12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Непомнящих Надежда Николаевна1005
Работаю учителем английского языка в школе-интернат №23 ОАО "РЖД".
Россия, Иркутская обл., Слюдянка
5

Применение кейс-метода в обучении английскому языку

Применение кейс-метода в обучении английскому языку

Кейс–метод:

Предложен в Гарвардском университете при изучении экономики.

Нашёл широкое распространение в изучении ряда предметов на различных уровнях образования.

Основан на создании проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Внедрение в практику образования определяется направленностью на формирование универсальных метапредметных результатов ключевых компетенций.

Кейс-метод – это такой метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям бизнеса.

Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.

Метод конкретных ситуаций включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.

Классификация кейсов

Исходя из целевых установок:

1. Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации.

2. Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает: обучение анализу и оценке, решению проблем и принятию решений; иллюстрация проблемы, решения или концепции.

3. Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Отражают частые типовые ситуации из жизни; на первом месте учебные и воспитательные задачи; содержат значительный элемент условности

По уровню сложности:

Иллюстративные учебные ситуации: на определённом практическом примере обучают алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации.

Кейсы с формированием проблемы: описывают ситуацию в конкретный период времени, с чёткой формулировкой проблемы.

Кейсы без формирования проблемы: проблема чётко не выявлена, а представлена в дополнительных данных.

Прикладные упражнения: описывается конкретная ситуация, предлагается найти пути выхода из неё.

По объёму:

мини-кейс;

кейс средних размеров;

По типу методической части:

вопросные;

кейс-задания.

По типу потребности:

кейс-выбор;

кейс-кризис;

кейс-конфликт

Кейс единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Общая структура кейса:

1. титульный лист с кратким названием ситуации;

2. введение в ситуацию;

3. основная сюжетная часть;

4. кульминация;

5. методическое сопровождение;

6. приложения (дополнительная справочная информация, методическая записка с указанием на место кейса в структуре учебной дисциплины, заключение по ситуации (возможное решение) для ознакомления после обсуждения).

Требования к кейсам:

Ориентироваться на учебные цели.

Иметь хорошую фабулу, быть «живым».

Иллюстрировать типичные ситуации в определённой сфере.

Иметь соответствующий уровень трудности.

Не устаревать слишком быстро, быть актуальными.

Иметь национальную окраску.

Развивать аналитическое мышление и навыки менеджмента.

Провоцировать дискуссию, предполагать коллективную выработку решений.

Иметь несколько решений.

Основные этапы работы с кейсом:

Действия учителя:

До занятия

Подбирает кейс, определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки, формулирует вопросы для обсуждения, разрабатывает сценарий занятия

Во время занятия

Вступительное слово, организует предварительное обсуждение кейса, делит группу на подгруппы, руководит обсуждением кейса в подгруппах

После занятия

Оценивает работу учеников, принятые решения и поставленные вопросы, подводит итоги деятельности.

Действия учеников:

До занятия

Получают кейс и список рекомендуемой литературы, индивидуально готовятся к занятию

Во время занятия

В микрогруппах изучают материалы кейса, задают вопросы на понимание кейса и проблемы, разрабатывают и обсуждают варианты решений, принимают окончательное решение по итогам обсуждения

После занятия

Представляют устный или письменный отчёт о занятии по данной теме

Первая фаза работы учеников:

Самостоятельная подготовительная работа вне аудитории; кейс как нетипичное домашнее задание:

1. прочтение кейса;

2. формулировка ключевых проблем;

3. моделирование возможных способов решения;

4. письменный ответ на сформулированные к тексту вопросы.

Вторая фаза работы учеников:

Самостоятельная познавательная деятельность и участие в коллективной мыследеятельности микрогруппы и группы в целом:

1. В микрогруппах анализируют ситуации и вырабатывают решение.

2. Работой микрогруппы руководит модератор:

фиксирует высказывания-мнения об идеях;

регулирует поток высказываний;

группирует высказывания;

составляют резюме в виде выводов;

делает доклад о результатах работы своей подгруппы.

Презентация результатов анализа кейса:

Оттачивает многие глубинные качества личности

Вырабатывает навыки публичного выступления

Групповая устная; индивидуальная письменная

Навыки, развиваемые кейс-методом:

1. Аналитические навыки выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, причин, последствий, путей разрешения.

2. Практические навыки применение присвоенных знаний, умений.

3. Творческие навыки генерирование альтернативных решений.

4. Коммуникативные навыки: вести дискуссию, убеждать оппонентов, кооперироваться в группы, защищать общую точку зрения, составлять краткий отчёт.

5. Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, контролировать себя.

6. Навыки самоанализа.

Особенности применения кейс-метода на уроке английского языка:

Кейс должен быть написан интересным, простым и доходчивым языком.

Проблема должна быть доступной для разрешения и не выходить за рамки речевых иноязычных возможностей учащихся.

Кейс завершает работу над изучением темы, предоставляя возможность использовать лексико- грамматический материал в речи.

Необходимо учитывать возрастную и психологическую готовность учащихся.

Возрастные изменения учеников 7 класса:

Изменяется характер познавательных интересов и начинается интеллектуализация познавательных процессов.

Происходит перестройка памяти: активно развивается логическая память, замедляется развитие механической.

Достаточный уровень сформированности словесно-логического мышления, на основе которого начинается становление теоретического рефлексивного мышления.

Появляется потребность в серьёзной индивидуальной деятельности, которая может удовлетворяться в т. ч. в рамках школьного обучения.

Учение может приобрести новый личностный смысл, направленность на самообразование.

Кейс «Healthy and unhealthy lifestyles»:

Возраст: 7 класс.

Актуализируемые проблемы: ожирение подростков, вредная пища, вирусное заболевание.

Этапы:

1. организационный момент;

2. представление кейса, знакомство с ситуацией;

3. предварительное обсуждение, выделение и фиксирование проблем;

4. работа в микрогруппах;

5. представление результатов работы каждой группой, обсуждение;

6. подведение итогов, рефлексия.

Использование метода кейсов на основе аутентичных фильмов:

1. Выполнение предпросмотровых заданий.

2. Демонстрационный этап.

3. Выполнение послепросмотровых заданий, в т. ч. по алгоритму кейс - метода: формулировка проблемы учащимися; обсуждение вопросов в микрогруппах, выработка общего решения, подготовка к его представлению; презентация решений микрогрупп, их коллективное обсуждение, обмен мнениями и вопросами;

4. Подведение итогов работы по кейсу.

При оценке работы по кейсу следует учитывать:

серьёзность предварительного анализа;

обращение внимания на вопросы, которые требуют углубленного обсуждения;

владение категориальным аппаратом;

логичность выводов;

степень решения проблемы;

предложение дополнительных альтернатив;

предложение определённого плана действий или

плана воплощения решения;

активное участие в групповом обсуждении;

выступления при подведении итогов (презентация, вопросы, критические замечания, уточнения и т. д.);

грамотная организация текста;

взаимодействие с собеседником;

лексическое оформление речи;

грамматическое оформление речи, орфография и пунктуация, произношение.

Метод кейсов в обучении английскому языку:

создаёт языковую среду и условия формирования потребности в использовании иностранного языка;

активизирует познавательный интерес к предмету;

позволяет интегрировать знания из разных областей вокруг решения одной проблемы;

развивает исследовательские, коммуникативные и творческие навыки принятия решений;

развивает иноязычную коммуникативную компетенцию в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности;

развивает системы ценностей и жизненные установки учащихся;

повышает уровень владения иностранным языком;

развивает навыки презентации;

развивает умение вести дискуссию;

совершенствует навыки чтения и обработки информации на иностранном языке;

развивает навыки командной работы.

Выводы:

1. Внедрение кейс-метода в практику образования определяется общей направленностью на формирование ключевых компетенций.

2. Кейс это единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию, и набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

3. Основные этапы работы с кейсом: предварительное индивидуальное ознакомление, обсуждение и выработка общего решения микрогруппами, презентация решений, совместное обсуждение, подведение итогов.

4. Кейс-метод развивает аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки.

5. Кейс-метод выступает специфическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с т. з. мотивации учебного процесса и методом практического контроля и самоконтроля. ​​​​​​​

Опубликовано в группе «Наши интересные уроки по английскому языку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.