Применение современных методов обучения как один из факторов создания условий для самореализации обучающихся
Применение современных методов обучения как один из факторов создания условий для самореализации обучающихся
Сегодняшний уровень оснащения производственных предприятий, предъявляемые работодателями критерии к сотрудникам организаций и другие факторы требуют от выпускников образовательных учреждений наличия определенного арсенала знаний, умений, навыков профессиональной направленности, а также мастерство своевременного реагирования в нестандартной ситуации, оперативного ее оценивания и незамедлительного принятия решения. Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт несколько изменил вектор обучения, теперь приоритетная роль отводится деятельности обучающихся.
В связи с этим перед преподавателем стоит непростая задача: подобрать методы обучения, которые могли бы обеспечить взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.
В настоящее время существует большое количество техник коммуникации между преподавателем и обучающимися, и при выборе того или иного метода стоит принимать во внимание значительное увеличение информации за последние десятилетия, а также ее доступность. Поэтому рационально в процесс обучения внедрять различные современные методы усвоения материала.
Одним из способов эффективной организации взаимодействия преподавателя и обучающихся является игровая форма обучения. В процессе игры создается атмосфера непосредственности, раскрепощённости, что способствует активным мыслительным действиям, развитию внимания, стремлению к познанию, легкому преодолению трудностей в усвоении учебного материала. Как правило, даже самые пассивные из обучающихся с огромным желанием и неподдельным интересом включаются в игру.
С целью получения обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения обучающимися новой деятельности целесообразно применение метода парной работы. При этом участники процесса обладают равноценными правами, что способствует формированию объективной оценки деятельности, а также упрощает понимание и принятие недочетов выполненной работы. Помимо перечисленных положительных характеристик метод парной работы содействует развитию коммуникативных навыков. Для предупреждения или исключения личностной несовместимости обучающихся, составляющих пару, необходимо учитывать пожелания участников учебного занятия.
К наиболее востребованным современным методам обучения также относятся информационно-коммуникационные технологии. Использование компьютерных технологий стимулирует умение самостоятельно приобретать новые знания, работая с различными источниками информации; позволяет сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся, а также развить их интеллектуальные и творческие способности.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Рассмотренные методы обучения – лишь малейшая часть потенциального комплекта педагогических инструментов. Поиск новых, модернизация давно известных и комбинирование одних методов обучения с другими – всё это предоставляет преподавателю широкие возможности для достижения целей образовательного процесса.
Список использованных источников:
1. Современные педагогические технологии: материалы IV Всероссийской заочно научно-практической конференции. 15 февраля 2015 г./Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: ИП Артемьева Е.М., Центр образования и воспитания. – 270 с.
3. Тевс Д.П., Подковырова В. Н. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006