Достоевского.

t1625649949ab.png

Урок русского языка. 10 класс.

Морфологическая разминка (повторение изученного материала об имени существительном как части речи).

t1625649949ac.png

Облако слов - эта форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.

Задания, созданные в виде «облака» можно применять на уроках подготовки к ЕГЭ по литературе и русскому языку, т. к. в последнее время появляются задания, требующие от учащихся сопоставить, провести параллели между героями, событиями, проблемами.

Урок литературы. 11 класс.

Установите соответствие между персонажами пьесы М.Горького “На дне” и их поступками.

t1625649949ad.png

Лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Лента времени на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на жизненный путь писателя, представленный на ленте, добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания.

Урок литературы. 9 класс.

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.

t1625649949ae.jpg

Перечисленные выше техники визуализации можно использовать на различных этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе, а также при подготовке к экзаменам, кроме этого визуализация применяется в групповых, коллективных и индивидуальных формах организации работы на уроке. Нестандартно подготовленные задания позволяют поддерживать активность класса и интерес обучающихся к предмету.

В заключение хочется подчеркнуть, что применение визуальных техник на уроках имеет ряд преимуществ:   чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.

Использованная литература:

Жукова Т. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 1-2016.

Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности средствами информационно – коммуникационных технологий. Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56

Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т./Г. К. Селевко.- т.2 – М: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 816 .

Интернет-ресурсы:

Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт http://bershadskiy.ru

Буянов В. И. Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 46-50. — URL https://moluch.ru/archive/111/28125/ (дата обращения: 06.09.2018).

Визуализация. // [Электронный ресурс] / http://magima.ru/9-vizualizaciya.html

Визуализация в обучении [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ikt1793.ru. Код публикации: 3052

Информационные технологии в образовании [электронный ресурс] // Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php.

Коновалова М. В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока.www.e-osnova.ru

«Открытый урок» ИД «1 сентября» Горовая Т. П. «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка» Методический портал учителя.http://metodsovet.su. http://www.mind-map.ru/. 

От приёмов педагогической техники к приёмам мультимедийной дидактики.

Режим доступа: http://didaktor.ru/ot-priyomov-pedagogicheskoj-texniki-k-              priyomam-  multimedijnoj-didaktiki/

Попова Т. М., канд. физ.-мат. наук, Е. Н. Поддубных Инновационные техники визуализации средствами информационно- коммуникационных технологий 2014г.

         Режим доступа:  http://www.chem-astu.ru/chair/study/sovobr/ , свободный.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Карты_памяти

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.