12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Потапова Татьяна Александровна151

Интерактивные формы обучения, как один из важнейших методов обучения в современном образовании.

В современных условиях реформирования образования меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Происходит переход деятельности учителя на новый качественный уровень, характеризующийся созданием собственной методической системы.

Повышение качества образования в значительной степени определяется качеством преподавания каждого урока, на котором необходимо более широко применять активные и интерактивные методы обучения. Использование интерактивных форм обучения – один из важнейших методов обучения в современном образовании. Использование активных подходов к урокам является наиболее эффективным путем, способствующим обучению учеников.

Интерактивное обучение – это одна из разновидностей активного метода обучения. Взаимодействие при интерактивном обучении осуществляется не только между учителем и учеником, в данном случае все обучающиеся контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивные методы обучения – это взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра между людьми или человеком и информационной средой.

Интерактивная тетрадь – это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся визуализировать учебный материал, активно участвовать, анализировать и взаимодействовать с новой информацией на занятиях.

Главная функция интерактивных тетрадей состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает учащимся возможность научиться справляться с трудностями, погружаться в самоисследование.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большое влияние на развитие и становление личности ребенка. Использование его как одного из методов обучения позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и достичь высоких результатов обучения.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по использованию интерактивных тетрадей на уроках и пройдя курс обучения по теме «Интерактивные тетради в начальной школе», мною были разработаны шаблоны для интерактивных тетрадей по курсу «Окружающий мир» (2 класс) УМК «Школа России».

Методическая разработка содержит в себе набор шаблонов для интерактивных тетрадей к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс, по всем разделам программы учебного предмета. Шаблоны разработаны на основе требований ФГОС НОО к планируемым предметным, метапредметным и личностным результатам учащихся.

Личностные результаты, которые выражаются в сформированности:

основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

эстетических потребностей, ценностей и чувств;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и видеть выходы из спорных ситуаций;

установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе является формирование УУД.

Регулятивные:

понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

сохранять учебную задачу в течение всего урока;

ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

планировать свои действия;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные:

понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике;

осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов и пр.;

ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

аргументировать свою позицию;

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить сообщения по теме;

составлять рассказ, сказку на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Активное внедрение шаблонов наряду с использованием материалов учебника позволяет развивать у учащихся следующие предметные умения и навыки:

различать государственные символы России - флаг, герб, гимн;

приводить примеры народов России;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;

находить связи в природе, между природой  и человеком;

сравнивать объекты природы, делить их на группы;

находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

различать виды транспорта;

приводить примеры учреждений  культуры и образования;

различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

приводить примеры семейных традиций;

соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и  других общественных местах;

различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

различать водоёмы, узнавать их по описанию;

При составлении интерактивных элементов были учтены следующие условия:

Соответствие шаблонов учебно-воспитательным целям;

Доступность для учащихся данного возраста;

Возможность использовать вне учебного процесса.

Шаблоны содержат множество интересных заданий, подобранных в соответствии с заданной тематикой, с интересами учащихся по закреплению полученных знаний:

Игра «Молчанка», «Узнай знак», «Верно-неверно»;

Подготовь мини-сообщение об одном из животных;

Сочини загадку о внутренних органах человека;

Сочини сказку о жизни домашних приборов;

Придумай задачи про стороны горизонта и др.

Интерактивная тетрадь – это тетрадь с включением интерактивных элементов: флэпбуков, трифолдов, книжек-раскладушек, книжек со створками и лепестками, мэчбуков и др. При использовании интерактивных тетрадей школьная программа не требует изменений, потому что интерактивные тетради не влияют на содержание обучения, не требуют менять программу или учебник. Форма ведения таких тетрадей позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечить высокую дифференциацию обучения, повысить продуктивность урока. Использование шаблонов на уроках позволяет в увлекательной, творческой форме решать поставленные задачи урока, эффективно организовывать обучающую, коммуникативную и познавательную деятельность.

Так как эта методика универсальна, то она может быть использована не только учителями в школе, но и в период введения дистанционного обучения. Удобна и в применении при семейном обучении. Также подойдёт для репетиторов и родителям, которые уделяют обучению и развитию детей должное внимание.

Методическая разработка:

Размещена в открытом доступе на сайте МАОУ «СОШ» с.Летка: https://189131.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/201254/content/00751484-eecf-4dba-9db3-fc6f0e205c0e.pdf

Размещена на портале «Открытое образование Республики Коми»: https://komiedu.ru/pedagogam/rmo/class-leaders/metod-bank/detail.php?ID=30540&clear_cache=Y

Опубликована в сетевом издании «Фонд Образовательной и Научной Деятельности 21 века»: https://fond21veka.ru/publication/18/36/337045/

Опубликована в межрайонном Сетевом Журнале «Оглядываясь в прошлое – к будущему!»: https://sites.google.com/view/tetrad-interaktiv/главная-страница

Любая инновация должна пройти стадию апробирования в режиме эксперимента: проведение рефлексии с целью выявления эмоционального принятия материала; корректировка содержания темы, урока в зависимости от возраста, опыта и потребностей ребёнка; получение информации коллег о результатах внедрения методической разработки; изучение динамики успеваемости обучающихся в начале внедрения и по окончании реализации содержания.

Интерактивные элементы (шаблоны) были внедрены мною в 2019 – 2020 учебном году во 2а классе. В таблице 1 представлены результаты, полученные в ходе внедрения шаблонов в образовательный процесс на уроках окружающего мира.

Таблица 1. Результаты стартовой контрольной работы и промежуточной аттестации за 2019-2020 учебный год

Год

Класс

Кол-во учащихся

Контроль

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

2019 – 2020

16

Стартовая контрольная работа

3

8

5

0

3,88

Промежуточная аттестация

5

8

3

0

4,13

Из таблицы 1 видно, что в сравнении со стартовой контрольной работой у учащихся 2а класса наблюдается положительная динамика результатов промежуточной аттестации. Благодаря систематической работе с интерактивными элементами, направленными на развитие мотивации к изучению предмета и познавательной активности, все учащиеся с удовольствием включаются в работу как на уроках, так и дома.

Работа с шаблонами:

Направлена на активизацию деятельностного подхода учащихся при их выполнении;

Развивает личностно-значимые аспекты учебной деятельности;

Повышает мотивацию учащихся к достижению учебных целей;

Развивает коммуникативные навыки при работе в группах;

Закрепляет практические навыки, полученные на уроках;

Помогают при подготовке к итоговой аттестации за курс 2 класса.

Анализ использования интерактивных элементов (шаблонов) на уроках окружающего мира показал, что повышается качество знаний, темп урока значительно увеличивается, что даёт возможность в большей степени усвоить новый материал.

В 2020 года во 2а классе проводилось исследование учебной мотивации (по методике Н.Г. Лускановой). В анкетировании приняли участие 16 учащихся 2а класса. Исследование учебной мотивации детей показало следующие результаты:

38% (6 человек) обучающихся имеют высокий уровень школьной мотивации. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень часто следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

31% (5 человек) – хорошую школьную мотивацию. Такие ребята успешно справляются с учебной деятельностью на уроке, активны, исполнительны.

19% (3 человека) положительно относятся к школе, но школа привлекает таких ребят внеучебной деятельностью.

12% (2 человека) – низкая школьная мотивация.

Таким образом, в классе преобладает положительная внутренняя учебная мотивация (69%). Это выражается в том, что ученикам интересно учиться, узнавать что-то новое на уроке, выполнять задания с помощью шаблонов. Ребята активны, энергичны на протяжении всего урока. Задают много вопросов, их не затрудняют сложные задания, на уроках чувствуют себя заинтересованными. Новый материал воспринимается эмоционально положительно.

Опыт внедрения методической разработки представлен мной на разных уровнях:

на уровне образовательной организации в форме уроков и выступлений на методической неделе;

на республиканском уровне в рамках участия в межрайонном сетевом конкурсе «Оглядываясь в прошлое – к будущему!»;

на всероссийском уровне в рамках участия во Всероссийской дистанционной научно-практической конференции.

Таким образом, содержание методической разработки обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных умений, обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, позволяет учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал.


Список использованной литературы:

Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс.- М.: ВАКО, 2013. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 143 с.: ил. – (Школа России).

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 143 с.: ил. – (Школа России).

Соколова Н.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. 1 часть: к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс. В 2-х ч. Часть 1». ФГОС (к новому ФПУ) / Н.А. Соколова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. – 47 с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

Соколова Н.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. 2 часть: к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс. В 2-х ч. Часть 2». ФГОС (к новому ФПУ) / Н.А. Соколова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. – 58 с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 20.07.22 в 16:11 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за распространение опыта, очень интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.