Открытый урок в 1 классе «Обучение грамоте»
Полозова Ирина Валентиновна
ГБОУ гимназия №1 г. Новокуйбышевска Самарской области
Открытый урок в 1- В классе.
Обучение грамоте.
10.11.18
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем, друг другу хорошего настроения и начнем урок.
Прозвенит звонок весёлый.
К математике готовы?
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
– Эмблема урока – улыбающееся солнце, а девиз – «Если вместе, если дружно». Как в настоящей семье.
До меня молва дошла.
В нашей школе появилась,
очень дружная семья.
Вместе учатся, играют,
Все друг другу помогают.
И мальчишки и девчонки
Даже очень хороши!
- Что называем семьёй?
- Какая должна быть семья?
- И вы в классе должны быть как одна семья – дружными, заботливыми.
- Начинаем урок математики. К нам пришли гости. Они хотят проверить, как вы научились учиться. Садитесь.
- Если вы добры – улыбнитесь, если вы дружны – возьмитесь за руки и улыбнитесь. А сейчас посмотрите, сколько пришло к нам гостей, давайте дружно улыбнемся, поздороваемся и ко мне все повернемся.
- Как называется наш урок?
- Чем мы занимаемся на этом уроке?
- Зачем надо уметь читать?
- Прочитайте пословицу.
Если хочешь
Много знать,
Не ленись
Всё повторять.
- Как понимаете эту пословицу? (Каждый день узнаём что-то новое.)
- Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем.
- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, увлекательные задания. Для этого нам нужно быть очень внимательными.
Не судите очень строго,
Ведь проучились мы немного…
2. Актуализация знаний.
Чтобы книги читать,
Надо буквы изучать.
- Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. Посмотрите на ленту букв. Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные от согласных?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают пыхтеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, пыхтеть, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
-А что же это за препятствия? (язык, губы, зубы).
- Какой постоянный признак у согласных звуков? (Звонкие и глухие)
- Назовите непостоянный признак? (Твердые и мягкие)
- От чего это зависит? (От рядом стоящих гласных звуков)
- Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные)
- Какую главную роль выполняют гласные? (Образуют слог)
- Что можно определить по количеству гласных в слове? (Количество слогов в слове)
- Какой гласный звук обозначает мягкость согласных звуков? ([и])
- Чем отличаются буквы от звуков?
- Наша речь состоит из….
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения? Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложение с восклицательным знаком: « Какие замечательные дети!»
- А из чего состоят предложения?
- А слова?
- А слоги?
- А звуки?
- Прочитайте слова: он, она, оно, они. Как они называются?
- Как называются слова с разным значением: иголки у ежа, швейная игла, иголки у ели?! (Многозначные)
Распредели буквы по группам:
Д Г Ш Н Л - заглавные
к т р с п - строчные
Н М Л Р Г Д - звонкие
П К Т Ш С – глухие
А О У Ы И - гласные
- Вспомните правила написания предложений.
Задание «Живое предложение». Слова из предложений перепутались. Давайте поставим их на место.
СНЕГА, МНОГО, НАМЕЛО.
3. Этап подготовки усвоения нового материала.
- Мы недаром вспомнили, что буква и обозначает мягкость согласных звуков. Сегодня на уроке познакомимся с ещё одной такой гласной. Эта гласная особая, "хитрая", так что будьте внимательны!
ФИЗКУЛЬМИНУТКА. (включить музыку)
Проведем мы сейчас разминку
Возьмите листочки, сделайте комочки.
И поиграем в снежки
И с гостями тоже.
Физминутка
Вы, наверное, устали, но тогда все дружно встали
Ножками потопали, ручками похлопали
Покрутились, повертелись и за парты все уселись.
Глазки тихо закрываем, дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем и работать продолжаем!
4. Этап усвоения новых знаний.
1. Отгадайте загадку.
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.(ель, сосна)
2. - Что необычного в обычных соснах? В странах Востока считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Жители Северной Европы создали много сказок об этом добром и могучем дереве. И сосна, и ель - это типично лесные жители.
3. Слого-звуковой анализ слова ЕЛИ.
- Произнесите слово ели по слогам.
- Сколько слышите слогов? (два)
- Скажите только первый слог.
- Произнесите его протяжно, чтобы услышать, сколько звуков в первом слоге. Смотрите на первую часть схемы: она поможет правильно ответить на вопрос.
- Такой слог принято обозначать не двумя буквами, а одной.
- Вот эти буквы Е, е.
- Почему же букву е можно назвать "хитрой"? Вспомните схему слова. (Слышатся два звука, а пишется не две буквы, а одна)
Елена,Сева,Вера,Света
- Какое правило вы должны помнить при написании этих слов? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы).
СКОРОГОВОРКА
У елки иголки колки.
5. Упражнение в слушании звуков.
- Откройте "Азбуку" на с. 76-77. Эти странички приглашают нас в гости к сказке.
- Героя, какой сказки вы видите? (Емеля из сказки "По щучьему веленью").
- Рассмотрите иллюстрацию и назовите слова, в которых есть звук [йэ]. (Ели, лес, снег, белка, снегирь, Емеля, лает, берёзы, машет, валенки).
6. Работа над пословицами.
- Емеля наш был ленив, но любил поесть, поэтому про него можно было сказать: "К работе "ох!", а ест за трех".
Чтение первых трех пословиц под иллюстрацией.
- Как вы понимаете смысл: "Сладкая еда не приходит лёжа". (Это только в сказке происходит чудо, чтобы вкусно поесть, надо потрудиться).
7. Пальчиковый тренинг.
Давайте и мы немного потрудимся, разомнём свои пальчики.
Этот пальчик в лес пошёл.
Этот ежевичку нашёл.
Этот вымыл, этот мял,
Этот взял её и съел,
Потому и потолстел.
- Кто заметил, мы только что произнесли слова, в которых встретилась наша "хитрая буква". ( Лес, ежевичка, её, съел, потолстел)
8. Чтение слогов-слияний с договариванием до целого слова.
- Поиграем в игру "Ты - мне, я - тебе". (Одно слово называют учащиеся, другое учитель)
- Будем читать слоги, договаривать до целых слов. (Слоги напечатаны на доске).
СЕ (селедка, семечко, семья, селитра - удобрение);
РЕ (ребро, ребята, редька, решение);
ВЕ (весенний, верхушка, вести, ветеран, вешалка, приведение);
НЕ (недолёт, недоспелый, недруг - враг, некогда);
КЕ (океан, кефир, кепка, кеды, кемпинг - место для отдыха автомобилистов);
ТЕ (тележка, телефон, телевизор, терем);
ЛЕ (олень, колено, лезвие, лекарство, лес).
- Лес - место, поросшее деревьями).
9. Физкультминутка.
- Отправимся в лес, немного отдохнём.
Мы по лесу шли
И грибок нашли.
Раз грибок, два грибок
Вот и полный кузовок.
10. Беседа
- Это грибы. Среди них есть съедобные и несъедобные.
- Какие грибы ты не стал бы класть в корзинку? Почему?
- Запомните, ребята, если вы не знаете гриб, то лучше его не брать!
- Бледная поганка, ложный опенок, мухомор - ядовитые грибы!
- В мухоморе содержатся галюцогенные вещества, вызывающие отравление. Но даже ядовитый гриб может быть полезным. Мухомор является любимой едой Северных оленей.
- Продолжая свою беседу о лесе, хочу сказать, что лес бывает разный. Сосновый лес напоминает светлый храм со стройными золотыми колоннами. Еловый лес с его густой тенью имеет неповторимый сказочный облик. Там всегда темно, а отмершие сучья и целые мертвые деревья создают впечатление, что именно здесь живет нечистая сила - баба яга, лешие и ведьмы. (Демонстрируются репродукции картин И. Шишкина "Сосновый бор", В. Васнецова "Алёнушка").
5. Этап закрепления новых знаний.
1. Работа с текстом.
На с. 78 "Русской азбуки" дети по цепочке читают рассказ "Лес".
- Назовите деревья, которые росли в лесу?
- Сколько лет они росли?
- Каким другим словом можно заменить слово "красивы"? (Прекрасны, великолепны).
- Очень долго растут деревья. Целых сто лет необходимо, чтобы выросло большое дерево. Бывает и трудно дереву, а вот почему, вы узнаете из рассказа. Почему мы так говорим: "Лес - наше богатство". Очень трудно приходится деревьям зимой. В это время ветки хрупки, легко ломаются, поэтому особенно бережно к ним надо относиться.
Пословица: «Не ломай ветки сам и другим не давай». Из маленьких кустиков вырастает могучий лес. А ведь лесу человек обязан многим.
Пословица: «Лес – наше богатство».
2. Физкультминутка
- У нас в классе выросли великолепные и прекрасные клёны. (Все встают)
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон, и два - наклон
Зашумел листвою клён.
3. Упражнение в чтении слов с новой буквой.
- Давайте прочитаем, как называются шишки у ели и сосны.
На доске:
У ели. У сосны.
Какие? Какие?
еловые сосновые
- В древесине сосен имеются специальные смоляные ходы. Окаменевшая смола древних сосен превратилась в янтарь - камень, из которого делают украшения.
- Давайте прочитаем слова: роет лает воет кусает
- О ком можно так сказать? (О собаке)
4. Чтение "про себя".
- Какое действие выполняет одно из этих лесных животных это, вы узнаете, прочитав предложения на с. 77 "Русской азбуки".
- О ком прочитали?
- Что делает лиса?
5. Развитие речи.
- Есть такое выражение: держать в ежовых рукавицах. Представляешь, какие могут быть рукавицы из колючей шубки ежа? Не позавидуешь тому, кого в них держат! Выражение означает: относится к кому-то очень строго. Если ребёнок очень капризничает и балуется, его маме приходится слышать такой совет: "Возьмите его в ежовые рукавицы!".
6. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
- Какие открытия сделали на уроке?
- Ответьте на мои вопросы. Ваши ответы должны начинаться с буквы е.
7. Домашнее задание.
- Перечитать слова и предложения с новой буквой. Выучить любую пословицу.