Применение стратегий смыслового чтения. Структурно-логическая схема по биографии М. Ю. Лермонтова

5
0
Материал опубликован 20 September 2019

Применение стратегий смыслового чтения.

Структурно-логическая схема по биографии

М. Ю. Лермонтова.





Цель: изучить биографию М. Ю. Лермонтова, применяя различные способы работы со структурно-логической схемой.

Задачи:

    формировать умение находить в тексте биографии автора ключевые слова;

    обучать принципам построения структурно-логической схемы по тексту биографии автора;

    обучать различным способам работы с составленной структурно-логической схемой.

Изучая с детьми биографию автора по тексту, размещённому в учебнике литературы, я столкнулась с серьёзными затруднениями. Выяснилось, что учащиеся плохо воспринимают текст биографии в силу ряда причин:

    незнакомый материал,

    наполненность «сухими» фактическими данными,

    большой объём информации.

Дети просто пропускают сведения о жизни автора мимо своего сознания, игнорируют их, потому что информацию в таком виде сложно воспринимать и сложно запомнить.



«Оторванность» биографии автора от текста произведения – серьёзная проблема, которая требует решения.



Знакомство с биографией автора предваряет изучение литературного произведения. Сделать это изучение плодотворным помогают различные приёмы смыслового чтения. Один из таких приёмов – составление структурно-логической схемы по тексту. Каковы этапы составления структурно-логической схемы по биографии автора?

    Текст биографии необходимо разбить на смысловые отрезки, пронумеровать. В каждом из фрагментов найти ключевые слова.

    Оформить схему, показав внутри блока факты, влияющие на формирование личности автора.









    Дополнить схему, определив характер влияния конкретного факта. Стрелка обозначает влияние/ «источник». Стрелка может быть взаимонаправленной.







Какие задания ученики могут выполнять по составленной структурно-логической схеме?

    По составленной структурно-логической схеме дети учат биографию автора дома, чтобы представить на уроке пересказ. Таким образом, сначала учащиеся «свернули» текст, а затем должны будут «развернуть» своими словами. Необходимо отметить, что схема зрительно запоминается очень хорошо, гораздо лучше, чем текст.

    Учащиеся, ориентируясь на обстоятельства жизни автора, представленные в блоках 4, 5, 6 могут сделать ряд предположений, предугадать: «О чём мог написать М. Ю. Лермонтов в своих произведениях? Какие мысли и чувства владели им? Какие идеи он мог выразить в своих стихах? ».

По отношению к тексту произведения это будет предтекстовая стратегия чтения.

    После прочтения литературного произведения учащиеся должны вернуться к биографии автора и ответить на ряд вопросов.

Например, какие события в жизни поэта подтолкнули его к написанию «Казачьей колыбельной песни»? Учащиеся должны понять, что вы имеете в виду блоки 4, 8.





Потеря матери, разлука с отцом (4, 5) вызывают у М. Ю. Лермонтова чувство постоянного одиночества (6), которое находит выражение в стихах, подобных «Парусу» (16). Таким образом можно проработать всю схему. Учащиеся придут к выводу, что все события в жизни автора взаимосвязаны.

Составление структурно-логической схемы по биографии автора позволяет:



    выделить ключевые события в жизни автора,



    охарактеризовать влияние факта на судьбу автора или отношение автора к происходящему,

    провести логические связи между событиями и фактами (изображается стрелками на ветви, а также стрелками между блоками),

    предугадать проблематику произведения,

    по проблематике произведения определить события в жизни писателя, этап в его судьбе, который повлёк за собой рождение изучаемого текста.

Структурно-логическая схема по биографии автора – стратегия смыслового чтения, которая не просто позволяет учащимся производить трёхэтапный анализ текста. В процессе работы над составленной структурно-логической схемой возникает диалог двух текстов, и каждый текст благодаря этому «диалогу» только обогащается смыслами!

Список литературы:

    Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - 2-е изд., доп. - М. : Педагогика, 1991

    Литература. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 /[авт.-сост.: М. А. Снежневская, О. М. Хренова]; под ред. Г И. Беленького. – 13-е изд.,перераб. – М.: Мнемозина, 2015. – 256 с. : ил.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.