Мастер-класс «Применение Лего-конструирования на уроках обучения грамоте в 1 классе»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Мастер-класс
Применение Лего-конструирования на уроках
обучения грамоте в 1 классе
Байло Ирина Николаевна,
учитель начальных классов высшей категории
МАОУ СОШ №8, г. Лабытнанги
г. Лабытнанги, 2020г.
Тема мастер – класса. «Применение Лего-конструирования на уроках обучения грамоте первоклассников».
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе применения Лего-конструктора на уроках обучения грамоте первоклассников.
Задачи:
Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы на уроках обучения грамоте.
Представить личный педагогический опыт педагогам школы по использованию лего конструктора при обучении грамоте;
Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование лего конструктора на уроках обучения грамоте в 1 классе.
Материалы и оборудование:
Три стола с Лего-платформами, корзины с конструктором, мультимедиапроектор, презентация.
Ведение
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, актуализирующий изучение способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщения, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка.
Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать.
Актуальность. Ключевыми учебным целями в свете ФГОС становятся:
Приобретение навыков креативного мышления.
Овладение приёмами анализа, интерпретации и оценки художественных и научно-популярных текстов.
Развитие коммуникативных навыков.
Получение опыта работы в команде, поиска совместных решений.
Выработка единого взгляда на проблему, учитывая своё собственное мнение.
Развитие навыков построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
«Построй свою историю» — набор для изучения русского и иностранных языков, предназначенный для начальной школы (II–V классы).
Способствует развитию навыков устной речи, чтения, словарного запаса, письма, развития знаний в областях технологий и цифрового обучения. Он эффективно объединяет игру с конструктором и развитие навыков и повествования и письма. Набор позволяет школьникам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях.
Набор "Построй свою историю" включает детей в работу с самого начала, мотивирует их использовать своё воображение для разработки и создания рассказов, персонажей и сюжетных линий.
Рассказывание и создание рассказов с опорой на заданную структуру - это мощные инструменты, повышающие грамотность и способствующие тому, чтобы дети делились своими историями, рассказами и событиями из повседневной жизни.
Выстраивание событий в естественном порядке способствует пониманию и стимулирует воображение, развивает творческие способности и помогает школьникам создавать совершенно новые идеи.
Используя материалы, входящие в набор, дети, разделившись на команды, строят свою историю – визуально воссоздают последовательность событий: начало, середину и конец, а затем озвучивают придуманное.
Продукт LEGO Education позволяет проводить грамотный анализ готовых историй и обсуждать актуальные темы.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.
На начальном этапе мы применяли Лего в процессе подготовки к обучению грамоте.
Ход мастер-класса
Педагогам необходимо разделиться на 3 группы
Задание для 1 группы: «Гласные и согласные звуки».
У меня брусочки красного, синего и зелёного цвета. Красным конструктором обозначаем гласные звуки, согласные обозначаем синим, мягкие согласные –зелёным цветом. Учитель кладёт на стол карточку с написанными буквами. Участники мастер-класса выкладываю цветными кубиками Лего дорожку из звуков: Например: а,н,у,г,гь, о,ы,пь, р,ю,ж,сь, и т.д
Задание для 2 группы: «Мягкие и твёрдые согласные звуки».
Карточка с односложными словами. Точно также выделяли мягкие и твердые согласные и выстраивают цветную дорожку из лего кирпичиков.
Задание для 3 группы: «Звуковой анализ слова»
Задание построить с помощью лего-кирпичиков схему слов: ямки, льды, семья.
Варианты заданий:
- Предлагаем на занятии составить образ буквы из кирпичиков Лего;
- Можно построить различные предметы, которые начинаются с указанного звука;
- Можно выложить столько кирпичиков Лего на наборное полотно, сколько они слышат слов в данном предложении. (Задание: выложить схему предложения . С Лего мы творим свою историю).
- С помощью построек из конструктора, можно использовать элементы для описания игрушки, животного;
- Конструирование и пересказ сюжетов реальных событий быта (принятие гостей, вечерние занятия, выходной день, домашний праздник. Называется данный вид работы-Ежедневное повествование.
- Можно говорить о значимых событиях в жизни учащихся, а так же обсуждать события в жизни общества, фильмы, книги, телевизионные программы.
- Можно конструировать сюжеты литературных произведений с помощью построек из конструктора. (Можно рассказ поделить на части, построить и пересказать каждую часть по группам).
- Рассказывание знакомых сказок и историй, конструируя сюжеты из Лего.
Например, можно предложить детям сочинить сказку на основе реально существующей, но изменив одну из частей.
- Лего - конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети создают своих героев из конструктора, а затем озвучивают их.
- Можно использовать и межпредметные связи, например по окружающему миру при изучении темы «Звездное небо» ученики с помощью кубиков Лего могут изобразить различные созвездия и рассказать о них.
- Задание: Придумай свою историю. Разделиться на творческие группы. Предложить наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами историю. Например: слова (кот, дерево, страх). Педагоги моделируют историю с этими словами. Например: «Жил-был кот. Однажды он забрался на высокое дерево, стало ему очень страшно. Приехали спасатели и сняли его с дерева (педагоги строят кота, дерево, спасателя и т. д.).»2 пример: собака, дом, радость.
Вывод: В ходе работы с набором я заметила значительное улучшение социально-коммуникативных контактов между детьми: в процессе постройки, общаясь, договариваясь и решая насущные проблемы, дети активно взаимодействуют на вербальном уровне. Таким образом, набор помогает детям развивать речевые навыки, пополнять словарный запас, развивает умение работать совместно, учит формировать собственную позицию, аргументировать свой выбор.
Заключение. Рефлексия: А чтобы выразить отношение к проведённому мною мастер – классу, прошу вас построить из Лего «Радугу настроения».
Литература
Емельянова И.Е, Максаева Ю.А «Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно–игровых комплексов». Линка – Пресс Москва 2011г.
Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО». Линка – Пресс, Москва 2001г.
Е.В.Фешина «Лего – конструирование в детском саду». Сфера 2012г.
М.С.Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» «Маска»2013г.