Предварительный просмотр презентации
Стратегии смыслового чтения
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский
Внеклассное чтение Л.Андреев «Петька на даче» Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке» И.С.Тургенев «Бежин луг» В.Катаев «Сын полка» Б.Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Г.Щербакова «Яшкины дети» Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» В.Богомолов «Иван» А.Погорельский «Черная курица» К.Паустовский «Теплый хлеб» А.С.Пушкин «Повести Белкина» Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» Джек Лондон «Любовь к жизни» Л.Толстой «Хаджи-Мурат» А.С.Пушкин «Пиковая дама» Н.А.Некрасов «Русские женщины»
ФГОС ООО В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является реализация стратегии смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.
Приёмы смыслового чтения «Прогнозирование» «Ассоциативный куст» «Верно ли, что…» «Ключевые слова» «Восстанови текст» «Чтение с остановками» «Диалог с автором» «Письмо по кругу»
Приём «Прогнозирования» Осмысление эпиграфа к произведению. Предположите, о чем будет это произведение? (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.В.Гоголь «Ревизор») Прогнозирование ситуации: действие героя в ситуации нравственного выбора. Выполнит ли Герасим приказ барыни? (И.С.Тургенев «Муму») Рассмотрите иллюстрации к произведению. Предположите, о чем будет текст? (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник») Осмысление заголовка. (К.Г.Паустовский «Заячьи лапы») Изложение с творческим заданием. Продолжи текст. (О`Генри «Последний лист»). Сопоставление сочинения с рассказом.
Приём «Ассоциативный куст». Задание: назовите все возможные ассоциации со словом Подберите слова-ассоциации к слову «Рождество» (свечи, подарки, елка, снег, праздник, Иисус Христос). Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке». Игра «Текстологи» Там, где капустные грядки Красный водой поливает восход, …. маленький матке Зелёное вымя сосёт.(С.Есенин)
Приём «Верно ли, что…» Знакомство с биографией писателя. Верно ли, что А.С.Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Петербурге? Верно ли, что он получил образование в Царскосельском лицее? Верно ли, что А.С.Пушкин написал стихотворение «Бородино»? 2. Проверка понимания текста после домашнего чтения. Верно ли, что Дубровский и Дефорж – одно лицо? Верно ли, что Антон Пафнутьич Спицын был в медвежьей комнате?
Приём «Ключевые слова» Анализ текстов при подготовке к сочинениям ЕГЭ. Формулировка проблемы текста, комментарий и выявление позиции автора. Анализ текстов при подготовке к сочинениям ОГЭ. Выявление позиции автора. Подготовка к изложению и пересказу в среднем звене. Выход на микротемы. Изучение лирики. Через поиск ключевых слов выход на настроение лирического героя.
Приём «Восстанови текст» Упражнение № 254 Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите своё мнение. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога. 1. «А туда, где, говорят, зимы (не)бывает», — объяснил Павел. 2. «Что это?» — спросил вдруг Костя, приподняв голову. 3. Павел прислушался. «Это кулички летят, посвистывают ». 4. «А разве есть такая земля?» 5. «Куда же они летят?» 6. «Есть». 7. «Д..леко?» 8. «Д..леко, д..леко, за тёплыми морями». (И. Тургенев)
Приём «Чтение с остановками» Какие события могут произойти в описанной обстановке? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Что будет с героем после событий рассказа?
Приём «Диалог с автором» . Задание: прочитайте рассказ с карандашом; по ходу чтения «задайте вопросы автору» и запишите их на полях. Диалог с собой (Какой вопрос я бы задал А.Н.Островскому после прочтения драмы «Гроза»?) Рассказы А.Грина.
Вопросы разных типов - простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило? - уточняющие: Если я правильно понял, то…? - объясняющие – о причинах и следствиях: Почему? Зачем? Что из этого получилось? -вопросы-предположения: Что бы изменилось, если бы…? - оценочные: Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..? - вопросы на выявление эмоционального отношения: Понравился ли вам…? - вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил..?
Ступенчатая модель постановки вопросов, ориентированных на развитие творческого потенциала личности (Эрика Ландау): I. Объективные вопросы 1 уровень вопросов – «Описательный» (дает начало осмыслению): Кто? Что? Где? Когда? 2 уровень вопросов - «Казуальный» (требует понимания и установления связи): (Почему?) II. Субъективные вопросы. 3 уровень вопросов: Что нового ты об этом узнал? Какие чувства пережил? 4 уровень вопросов – «воображаемый»: что было бы, если...? Можно ли найти альтернативу решения данной проблемы? 5 уровень вопросов – «оценочные» вопросы, подготовленные решением всех предыдущих 6 уровень вопросов – вопросы, ориентированные на будущее: Что еще интересует тебя в этой проблеме? Что еще тебе хотелось бы узнать?
Прием «Письмо по кругу» Сочинение на определенную тему по одному предложению. Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Горбачёва Марина Юрьевна
Цыганова Анна Васильевна
Чубарова Наталья