Современные инновационные технологии на уроках изобразительного искусства

6
0
Материал опубликован 4 September 2021 в группе

 Современные инновационные технологии на уроках изобразительного искусства.

Бычкова Елена Анатольевна учитель изобразительного искусства МБОУ»СОШ№24»г.Братск Иркутская область

Аннотация.

Представлен материал использования современных инновационных технологий при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе. В статье имеется описание методики по использованию современных информационных технологий в учебном процессе.

«Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях. Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. В современных школах появляются интерактивные экраны, стенды, планшеты, на которых транслируется информация по теме экспозиции. Новые технологии в искусстве позволяют рассматривать во всех подробностях работы художников на больших экранах, благодаря кинопроекторам с высоким разрешением и многоканальной мультипликационной графике. Современные инновации художественно-образовательного процесса В современном художественно-образовательном процессе совмещаются теоретические и демонстрационные материалы: видеоролики, фильмы, презентации . Техники, жанры, в которых выполнены картины изобразительного искусства обсуждаются предметно с использованием видеопроекторов или ПК. Внедряется использование 3D-моделирования по рисункам и эскизам детей. Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей предмету изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных результатов:
обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
психологически облегчает процесс усвоения материала воспитанниками;
возбуждает живой интерес к процессу познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на занятии;
повышается производительность труда педагога и воспитанника на занятии.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей.
Понятие педагогической технологии основывается на систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Чего современные школьники ждут от учителя? Знаний для жизни. Очевидно, что сейчас необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Учитель должен научить, не просто, запоминать и  воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого предлагаются учащимся задания на практическое использование школьных знаний. Мною отбираются методы и инновационные технологии ,позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Я – учитель изобразительного искусства. Моя педагогическая деятельность направлена на формирования устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. Свою задачу, как учитель, я вижу в том, чтобы формировать духовную культуру личности школьников, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему. «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала». При новой парадигме инновационного обучения преподаватель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащегося. Роль учителя более ответственная, чем при традиционном обучении, она требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогической культуры. Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения высокого качества образования. В то же время государственные образовательные стандарты предполагают овладение учащимися рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникационных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Исходя из данных положений, я эффективно применяю современные технологии обучения, используют нетрадиционные методы и формы работы с детьми (экскурсии, тематические игры, викторины, ролевые игры, дискуссии, ситуационные игры, дистанционные формы обучения и другие). Уже много лет работаю по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Каждый урок программы Б.М. Неменского построен на зрительном, музыкальном, литературном материале. В течение урока, за небольшой промежуток времени, необходимо создать образ предмета или пространства. Для этого мною используется разнообразный наглядный материал. Но не всегда была возможность найти необходимые картины, музыкальные композиции. Использование мультимедиа средств позволили решить данную проблему. Информационно-коммуникативные технологии открыли для учащихся замкнутое пространство кабинета и погружают их в мир искусства. С помощью ИКТ знакомлю учащихся на уроках изобразительного искусства с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов. В результате достигается качество образования, которое выражается в высоком уровне обученности, достижении предметных (метапредметных) результатов, интеллектуальном и творческом развитии личности обучающегося, сохранении его физического и психического здоровья. Использование современных педагогических технологий на уроке. Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения. Для решения этих задач  применяю многочисленные инновационные технологии:

обучение в сотрудничестве обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания);

дифференцированное обучение  цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей

технологии  личностно-ориентированного обучения  личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность.

игровые технологии; 

активные методы обучения позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей; 

технология интегрированного обучения интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков:урок-лекция;урок-путешествие;урок-экспедиция;урок-исследование;урок-инсценировка;учебная конференция; урок-экскурсия;мультимедиа- урок;проблемный урок.

метод учебного проекта

разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный  уровень усвоения учебного материала).

проблемное обучение  обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения:

1) объяснительный метод – состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;

2) репродуктивный метод – применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.

3) практический метод – является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;

4) частично-поисковый метод – является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;

5) исследовательский метод – представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.);

технология развивающего обучения   процесс формирования УУД, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретному. 

информационные технологии обучения.

Педагогическая технология – это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике. Для осуществления работы по данной программе используется ряд  педагогических технологий применяемых на уроках ИЗО:

коллективные способы обучения;

технологии личностно-ориентированного обучения;

технология знаково-контекстного обучения;

 игровые технологии; активные методы обучения; 

технология интегрированного обучения;

метод учебного проекта; 

разноуровневое обучениее; 

проблемное обучение; 

технология развивающего обучения; 

информационные технологии обучения.

Выделяются три основных вида технологий: технические, экономические и гуманитарные. Гуманитарные технологии подразделяются на гуманитарные, педагогические и психологические. Технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата. Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися; Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. В процессе работы с детьми на уроках изобразительного искусства используются различные современные технологии обучения. Характеристики некоторых современных педагогических технологий, применяемых в процессе обучения на уроках изобразительного искусства, а именно: технология активного обучения, технология игрового обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств. Целью активного обучения является организация активности учащихся. Сущность технологии активного обучения заключается в моделировании предметного и социального содержания учебной деятельности. Реализуется данная технология с помощью различных принципов, методов активного обучения. Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Сущностью данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Реализуется игровое обучение через игровые методы, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Внедрение информационно-коммуникационных технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лѐгкость и удобство. Информатизация теоретических уроков — одно из требований времени. 3. Применение информационно-коммуникационных технологий Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему ―учитель – ученик – учебник‖ вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Применение на уроке изобразительного искусства компьютерных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Другой причиной является использование детской заинтересованности в современных технологиях, что тоже способствует мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин. Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, организовать внеклассную работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Информатизация теоретических уроков — одно из требований времени. Компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным и простым, а получаемые знания — более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Дифференцированный подход к учащимся на занятиях по изобразительному искусству. Ощутимый результат в развитии творческих способностей учеников на уроках изобразительного искусства даѐт дифференцированный подход к учащимся. Под дифференцированным обучением понимают форму организации учебной деятельности школьника, обеспечивающую учителю специализацию учебного процесса для различных групп учащихся, созданных с учетом наличия у них общих качеств, существенных для учебной деятельности. Дифференциация обучения – создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Развитие технологии активного обучения привело к разработке системы форм, методов, средств обучения и типов уроков, которые способствуют развитию творческих способностей учеников на уроках изобразительного искусства. Классно-урочная форма является основной системой организации обучения, поэтому учитель изыскивает возможности для дифференциации, применяя индивидуально- групповые формы обучения. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что ее результат не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, т. е. созданный детьми рисунок остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с раннее созданным, совершенствовать. А использование коллективной деятельности не только влияет на конечный общий результат работы, но и дает возможность выходу творчества каждому участнику творческого процесса способствуют лучшему усвоению знаний и развитию творческих способностей. Мною были созданы презентации к урокам по различным темам курса ИЗО. В процессе подготовки к урокам были напечатаны технологические карты, карточки с заданиями разного уровня сложности, материалы для проведения тестов.           

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы учителя и учащихся.

2. Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

3. Использование обучающих программ позволяет  учащимся  изучать курс ИЗО самостоятельно только с консультацией учителя по работе с программой.

4. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

5. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

Использование ИКТ на уроках ИЗО позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать картины, схемы, таблицы, видеть объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Абсолютное большинство учеников с удовольствием рисуют в графическом редакторе. При выполнении практических заданий заметно проявляются творческие способности детей к рисованию. Без использования презентаций уже трудно представить себе полноценный урок. Во время просмотра имеется возможность активно общаться, задавать вопросы, делать пояснения, обсуждать произведения искусства. Такие уроки очень нравятся самим учащимся, так как у них имеется возможность самостоятельно подбирать материал, создавать презентации. Очень помогают при проведении уроков слайд-фильмы, которые можно включать в любой этап урока. Идеальное применение слайдов на уроках поэтапного рисования. Но ни один компьютер не заменит учителя на уроках изобразительного искусства во время практической работы. На этом этапе работы самым эффективным методом считаю показ приемов работы учителем на доске, планшете, либо индивидуально, на отдельном листе бумаги. Не надо забывать, что дети учатся подражая

Мультимедийные установки ,применение техники требует особой проработки драматургии урока. Используя экран, можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Использование электронных презентаций помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Мной создана база данных по имеющимся методическим наработкам, презентациям уроков, иллюстративному материалу. Материалы к урокам систематизированы как в бумажном, так и в электронном варианте: для каждой темы заведена папка в компьютере и диск, на который скопированы произведения русской и зарубежной живописи, фильмы о художниках, портреты, презентации, иллюстрации к произведениям. Я использую мультимедиа для наглядности. С этой целью я использую диски “Шедевры русской живописи”, “Эрмитаж. Искусство Западной Европы”, “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, которые помогают совершать виртуальную экскурсию. Это облегчает работу учителя по поиску наглядности, вносит разнообразие в ведение уроков. Диски позволяют прослушать и посмотреть краткую информацию по темам. Материал можно использовать на уроках по различным темам в 5, 6, 7 классах, подключая к мультимедиа и проецируя на большой экран. Мой опыт использования информационных технологий на уроках показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта. Метод проектов вносит творческую направленность в учебный процесс с учетом индивидуальности ученика и его интересов. Одной из форм работы является проектно-исследовательская деятельность, которая предполагает решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которой наиболее ярко прослеживается сотворчество учителя и ученика и, если учитель сам не безразличен ко всему окружающему, то он сможет приобщить к духовным ценностям и ученика

Основные требования к проекту

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.

Проект – это «пять П»:

Проблема 

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация. 

Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и отчеты.

Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

В рамках проектной работы школьники приобретают способности и умения, которые потребуются им в будущей профессии.

Для привлечения внимания современных детей на занятиях необходимо использовать инновационные технологии, нестандартные техники рисования. На занятиях по изобразительному искусству я создаю для детей атмосферу арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, как неотъемлемой составляющей творчеств. Использую нестандартные техники рисования: монотипию, граттаж, гриффонаж, позволяющие раскрепостить ребенка и дать творческий порыв. Обучение детей на моих занятиях построено на личностно-ориентированном обучении изобразительному искусству, в котором собственно-личностные функции ребенка включаются в образовательный процесс. Моя задача – правильно сориентировать ребенка, подтолкнуть его к творчеству, дать возможность развиваться в человеке тому, что у него уже заложено природой. Секрет успеха в том, чтобы использовать как можно лучше то, что тебе дано.

Вывод:

Инновационные технологии  в обучении является одним из приоритетных направлений, неформальный метод и есть один из форматов инновации в обучении. Изобразительное искусство не должно быть скучным и однообразным занятием для детей и подростков. У каждого учителя есть что-то свое. Это своего рода «изюминка учителя». И это, конечно, движение вперед, которое может осуществлять каждый учитель.

Литература

Библиографическое описание: Султанов, Х. Э. Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству / Х. Э. Султанов, Р

Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.4.18.

Андреев В.И. Учебный курс для творческого развития / В.И. Андреев. – Казань: КГУ, 2000. – 98 с.

Алиев Ю. Б. Инновационные аспекты современной дидактической системы художественного образования школьников / Ю. Б. Алиев // Инновации в образовании. –2006. –№ 6. –С. 101—110.

Использованы интернет ресурсы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации