Тематическое планирование курса «Стратегии смыслового чтения» (6 класс)
Тематическое планирование курса «Стратегии смыслового чтения» 6 классы |
|||
№ |
Тема занятия |
Содержание |
Основные виды деятельности. |
1 |
Введение. Цель и задачи курса. Входная диагностика: понимание текста. |
Законы построения текста. Основная идея текста. Заголовок. Требования к заголовку. |
Определение основной темы текста, адекватный подбор заголовка, деление текста на смысловые части и озаглавливание их, составление плана, выделение микротем в тексте, т.е. деление текста на абзацы, последовательное изложение своих мыслей. |
2 |
Повторение. План текста. |
План текста. Выделение микротем. Рисование картин к тексту. Составление плана. |
Организация совместной учебной деятельности. Ответы на вопросы: Что такое план? Для чего он может пригодиться? Как составить план? |
3 |
Классификация текстов по типу: описание, повествование, рассуждение. |
Определение: Что называется текстом? Классификация текстов по форме: устные и письменные; по виду речи: монологические и диалогические. Типы речи. |
Описание. Импрессионистические описания. Технические описания. Технические описания часто прибегают к несплошной форме текста – диаграммам, иллюстрациям. Повествование. Художественные повествовательные тексты, отчеты, журналистские новости. Рассуждение. Отзыв – это рассуждение о том, как идеи одного автора соотносятся с идеями другого автора. Научное рассуждение, мнение автора, убеждение читателя, инструкция, толкование, переговорный текст. |
4 |
Классификация текстов по формату: сплошные и несплошные тексты, смешанные и составные. |
Особенности каждого типа речи: описание можно сравнить с фотографией, повествование — можно представить как небольшой кинофильм. Рассуждение требует доказательств. |
Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, применение жизненного опыта, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач. |
5 |
Типы и стили речи. |
Алгоритм построения рассуждения - доказательства. Краткая характеристика известных стилей речи: разговорного, научного и художественного. |
Составление схемы построения рассуждения. На основе текста самостоятельное составление алгоритма построения рассуждения - доказательства. Восстановление текста по схеме – рассуждения. |
6 |
Преобразование текста. Способы сжатия текста. |
Исключение, обобщение, упрощение. |
Приёмы сжатия текста: исключение (повторов, синонимов, однородных членов, несущественной информации, фрагментов предложений). обобщение (замена фрагментов синонимичными выражениями, замена однородных членов обобщающим словом, обобщающим значением). упрощение (слияние нескольких предложений в одно, замена сложного предложения простым предложением, замена прямой речи косвенной). |
7 |
Контрольная работа. «Учимся читать учебные тексты» |
Диагностическая проверочная работа, ответы на вопросы по тексту «Русский язык». |
Мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное наблюдение, ответы на вопросы. |