12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Франческа Горохова41
3

Практическое применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по изобразительному искусству


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Восход»» городского округа Самара

(МБУ ДО «ЦДТ «Восход» г.о.Самара)


ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


Подготовила педагог дополнительного образования Горохова Франческа Юрьевна


Целесообразность использования современных технологий в системе дополнительного образования давно не нуждается в обосновании: создание комфортной здоровьесберегающей и игровой среды в объединении как нельзя лучше способствует реализации творческих способностей, проявлению социальной активности и развитию профессиональных навыков не только обучающихся, но и их родителей и самого педагога.

Одним из важнейших направлений являются здоровьесберегающие технологии. Регулярное проветривание, поддержание достаточной для изобразительного творчества освещенности, комфортная температура воздуха и эстетичный вид класса — очень актуальны в каждодневной работе педагога. После каждого академического часа в любую погоду проводится проветривание, график вывешен на видном месте. Для детей это дополнительная возможность динамической паузы - выходя из аудитории, чтобы избежать сквозняка, они выполняют несложные упражнения, могут пройтись, потянуться, попрыгать. В теплую безветренную погоду программой предусмотрены выходы в ближайший парк для выполнения на свежем воздухе быстрых набросков и зарисовок, которые потом служат основой для полноценных композиционных работ.

В строгом соответствии с требованиями САНПиН поддерживается состояние светильников, в связи с повышенной нагрузкой на глаза. Постановки (натюрморты) для рисования с натуры освещаются дополнительно локальным светильником, для натюрморта педагог старается подобрать яркие, насыщенные цвета, чтобы избежать излишнего утомления глаз темными оттенками.

В своей практике мы оценили огромное значение наличия в классной аудитории зеленых цветочных растений, особенно тех, которые поглощают углекислый газ, оксиды азота, возможные споры плесени, формальдегиды (присутствующие в линолеуме, мебели, пластиковых поверхностях). В то же время растения обогащают воздух выделенным кислородом и освежают его фитонцидами. Отлично зарекомендовали себя в этом качестве хлорофиттум, сансевьера, пеларгония, драцена, лимонные деревья. Нельзя не отметить, что помимо очищения воздуха, они имеют эстетическое значение - очень освежают и украшают классную комнату. Кроме того, при необходимости цветы служат моделями для зарисовок, для изучения разнообразия растительных форм и оттенков зеленого цвета в природе.

Кроме динамических пауз во время проветривания класса, педагог ненавязчиво может пригласить детей посмотреть на расположение веток за окном, яркую окраску облаков, чье-то интересное решение в работе, предложить взглянуть на постановку с другого ракурса.

Во время занятия целесообразно свободное движение детей, то есть, если есть необходимость, ребенок может подойти к педагогу с вопросом, поработать стоя, а не сидя, по мере необходимости поменять воду при работе с красками.

Очень полезно дать детям возможность поработать у доски. Это и смена социальных ролей, и изменение положения тела в пространстве, и наконец, необходимость согласовать работу не только кистей рук, но и всего тела – надо сохранить его в вертикальном положении, постараться передать визуальный образ в большем, нежели на бумаге, формате, правильно рассчитав нажим на мел. И все это под пристальным взглядом товарищей и педагога. Задача для дошкольника и младшего школьника не такая простая. Поэтому задания для выполнения у доски должны быть посильными для вызванного ученика, и ненавязчивая помощь педагога поможет справиться.

Ритуальная составляющая каждого занятия - гимнастика для глаз, она предотвращает утомление глазных мышц, снимает возникающие зажимы. Простейшие упражнения - «Часики» (когда глаза смотрят поочередно то в одну, то в другую сторону), «Пугаемся — удивляемся» (поочередно крепко зажмуривая глаза и широко раскрывая их), «Спиральки», «Кружочки» и т. п. - позволяют проводить занятия без перенапряжения глаз, что очень важно при повышенной визуальной нагрузке современных детей. Можно сопровождать их соответствующими звуками, движениями рук, использовать подходящую музыку.

Особое внимание на занятиях уделяется пальчиковой гимнастике, более всего - в группах младшего возраста, поскольку хорошо известна связь мелкой моторики с состоянием сосудов головного мозга. Испытывая постоянное напряжение пальцев рук, при работе графическими материалами и инструментами особенно, ребенок может ощутить дискомфорт, поэтому у педагога наготове должно быть несколько шутливых стихотворных упражнений пальчиковой гимнастики. Своевременное их применение способно подбодрить, поднять настроение и разгрузить утомленные мышцы кистей рук. Например,

Сцепим мы два кулачка,

словно крепких два крючка.

А потом мы ждать не станем,

посильнее их потянем.

Будем пальчик мы сгибать,

он захочет ловким стать.

Гнуться мы его научим,

он работать станет лучше!

Ручку пальчиками взяли,

вправо-влево покачали.

Что такое? Неужели

мы попали на качели?

Полезно предлагать детям самостоятельно провести подобную разминку, это способствует повышению их ответственности, самооценки, помогает проверить себя в новой роли.

Нельзя не сказать и о пользе дыхательных упражнений, которые тоже целесообразно применять при необходимости — для поддержания тонуса детей, избегания возможных психологических конфликтов между детьми, в случае творческой неудачи, неудовлетворенности своим ответом, действиями. Коллективные релаксирующие упражнения - «Паровозик», «Надуваем и отпускаем шарик» и т. п. помогают поддерживать трудоспособность и бодрый дух в течение всего занятия, даже при изучении непростой темы.

Кроме физического здоровья не менее важен здоровый психологический климат на занятии. Для меня и детей очень значимо позитивное настроение, что достигается как невербальными методами поощрения — улыбка, мимика, приветственные жесты, объятия, аплодисменты, так и словесной похвалой и поддержкой.

Беседа — неотъемлемая часть образовательного процесса, способная разрешить возникающие трения, снять напряжение между детьми, повысить эмпатию в подростковой среде.

В течение года в наших объединениях я провожу тестирование на диагностику эмоционального климата в группах, что позволяет скорректировать ход обучения, запланировать дополнительную нагрузку или игровое занятие. В приложении показан один из возможных вариантов. Дети с удовольствием откликаются на подобное тестирование и с нетерпением ждут результатов. От мастерства педагога зависит грамотная интерпретация итогов.

Использованная литература и другие источники

О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. «Игры с пальчиками», М., АСТ, 2007г.

Г.И.Репринцева. «Игра — ключ к душе ребенка», М., «Форум», 2008г.

И.С.Пигулевская. «Лечебные комнатные растения», М., «Центрполиграф», 2019г.

https://mamaplus.md/ru/mama-i-rebenok/razvitie-rebenka/etot-prostoy-test-pomozhet-opredelit-emocionalnoe-sostoyanie


Приложение

Тест Уилсона

Тест Уилсона «дерево с человечками» создавался для важной цели – исследования эмоционального состояния детей в период учебы. Как оказалось позже, результаты тестирования актуальны и для взрослых людей, а значит пройти его может не только Ваш ребёнок и Вы сами.

Суть теста очень проста:

На рисунке представлено изображение дерева, на котором на разной высоте и в разных позах расположены человечки.

Всё, что нужно сделать - выбрать того персонажа, которой вызывает стойкие ассоциации с собой на данный момент. 

t1638261337aa.jpg

Интерпретация:

1 и 3, 6 и 7 – поза целеустремленного человека, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути.

2, 11 и 12, 18 и 19 – коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким.

4 – устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности.

5 – характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил.

8 – любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять.

9 – просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений.

10 и 15 – нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром.

13 и 21 – тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности.

14 – на лицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и даже начало депрессии.

16 – устал от жизни и необходимости поддерживать других, поэтому получает сам поддержку от человечка № 17.

20 – завышенная самооценка лидера требует максимального внимания окружающих к себе любимому.

Наиболее высокого результата и понимания ощущений ребенка в мире можно достичь, если до прохождения теста обсудить со школьником какою-то конкретную жизненную ситуацию. Тогда ответ на нее невольно отразится в результатах исследования.

Также стоит помнить, что изначально рисунок создавался для младшешкольников, чтобы понять, как дети освоились в школе и насколько их мнение о себе соответствует действительности.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.