Выступление на тему «Применение кейс-метода в обучении английскому языку»
Применение кейс-метода в обучении английскому языку
Кейс–метод:
Предложен в Гарвардском университете при изучении экономики.
Нашёл широкое распространение в изучении ряда предметов на различных уровнях образования.
Основан на создании проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Внедрение в практику образования определяется направленностью на формирование универсальных метапредметных результатов – ключевых компетенций.
Кейс-метод – это такой метод обучения, когда студенты и преподаватели участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям бизнеса.
Примеры случаев обычно готовятся в письменном виде как отражение актуальных проблем бизнеса, изучаются студентами, затем обсуждаются ими самостоятельно, что даёт основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.
Метод конкретных ситуаций включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.
Классификация кейсов
Исходя из целевых установок:
1. Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации.
2. Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает: обучение анализу и оценке, решению проблем и принятию решений; иллюстрация проблемы, решения или концепции.
3. Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Отражают частые типовые ситуации из жизни; на первом месте – учебные и воспитательные задачи; содержат значительный элемент условности
По уровню сложности:
Иллюстративные учебные ситуации: на определённом практическом примере обучают алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации.
Кейсы с формированием проблемы: описывают ситуацию в конкретный период времени, с чёткой формулировкой проблемы.
Кейсы без формирования проблемы: проблема чётко не выявлена, а представлена в дополнительных данных.
Прикладные упражнения: описывается конкретная ситуация, предлагается найти пути выхода из неё.
По объёму:
мини-кейс;
кейс средних размеров;
По типу методической части:
вопросные;
кейс-задания.
По типу потребности:
кейс-выбор;
кейс-кризис;
кейс-конфликт
Кейс – единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Общая структура кейса:
1. титульный лист с кратким названием ситуации;
2. введение в ситуацию;
3. основная сюжетная часть;
4. кульминация;
5. методическое сопровождение;
6. приложения (дополнительная справочная информация, методическая записка с указанием на место кейса в структуре учебной дисциплины, заключение по ситуации (возможное решение) для ознакомления после обсуждения).
Требования к кейсам:
Ориентироваться на учебные цели.
Иметь хорошую фабулу, быть «живым».
Иллюстрировать типичные ситуации в определённой сфере.
Иметь соответствующий уровень трудности.
Не устаревать слишком быстро, быть актуальными.
Иметь национальную окраску.
Развивать аналитическое мышление и навыки менеджмента.
Провоцировать дискуссию, предполагать коллективную выработку решений.
Иметь несколько решений.
Основные этапы работы с кейсом:
Действия учителя:
До занятия | Подбирает кейс, определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки, формулирует вопросы для обсуждения, разрабатывает сценарий занятия |
Во время занятия | Вступительное слово, организует предварительное обсуждение кейса, делит группу на подгруппы, руководит обсуждением кейса в подгруппах |
После занятия | Оценивает работу учеников, принятые решения и поставленные вопросы, подводит итоги деятельности. |
Действия учеников:
До занятия | Получают кейс и список рекомендуемой литературы, индивидуально готовятся к занятию |
Во время занятия | В микрогруппах изучают материалы кейса, задают вопросы на понимание кейса и проблемы, разрабатывают и обсуждают варианты решений, принимают окончательное решение по итогам обсуждения |
После занятия | Представляют устный или письменный отчёт о занятии по данной теме |
Первая фаза работы учеников:
Самостоятельная подготовительная работа вне аудитории; кейс как нетипичное домашнее задание:
1. прочтение кейса;
2. формулировка ключевых проблем;
3. моделирование возможных способов решения;
4. письменный ответ на сформулированные к тексту вопросы.
Вторая фаза работы учеников:
Самостоятельная познавательная деятельность и участие в коллективной мыследеятельности микрогруппы и группы в целом:
1. В микрогруппах анализируют ситуации и вырабатывают решение.
2. Работой микрогруппы руководит модератор:
фиксирует высказывания-мнения об идеях;
регулирует поток высказываний;
группирует высказывания;
составляют резюме в виде выводов;
делает доклад о результатах работы своей подгруппы.
Презентация результатов анализа кейса:
Оттачивает многие глубинные качества личности
Вырабатывает навыки публичного выступления
Групповая – устная; индивидуальная – письменная
Навыки, развиваемые кейс-методом:
1. Аналитические навыки – выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, причин, последствий, путей разрешения.
2. Практические навыки – применение присвоенных знаний, умений.
3. Творческие навыки – генерирование альтернативных решений.
4. Коммуникативные навыки: вести дискуссию, убеждать оппонентов, кооперироваться в группы, защищать общую точку зрения, составлять краткий отчёт.
5. Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, контролировать себя.
6. Навыки самоанализа.
Особенности применения кейс-метода на уроке английского языка:
Кейс должен быть написан интересным, простым и доходчивым языком.
Проблема должна быть доступной для разрешения и не выходить за рамки речевых иноязычных возможностей учащихся.
Кейс завершает работу над изучением темы, предоставляя возможность использовать лексико- грамматический материал в речи.
Необходимо учитывать возрастную и психологическую готовность учащихся.
Возрастные изменения учеников 7 класса:
Изменяется характер познавательных интересов и начинается интеллектуализация познавательных процессов.
Происходит перестройка памяти: активно развивается логическая память, замедляется развитие механической.
Достаточный уровень сформированности словесно-логического мышления, на основе которого начинается становление теоретического рефлексивного мышления.
Появляется потребность в серьёзной индивидуальной деятельности, которая может удовлетворяться в т. ч. в рамках школьного обучения.
Учение может приобрести новый личностный смысл, направленность на самообразование.
Кейс «Healthy and unhealthy lifestyles»:
Возраст: 7 класс.
Актуализируемые проблемы: ожирение подростков, вредная пища, вирусное заболевание.
Этапы:
1. организационный момент;
2. представление кейса, знакомство с ситуацией;
3. предварительное обсуждение, выделение и фиксирование проблем;
4. работа в микрогруппах;
5. представление результатов работы каждой группой, обсуждение;
6. подведение итогов, рефлексия.
Использование метода кейсов на основе аутентичных фильмов:
1. Выполнение предпросмотровых заданий.
2. Демонстрационный этап.
3. Выполнение послепросмотровых заданий, в т. ч. по алгоритму кейс - метода: формулировка проблемы учащимися; обсуждение вопросов в микрогруппах, выработка общего решения, подготовка к его представлению; презентация решений микрогрупп, их коллективное обсуждение, обмен мнениями и вопросами;
4. Подведение итогов работы по кейсу.
При оценке работы по кейсу следует учитывать:
серьёзность предварительного анализа;
обращение внимания на вопросы, которые требуют углубленного обсуждения;
владение категориальным аппаратом;
логичность выводов;
степень решения проблемы;
предложение дополнительных альтернатив;
предложение определённого плана действий или
плана воплощения решения;
активное участие в групповом обсуждении;
выступления при подведении итогов (презентация, вопросы, критические замечания, уточнения и т. д.);
грамотная организация текста;
взаимодействие с собеседником;
лексическое оформление речи;
грамматическое оформление речи, орфография и пунктуация, произношение.
Метод кейсов в обучении английскому языку:
создаёт языковую среду и условия формирования потребности в использовании иностранного языка;
активизирует познавательный интерес к предмету;
позволяет интегрировать знания из разных областей вокруг решения одной проблемы;
развивает исследовательские, коммуникативные и творческие навыки принятия решений;
развивает иноязычную коммуникативную компетенцию в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности;
развивает системы ценностей и жизненные установки учащихся;
повышает уровень владения иностранным языком;
развивает навыки презентации;
развивает умение вести дискуссию;
совершенствует навыки чтения и обработки информации на иностранном языке;
развивает навыки командной работы.
1. Внедрение кейс-метода в практику образования определяется общей направленностью на формирование ключевых компетенций.
2. Кейс – это единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию, и набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.
3. Основные этапы работы с кейсом: предварительное индивидуальное ознакомление, обсуждение и выработка общего решения микрогруппами, презентация решений, совместное обсуждение, подведение итогов.
4. Кейс-метод развивает аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные навыки.
5. Кейс-метод выступает специфическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с т. з. мотивации учебного процесса и методом практического контроля и самоконтроля.