12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Строкова Татьяна Васильевна87
Россия, Воронежская обл., Борисоглебск
0

Активные методы обучения как фактор повышения мотивации обучающихся.

Активные методы обучения как фактор повышения мотивации обучающихся.

«Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

 

                                                                                                 Василий Александрович Сухомлинский


Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей. Учебная мотивация – это создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных.

Следовательно, задача учителя – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности. Научить детей учиться – главная задача школы. Главный результат – желание детей учиться.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается во внешних впечатлениях и активности. Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. Отсюда возникает необходимость учить детей думать, упражнять в сравнении, в обобщении.  

Каждый педагог хочет, чтобы его обучающиеся, с интересом и желанием занимались, добивались успешных результатов. Но подчас и педагогу, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет заниматься”, “мог бы достичь отличных результатов, а желания нет”.

Одна из основных задач педагога – постоянно развивать мотивацию к занятиям у  обучающихся. Важную роль в процессе формирования мотивации играет педагог, его желание действовать.

Применение на занятии современных педагогических технологий повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

  1. Создание проблемной ситуации: перед обучающимися ставится задание, как правило, практико-ориентированное, направленное на решение жизненной задачи, полезность решения которой очевидна им;

 

2. Создание ситуации успеха: в системе заданий присутствуют задачи различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу обучающихся;

 

3. Игровые ситуации на занятиях: игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации;

 

4. Дифференцированный подход к организации учебного процесса: обучение на уровне возможностей и способностей обучающегося;

 

5. Подбор творческих заданий: кроссворды; задания, имеющие множество решений, а также не имеющие решения; создание презентаций, разработка проектов и т.д.;

 

6. Групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ребенка, чем при фронтальной работе. Парная форма работы хороша при формировании внимательности обучающихся, когда им предлагается проверить работы друг друга;

 

7. Метод проектов: способствует активизации всех сфер личности — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности обучающихся, их самостоятельности, творчества;

 

8. Интернет-технологии (ИКТ) сегодня являются частью общей информационной культуры обучающихся. Задача обучающихся сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний.

Современный урок – это эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока и гарантированное достижение целей урока.

Для этого необходимо использование на практике новых педагогических технологий, эффективные формы организации образовательного процесса и активные методы обучения. Так что же это такое «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»?

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы;

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися на пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Характеристика основных активных методов обучения

Проблемное обучение – форма обучения, в которой усвоение материала у учащихся происходит в поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача учителя - не передать информацию, а помочь добыть информацию, разрешить проблемную ситуацию и найти способы решения проблемы. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Основной дидактический прием при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.

С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) Педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Разыгрывание ролей - игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;

взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.

Игровое производственное проектирование - активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучающим педагог;

разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии учащиеся учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Особая роль в семинаре-дискуссии принадлежит учителю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии.

Во время семинара-дискуссии учитель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада ученика, фиксирует противоречия в рассуждениях.

На таких занятиях необходим доверительный тон общения с учащимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения, реализовывать, в конечном счете, педагогику сотрудничества.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.

С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур.

Драматизация - инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация - театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.

Тренинги - обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с его содержанием. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

творческое усвоение школьниками учебного материала;

связь теоретических знаний с практикой;

активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

«Круглый стол» - это метод активного обучения, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у обучающихся познавательный интерес к предмету. Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся на уроках, которые я использую в своей работе, являются:

1. Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий.

4. Использование логических схем, составление кластеров. «Составление кластера» может быть использовано на разных этапах урока. Приём графической систематизации материала оформляем в определенном порядке в виде грозди или линии. Мысли "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке.

5. Элементы «изюминки» (интеллектуальная разминка).

6. Реализация личностно ориентированного и индивидуально дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах) и самостоятельной работы детей.

7. Нетрадиционные виды уроков: урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-исследование, проектная деятельность и др.

8. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические)

9. Подведения итогов. Рефлексия



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.